Главные вкладки

    Консультация для родителей "Что мы не понимаем?"
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Альканова Ольга Ивановна

    Очень часто от родителей можно услышать: «Мы это не понимаем». Это высказывание относится конкретно к обучению грамоте детей. Хочется помочь родителям и провести с ними небольшую консультацию.

    Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_chto_my_ne_ponimaem.docx24.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Очень часто от родителей можно услышать: «Мы это не понимаем». Это высказывание относится конкретно к обучению грамоте детей. Хочется помочь родителям и провести с ними небольшую консультацию.

    Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

    Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

    Обучение грамоте в детском саду поможет ребёнку избежать некоторые специфические ошибки.

    ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕБЁНОК:

    • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
    • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы;
    • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

    Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

    Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

    • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
    • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

    «КАК ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ»

    Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове; фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение места звука в слове.

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:

    1. Звук – мы слышим и произносим.
    2. Буквы мы пишем и читаем.
    3. Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
    Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
    Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

    Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

    Примерные игровые задания.

           1.«Светофорчики»
             Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

    Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный
    (Снег, зима, лыжи и др.).

    1. «Покажи картинку на определённый звук» слышать звук в начале слова)
    1. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
    2. «Сколько звуков в слове спряталось?»
    3. «Место звука в слове»

     

    КАК ПРОВОДИТСЯ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

     Выложить схему слова КОТ.
    — Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука).
    — Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
    — Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
    — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
    — Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
    — Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
    — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
    — Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
    — Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

    Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]?(Синим квадратиком).
    — Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

    Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

    — «На что похожа буква?»
    — В ряду букв обвести в круг заданную букву.
    — Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
    — Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. 

    Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

    Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

    Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

    Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

    Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

    Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

    Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

    Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....