Опыт работы по теме"Воспитание патриотических чувству дошкольников на основе ознакомления с родным краем - Бутурлино"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кабаева Мария Леонидовна

  описание проекта "Край родной - Бутурлино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Опыт работы по теме:

«Воспитание патриотических чувству дошкольников на основе ознакомления с родным краем - Бутурлино"

Выполнила: Кабаева М.Л.,

воспитатель 1 категории

Бутурлино, 2015г

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

                                                                                           

Д.С.Лихачёв

 

      Тема проекта: Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем, выбрана неслучайно.

      Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

        Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

       Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

     Творческое название проекта: «Край родной  - Бутурлино»

      Паспорт проекта: Тип проекта: информационно-творческий.

По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: - воспитанники старшей группы, - воспитатели, - родители, - музыкальный руководитель, - социум.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май).

Аннотация: Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Проект способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Помогает воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного поселка и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.

Гипотеза: если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Цель: Воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному поселку – Бутурлино

Дидактические задачи: 

Дать знания детям о родном селе: достопримечательности, люди, природа;

Познакомить с культурой и традициями Бутурлинского района;

Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины;

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

 Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.

Направления проектной деятельности:

- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

- Технологический блок: разработка образовательной деятельности с использованием развивающего обучения

- Организационный блок: создание предметно-развивающей среды

Основной раздел программы: познавательно — речевое развитие

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы,
  2. подбор произведений русского народного творчества,
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  5. дидактические игры,
  6. выставки книг, рисунков, поделок,
  7. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

Реализация проекта предусматривала несколько этапов.

 

1 этап – Организационно- подготовительный.

На данном этапе мною было отобрано  и систематизировано материал по теме проекта. Подобрана  литература  об истории поселка, источниками стали материалы из архивов музея,  подборка статей из библиотеки, а также  сайт Бутурлинского района.  Данную (используемую) информацию  поместила в альбом «История, моей Родины».

Семья Ластовкиных оформила  альбом:  «Достопримечательности моего любимого поселка»,  где  ярко и красочно разместили фотографии зданий  библиотеки, администрации, дома культуры, почты, банка, автостанции, памятника погибшим воинам, церкви,  аптеки, реки Пьяны, стадиона, детской площадки, а также открывшиеся новые магазины.

Совместно  с родителями сделала подборку стихотворений о Бутурлине.  Многие родители сходили с детьми в детскую библиотеку там  познакомились с поэтами и писателями, которые  писали о Бутурлинском крае. Некоторые дети выучили  стихи о поселке.

В группе создан мини-музей «Мое Бутурлино». В его создании принимали участие сотрудники ДОУ, родители и сами дети. Каждый день музей пополняется новыми материалами - портрет  Ф.Д. Бутурлина, герб р.п. Бутурлино, фотографии, альбомы и другие экспонаты.

Для более полного и лучшего запоминания достопримечательностей р. п.  Бутурлино  мною были разработан комплекс дидактических игр, это такие как: «Собери картинку», «Назови, что изображено», «Узнай по описанию»,  «Что покажем, куда повезем».

Для родителей подготовила памятку «Рекомендации посещения с детьми памятных мест р. п. Бутурлино», с целью ознакомления  с достопримечательностями поселка. Разработала консультацию: «В часы семейного досуга: прогулки по поселку Бутурлино». Я рекомендовала совершать родителям с детьми прогулки по улице,  на которой они живут, по улице Ленина: рассмотреть здания, сфотографировать ребенка на улице, около достопримечательных мест, еще раз познакомить с названием достопримечательности.

2 этап - Практический

На втором этапе началась непосредственная работа по воспитанию у детей  любви к родному поселку и обогащению знаний о нем.

 Знакомство с поселком начала  с экскурсии по центральной улице Ленина, где дети познакомились со зданиями  дома культуры, администрации, аптеки, музея, памятником погибших воинов и монументальной доской. В ходе  экскурсии дети узнали о  прилегающих к детскому саду улицах и их названиях. Экскурсия получилась очень оживленная,  эмоциональная. Таня Г. с Олегом З. рассказала, что в здании администрации работают их мамы.    Вероника Л.  с Никитой С. рассказали, что в здании дома культуры ходят в художественную школу, а Дима Б. ходил с братом в цирк. Около памятника погибшим воинам дети вспомнили, что 9 мая возлагали здесь цветы.  Юля П. у здания аптеки  рассказала, что здесь  мама ей покупала лекарство и витамины.

 Родители вместе с детьми написали мини – сочинения на темы: «Мой дом», «Моя улица», где они отразили название и особенности их улицы, её историю. Семья Солоухиных посетила музей для обогащения знаний о возникновении своей улицы.

