Работа с родителями по ознакомлению со сказкой на основе театральной деятельности (опыт работы)
статья

Мальцева Оксана Сергеевна

Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли эти функции. За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины веков.  Ребенку они более понятны, чем взрослому. Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь увидеть.И этому надо научить родителей.                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Центральное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области лицей с. Хрящевка  муниципального района Ставропольский

ул. Полевая, д. 7/1, с. Хрящевка, м.р. Ставропольский, Самарская область, 445146,  т./факс (8482)23-57-42

e-mail:  hryashhev -  sch@mail.ru

Работа с родителями по ознакомлению со сказкой

на основе театральной деятельности
(опыт работы)

 Работа с родителями по ознакомлению со сказкой на основе театральной деятельности:

 «Сказка – ложь, да в ней намек….»                                                                                                         

-На что? На этот вопрос невозможно ответить, будучи взрослым. Но все мы видим, как сказка воспринимается детьми: молча, и заворожено, без критики и обсуждений.                                                                                                                                                      

Академик Г. Н Волков утверждает, что «сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни,  в то же время мудры и    поучительны.  Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли эти функции».                                                                                                             За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины веков.                  Ребенку они более понятны, чем взрослому. Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь увидеть. Большая загруженность взрослых в повседневных делах и заботах совсем не оставляет времени на чтение и знакомство со сказкой со своим ребенком. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. К таким выводам я пришла после каждодневного наблюдения за детьми своей второй младшей группы и проведения опроса среди родителей.  

Вопросы для родителей:

1 Уважаемые родители, читаете ли вы сказки своему ребенку?

2 Используете ли в своей речи потешки, песенки, поговорки?

3 Есть ли у вас библиотека сказок?

4 Есть ли любимые сказки у вашего ребенка?

5 Кто чаще всего читает сказки (вы или бабушка?)

6 Играете ли вы в домашний театр?

 

Таким образом, актуальность данной темы  по работе с   родителями   обуславливается следующими  моментами:

-значением сказки и театральной деятельности в становлении личности ребенка-дошкольника (речевом, интеллектуальном, нравственном, художественном, творческом развитии)

- низким уровнем знаний родителей по театрализованной деятельности и художественной литературе для детей их возраста.

Актуальность данной темы позволила мне обозначить основную цель по работе с родителями в этом направлении:

-Разработать модель ознакомления родителей со сказкой, на основе театральной деятельности.

 В результате поставленной цели, передо мной встали следующие задачи:

1Создание сказочно-игрового пространства «Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении:

-Центра народной сказки.

-Мини-библиотеки. 

-Театрально-игровой центр,

- Центра ауди-сказок.

2 Развитие творческого потенциала родителей и детей;

3 Развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение детей к действительности, переживаниям и т. д)

4 Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.                                                                                                                                    

Для решения этих задач  использовались  ряд методов и приемов:                                                        - Совместное чтение сказок и их анализ.                                                                                                    - Словесные, настольно-печатные и подвижные игры родителей вместе с детьми, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач.                                                                                                                                          - Рисование, раскрашивание вместе с родителями наиболее ярких, эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.                                                                                                                           - Проигрывание отрывков из сказок, игр-инсценировок по фольклору, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением родителями и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

-Упражнения и этюды по формированию выразительности создания художественного образа (вербального и невербального)

-Мастер – классы по пошиву кукол в театральный уголок.

Привлечения родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве довольно сложная задача, приходится учитывать их занятость и порой даже их нежелание сотрудничать.

Для решения этой задачи мною используется много нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.                                                                                                                             Основной  формой моей работы с родителями является « Круглый стол», «Семейные посиделки» Помимо знакомства родителей с произведениями народного творчества правильным прочтением р. н. сказок с их последующим инсценированием, обучению театральному мастерству и т. д., проходит их обучение новым способам сочинения  сказок с учетом образовательных областей.  Родители учатся составлять познавательные обучающие сказки.

