Основы театральной деятельности
консультация (подготовительная группа) на тему

Гарбузова Ирина Михайловна

Содержание этой главы поможет педагогам познакомить детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства. Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещение театров, просмотра видео записей спектаклей. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребёнком, достаточно того чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они должны получать в ходе театральных игр - диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длинным монологом всезнающего взрослого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_teotralnoy_deyatelnosti_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Приложение №3.                                                  

                                                       ТЕОТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание этой главы поможет педагогам познакомить детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства. Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещение театров, просмотра видео записей спектаклей. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребёнком, достаточно того чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они должны получать в ходе театральных игр - диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длинным монологом всезнающего взрослого. Как правело, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1-2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабленным интересом смотреть одну и туже пьесу несколько раз.

Вспомним о всех видах театра и правилах поведения на сцене.

1. ВИДЫ ТЕАТРА: Настольный театр ( куклы стоят на столе ),

                                  кукольный театр (на сцене выступают куклы ),

                                  теневой театр ( на экран отсвечивает тень героев ),

                                  пальчиковый театр ( куклы одеваются на пальцы),

                                  опера ( герои не разговаривают, а поют.),

                                  балет ( герои не разговаривают, а танцуют.),

                                  оперетта ( речь, танец и пение объединяются.),

                                  пантомима ( где объясняют только жестами и мимикой.),

                                  драматический ( актёры разговаривают и двигаются как в жизни.)

3. ПРАВЕЛА ПОВЕДЕНИЯ НА СЦЕНЕ:1. Понять и передать роль героя.

                                             2. Работа на зрителя.

                                             3. Зритель не должен видеть спину ( только в исключительных случаях ).                            4. Уступать первый план на сцене ведущей роли.

                                             5. Постоянное движение твоей роли

4. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ. Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «покупка театрального билета», «о чём рассказала театральная программка», «сегодня мы идём в театр» и др.

2. СЛОВАРЬ ТЕОТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ: портьер ( ряды стульев и кресел. Места для  

                                                                                              зрителей.) сцена (место, где выступают актёры.),

                        занавес (красивые шторы, которые скрывают  сцену до начало спектакля.),                                                                                                                        

                       авансцена (передняя часть сцены.),

                        кулисы (боковая одежда сцены, где ждут выхода актёры.).

                        актёр (человек который выступает на сцене)

                        аплодисменты (ободрительные хлопки зрителей)

                        афиша (объявление о представлении)

                        антракт (промежуток между действиями спектакля.)

                        бутафория (предметы, изготовленные вместо настоящих предметов.)

                        грим (подкрашивание лица)

                        декорация (оформление сцены: лес, комната)

                        диалог (разговор между двумя или несколькими лицами.)

                        жест (движение рук, головы, передающие чувства и мысли.)

                        мимика (мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом.)

                        дикция (произношение слов.)

                        монолог (речь одного лица.)

                        режиссер (управляющий актёрами, раздающий роли.)

                       

                      ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Перед детьми выставляют игрушки, дети на них смотрят и придумывают рассказ.

2. КТО ПРИШЁЛ?. Показать сказку на настольном кукольном театре, а затем спросить:"Кто пришёл первым? Кто вторым? Назовите всех героев."Сказки: репка, теремок, заюшкина избушка, смоляной бычок.

3. КОВЁР САМОЛЁТ. Педагог предлагает детям на ковре самолёте перенестись в пустыню. Все собираются на ковер, закрывают глаза. "полёт" сопровождается тихой музыкой. Перелёт закончился и дети оказались в пустыне: палящее солнце, кругом обжигающий песок, очень хочется пить. Дети медленно идут по сыпучему песку, вытирают с лица пот, обмахиваются рукой, жмурятся от ослепительного солнца. Педагог предлагает поехать в другое место: В страну сказок где всё красиво, в джунгли где опасные звери, на болото где кочки и трясина, в лес где они идут по извилистой тропинке, перепрыгивают через лужи, по тоненькой дощечке переходят ручеёк.

4. ИЗОБРАЖАЮТ: пляж, домик в деревне, автобус, детский сад.

5. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:( двигаются хаотично меняя движения на удар бубна )Буратино, солдаты, птицы, рыбы, самолёты.

6. СКАЗКА ЛЕС. Герои: берёза, мышка, лисичка, ёжик, зайчик, ворона, кукушка, остальные дети змея.( дети взявшись за руки.)свёрнутая в калачик.

                                Первый удар бубна: просыпается змея ( дети говорят : "из куста шипули, за ногу тяпуля"от шопата постепенно переходя на негромкий голос.)

                                Второй удар бубна: просыпается лес и затем все дети встают в одну змею, а змея ползёт в разном направлении.

7. В ДЕТСКОМ МИРЕ. Цель: Развивать воображение и фантазию, учить создавать образ с помощью выразительных движений.

Ход игры: Дети распределяются на покупателей и игрушек, выбирают ребёнка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит её ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка.

8. В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫПКИ. В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб…

9. В ГОСТЯХХ У РУСАЛОЧКИ. В подводном царстве морского царя Русалка танцует в окружении рыб и медуз, крабов и морских звёзд, раковин и караллов…

10. ВКУСНЫЕ СЛОВА. Цель: Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

Ход игры: Дети садятся в кругу, педагог протягивает первому ребёнку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребёнок благодарит «съедает». Затем кладёт на сваю ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребёнка и т.д.                                    

11. КТО НА КАРТИНКЕ. Цель: Развивать умение передавать

   .РАБОТА   НАД СПЕКТАКЛЕМ

 Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю надо стараться соблюдать несколько основных правил:

    1.Не перегружать детей.

    2.Не навязывать сваё мнение.

    3.Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

    4.Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их на наиболее способных и слабых.

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Можно разбить работу над спектаклем на 7 этапов:

1.ЭТАП: Познакомить детей с культурой того времени, в которой писалось произведение,  познакомить с писателем.

2.ЭТАП: Деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им название.  

               Например: «отъезд купца», «чудовище и купец» и т.д.

3.ЭТАП: Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

4.ЭТАП: Постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями,

                т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. А

                педагог, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, уже может

                наметить по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

5.ЭТАП: Начинается работа над ролью. Нельзя приказать ребёнку: «испугайся»-или  показать свой вариант действия. Это

                приводит к запрограммированности   поведения. Можно подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то

                жизненный эпизод, когда ребёнку действительно было страшно. Только в этом случае

                поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Не следует

                предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию

                поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей.

                Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг

                друга. Удачное решение необходимо отмечать и поощрять.

 6.ЭТАП: Самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей                                        

               пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с                            

               условными предметами(большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки.), то

               теперь используются подготовленные для спектакля декорации. Репетиция идёт с

               музыкальным сопровождением. Репетиций всего спектакля может быть от одной

               до трёх.

7.ЭТАП: Премьера спектакля, поскольку до этого момента дети не действовали в  

                костюмах. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в

                исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и

                звучание. Каждый вкладывает в неё свой маленький опыт, свои эмоции и

                ощущения. И здесь задача педагога - раскрыть индивидуальность ребёнка,

                научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим

                исполнителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя ГБДОУ № 16 Московского района Сорониной Александры Вячеславовны по теме “Развитие артистизма, выразительности, как основы театральной деятельности дошкольника”.

“Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.К.С.Станиславский...

« Ознакомление родителей со сказкой на основе театральной деятельности.»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15676647","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Консультация для родителей: по ознакомлению с...

Статья "Нетрадиционные подходы к организации театральной деятельности, как средство социально – нравственной основы дошкольника"

Театр – это один из самых доступных видов искусства для детей, он помогает раскрывать творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде....

Мастер- класс на тему " Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с основами экологии через театральную деятельность"

Цель мастер- класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театральную деятельность.Задачи: -...

Работа с родителями по ознакомлению со сказкой на основе театральной деятельности (опыт работы)

Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ...

Презентация «Знакомство детей с основами театральной деятельности»

Знакомство педагогов с  использованием театрализованной деятельности, как средства развития и воспитания детей дошкольного возраста....

Педагогические основы театральной деятельности дошкольников

Театрализованная деятельность дошкольников – педагогическое понятие, имеющее длительную историю своего становления....