 Для более полного  знакомства с поселком организована   целевая экскурсия в музей. Сотрудники музея  показали фильма о поселке Бутурлино. Через фильм дети узнали историю возникновения и развития поселка. Все дети смотрели фильм с интересом, узнавали здания и  улицы.

Продолжением работы стало знакомство с гербом поселка, его особенностями. У детей стали возникать вопросы: «Есть ли герб у семьи», «Можно ли самим придумать герб», тогда я предложила детям вместе с родителями нарисовать свой  семейный герб. В группе стали появляться семейные гербы.  Гербы получились разнообразными и творческими, каждая семья  вложила частичку своего домашнего очага.  В каждом гербе была изюминка, неповторимость и индивидуальность. Семья Зубенко отразили свой герб в виде ладошки, Семья Ситновых в  виде короны и т.д. Оформили выставку гербов в мини-музеи группы.

Поскольку в процессе игры дети лучше воспринимают и легче усваивают материал, то для повторения и закрепления знаний о поселке провела следующие дидактические игры: «Собери картинку», «Назови, что изображено», «Узнай по описанию»,  «Что покажем, куда повезем».   В процессе игры дети не только закрепляли полученные знания, но и учились доброжелательно общаться с детьми, выступали в роли ведущего, развивали логическое мышление.

Для обобщения пройденного материала была проведена непосредственно образовательную деятельность по теме: «Семейный герб». При подготовке к занятию дети вместе с родителями изготавливали свой семейный герб и его охарактеризовали. В ходе занятия мы повторили членов семьи, познакомились с понятием род и родословная. Повторили отличительные признаки каждой семьи, а в конце занятия каждый ребенок познакомил  нас со своим семейным гербом.  Так же были проведены НОД по следующим темам: «Достопримечательность нашего села»«Птицы и животные нашего села»«Борнуковское чудо», «Край родной- Бутурлино!»

В ходе проекта на музыкальных занятиях с музыкальным руководителем мы прослушивали и заучивали слова песни «Бутурлино». Которая была исполнена на празднике посвященный «Дню Победы» и итоговом открытом НОД «Край родной - Бутурлино».

Так же с  руководителем по изобразительной деятельности мы нарисовали  рисунки на тему: «Мой поселок будущего», «Машины нашего поселка»а затем оформили  выставку получившихся рисунков.

Результатом познавательных походов родителей вместе с детьми  по улицам Бутурлино стало большое количество фотографий, из которых мы с детьми сделали стенгазету: «Я на улице поселка». Дети своими руками  наклеивали  фотографии и придумывали им названия.  Утром стенгазету мы вывесили  в раздевальной комнате, что стало  приятным сюрпризом для родителей.

Считаю, важной частью  по реализации проекта стало формирование у воспитанников представлений о людях родного поселка -  в решение этой задачи мы провели  экскурсию к монументальной доске « Эти люди прославили  Бутурлино», где познакомились с личностями почетных жителей нашего поселка.

Особую роль для реализации проекта сыграли  досуги «Растем защитниками родного поселка» и «День Победы», так как  они воспитывают у детей патриотические чувства  и дополняют социальный опыт ребенка.

3 этап: Заключительный

На данном этапе были проведены следующие мероприятия:

Показ открытого показа НОД «Край родной- Бутурлино»

Презентация “ Край родной- Бутурлино ”

Выставка продуктов детской деятельности.

Развлечение «За семейным столом

4.Заключительный

Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Результативность профессиональной педагогической деятельности  и достигнутые  эффекты

  • создана предметно-развивающая среда;
  •  разработано перспективно - тематическое  планирование с детьми по данной теме;
  • разработан диагностический материал по воспитанию патриотических чувств у дошкольников;
  • составлена программа по работе с родителями;
  • составлены конспекты НОД по ознакомлению с родным городом;
  • создан проект «край родной - Бутурлино»;
  • вырос уровень знаний детей о своем поселке, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуры через экскурсии в музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми, чувство причастности к жизни своей малой родины, расширился кругозор;
  • уровень знаний сформирован у большинства воспитанников, уровня не  сформированных знаний у воспитанников  не выявлено;
  •  за год реализации проекта количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе возросло от 33% - до 96%;
  • количество родителей, оценивающих свою компетентность как  достаточную, возросло с 30 % до 98 %.

Проект можно использовать в любой группе детского сада, в кружковой работе.

Я надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»

"Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...

Презентация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем"

      Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился ...

Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»...

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

ПРОЕКТ «Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...