Опыт работы по теме"Воспитание патриотических чувству дошкольников на основе ознакомления с родным краем - Бутурлино"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Опыт работы по теме:
«Воспитание патриотических чувству дошкольников на основе ознакомления с родным краем - Бутурлино"
Выполнила: Кабаева М.Л.,
воспитатель 1 категории
Бутурлино, 2015г
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Тема проекта: Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем, выбрана неслучайно. Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Творческое название проекта: «Край родной - Бутурлино» Паспорт проекта: Тип проекта: информационно-творческий. По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края. По количеству участников: групповой. Участники проекта: - воспитанники старшей группы, - воспитатели, - родители, - музыкальный руководитель, - социум. По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май). Аннотация: Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Проект способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Помогает воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного поселка и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России. Гипотеза: если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма. Цель: Воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному поселку – Бутурлино Дидактические задачи: Дать знания детям о родном селе: достопримечательности, люди, природа; Познакомить с культурой и традициями Бутурлинского района; Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины; Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю. Направления проектной деятельности: - Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов - Технологический блок: разработка образовательной деятельности с использованием развивающего обучения - Организационный блок: создание предметно-развивающей среды Основной раздел программы: познавательно — речевое развитие Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Этапы проведения и реализации проекта: Реализация проекта предусматривала несколько этапов.
1 этап – Организационно- подготовительный. На данном этапе мною было отобрано и систематизировано материал по теме проекта. Подобрана литература об истории поселка, источниками стали материалы из архивов музея, подборка статей из библиотеки, а также сайт Бутурлинского района. Данную (используемую) информацию поместила в альбом «История, моей Родины». Семья Ластовкиных оформила альбом: «Достопримечательности моего любимого поселка», где ярко и красочно разместили фотографии зданий библиотеки, администрации, дома культуры, почты, банка, автостанции, памятника погибшим воинам, церкви, аптеки, реки Пьяны, стадиона, детской площадки, а также открывшиеся новые магазины. Совместно с родителями сделала подборку стихотворений о Бутурлине. Многие родители сходили с детьми в детскую библиотеку там познакомились с поэтами и писателями, которые писали о Бутурлинском крае. Некоторые дети выучили стихи о поселке. В группе создан мини-музей «Мое Бутурлино». В его создании принимали участие сотрудники ДОУ, родители и сами дети. Каждый день музей пополняется новыми материалами - портрет Ф.Д. Бутурлина, герб р.п. Бутурлино, фотографии, альбомы и другие экспонаты. Для более полного и лучшего запоминания достопримечательностей р. п. Бутурлино мною были разработан комплекс дидактических игр, это такие как: «Собери картинку», «Назови, что изображено», «Узнай по описанию», «Что покажем, куда повезем». Для родителей подготовила памятку «Рекомендации посещения с детьми памятных мест р. п. Бутурлино», с целью ознакомления с достопримечательностями поселка. Разработала консультацию: «В часы семейного досуга: прогулки по поселку Бутурлино». Я рекомендовала совершать родителям с детьми прогулки по улице, на которой они живут, по улице Ленина: рассмотреть здания, сфотографировать ребенка на улице, около достопримечательных мест, еще раз познакомить с названием достопримечательности. 