Итогом этого обучения  является  драматизация каждой семьей  сказки  с  костюмами, куклами и театр.атрибутами.

Так, например, к очередным посиделкам я даю нескольким семьям или одной семье задание придумать к каждому герою сказки «Колобок» небольшой рассказ или стихотворение с использованием  образовательных областей.                    

Раздача чудесных мешочков с атрибутами новой сказки.

Например: Сказка "Колобок» на новый лад".

Ведущий«Жили, были дед да бабка»

Бабка: «Целый день я занимаюсь домашними делами: стираю, навожу в доме порядок, пеку пироги. Пойду -ка я в амбар схожу, по сусекам помету, по коробу поскребу, намету муки да состряпаю колобок, порадую дедушку своего.»

Ведущий: «Испекла бабка колобок, положила стынуть, а сама пошла дальше своими делами заниматься. Лежал, лежал колобок, скучно ему стало, поговорить не с кем, спрыгнул он с окошко и покатился в лес. Катится, он катится и сам с собой рассуждает»

Колобок: «Я Колобок, Колобок из муки высшего сорта и сметаны   мешен, при комнатной температуре остужен, круглый по форме, желтый по цвету, сдобный по вкусу»

Ведущий«Катится Колобок и навстречу ему Зайчик»

Заяц: «Здравствуй Колобок! Я зайчик о себе стихотворный рассказчик. Послушай мое стихотворение

«Скачет между травками быстроногий зайчик

Смял своими лапами белый одуванчик,

Полетели высоко белые пушинки.

Скачет зайчик далеко по лесной полянке»

Ведущий: «Послушал колобок зайчика  поблагодарил его и покатился дальше, а навстречу ему волк»

Волк: «Кого я вижу, да это Колобок! А я дикий Волк живу в лесу, куда заходить далеко нельзя, можно потеряться или попасть ко мне в пасть. Но так как я очень спешу, то тебя так и быть отпущу!»

Ведущий: «Испугался колобок и покатился еще быстрее, катится, он катится, а навстречу ему Медведь»

Медведь: «Здравствуй, Колобок! Какой ты маленький, слабенький! Вот посмотри на меня большого, сильного медведя. А знаешь, почему я такой? Потому что каждый день делаю зарядку, вот повторяй за мной.

Каждый день по утрам

делаю зарядку (ходьба на месте).

Очень нравиться мне делать по порядку:

весело шагать (ходьба).

Лапы вверх поднимать (руки вверх).

приседать и вставать (приседание)

прыгать и скакать (прыжки)

Ведущий : «Сделал колобок зарядку вместе с медведем и покатился дальше. Катится он и видит лиса ему навстречу идет, распевается»

Лиса: «Как под горкой, под горой

Прыгал заинька косой

Картошка моя, вся поджаристая»

Ведущая: «Увидела лиса колобка и пригласила его на лесном концерте вместе с ней выступить»

Как показывает опыт, такая форма работы с родителями, как посиделки очень интересна, и на примере одних семей возрастает активность других.

Список литературы:

1Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,                         2 Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

3 Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя ГБДОУ № 16 Московского района Сорониной Александры Вячеславовны по теме “Развитие артистизма, выразительности, как основы театральной деятельности дошкольника”.

“Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.К.С.Станиславский...

«Развитие связной речи дошкольников по средствам театральной деятельности». опыт работы.

Период дошкольного детства считается фундаментом для развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе зависит  от уровня  овладениями связной речи. формирование связной речи в де...

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

« Ознакомление родителей со сказкой на основе театральной деятельности.»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15676647","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Консультация для родителей: по ознакомлению с...

опыт работы с родителями«Выстраивание целостного воспитательно - образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества с семьей»

Краткосрочный проект "Кто я?" Создание семейных альбомов о ребенке и его окружении. Развитие творческих способностей родителей и детей в процессе совместной деятельности....

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...