2 этап - Практический На втором этапе началась непосредственная работа по воспитанию у детей любви к родному поселку и обогащению знаний о нем. Знакомство с поселком начала с экскурсии по центральной улице Ленина, где дети познакомились со зданиями дома культуры, администрации, аптеки, музея, памятником погибших воинов и монументальной доской. В ходе экскурсии дети узнали о прилегающих к детскому саду улицах и их названиях. Экскурсия получилась очень оживленная, эмоциональная. Таня Г. с Олегом З. рассказала, что в здании администрации работают их мамы. Вероника Л. с Никитой С. рассказали, что в здании дома культуры ходят в художественную школу, а Дима Б. ходил с братом в цирк. Около памятника погибшим воинам дети вспомнили, что 9 мая возлагали здесь цветы. Юля П. у здания аптеки рассказала, что здесь мама ей покупала лекарство и витамины. Родители вместе с детьми написали мини – сочинения на темы: «Мой дом», «Моя улица», где они отразили название и особенности их улицы, её историю. Семья Солоухиных посетила музей для обогащения знаний о возникновении своей улицы. Для более полного знакомства с поселком организована целевая экскурсия в музей. Сотрудники музея показали фильма о поселке Бутурлино. Через фильм дети узнали историю возникновения и развития поселка. Все дети смотрели фильм с интересом, узнавали здания и улицы. Продолжением работы стало знакомство с гербом поселка, его особенностями. У детей стали возникать вопросы: «Есть ли герб у семьи», «Можно ли самим придумать герб», тогда я предложила детям вместе с родителями нарисовать свой семейный герб. В группе стали появляться семейные гербы. Гербы получились разнообразными и творческими, каждая семья вложила частичку своего домашнего очага. В каждом гербе была изюминка, неповторимость и индивидуальность. Семья Зубенко отразили свой герб в виде ладошки, Семья Ситновых в виде короны и т.д. Оформили выставку гербов в мини-музеи группы. Поскольку в процессе игры дети лучше воспринимают и легче усваивают материал, то для повторения и закрепления знаний о поселке провела следующие дидактические игры: «Собери картинку», «Назови, что изображено», «Узнай по описанию», «Что покажем, куда повезем». В процессе игры дети не только закрепляли полученные знания, но и учились доброжелательно общаться с детьми, выступали в роли ведущего, развивали логическое мышление. Для обобщения пройденного материала была проведена непосредственно образовательную деятельность по теме: «Семейный герб». При подготовке к занятию дети вместе с родителями изготавливали свой семейный герб и его охарактеризовали. В ходе занятия мы повторили членов семьи, познакомились с понятием род и родословная. Повторили отличительные признаки каждой семьи, а в конце занятия каждый ребенок познакомил нас со своим семейным гербом. Так же были проведены НОД по следующим темам: «Достопримечательность нашего села», «Птицы и животные нашего села», «Борнуковское чудо», «Край родной- Бутурлино!» В ходе проекта на музыкальных занятиях с музыкальным руководителем мы прослушивали и заучивали слова песни «Бутурлино». Которая была исполнена на празднике посвященный «Дню Победы» и итоговом открытом НОД «Край родной - Бутурлино». Так же с руководителем по изобразительной деятельности мы нарисовали рисунки на тему: «Мой поселок будущего», «Машины нашего поселка»а затем оформили выставку получившихся рисунков. Результатом познавательных походов родителей вместе с детьми по улицам Бутурлино стало большое количество фотографий, из которых мы с детьми сделали стенгазету: «Я на улице поселка». Дети своими руками наклеивали фотографии и придумывали им названия. Утром стенгазету мы вывесили в раздевальной комнате, что стало приятным сюрпризом для родителей. Считаю, важной частью по реализации проекта стало формирование у воспитанников представлений о людях родного поселка - в решение этой задачи мы провели экскурсию к монументальной доске « Эти люди прославили Бутурлино», где познакомились с личностями почетных жителей нашего поселка. Особую роль для реализации проекта сыграли досуги «Растем защитниками родного поселка» и «День Победы», так как они воспитывают у детей патриотические чувства и дополняют социальный опыт ребенка. 3 этап: Заключительный На данном этапе были проведены следующие мероприятия: Показ открытого показа НОД «Край родной- Бутурлино» Презентация “ Край родной- Бутурлино ” Выставка продуктов детской деятельности. Развлечение «За семейным столом 4.Заключительный Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Проект можно использовать в любой группе детского сада, в кружковой работе. Я надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»
"Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...
Презентация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем"
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился ...
Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»...
Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
ПРОЕКТ «Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только...
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями восп...
- Мне нравится (1)