Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к защите Родины
проект (старшая группа) на тему

Айнетдинова Заря Мухаметфатыховна

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество. Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Что и отмечено в  «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»: «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitniki_rodiny-pered.docx64.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Проект

Тема:

«Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к защите Родины»

Воспитатель: Айнетдинова Заря Мухаметфатыховна

2016 г.

Содержание

Актуальность        

Цель проекта:        

Задачи проекта:        

Анализ внешней ситуации        

Анализ внутренней ситуации        

Ожидаемые результаты:        

Этапы реализации проекта:        

Ресурсы:        

Мониторинг        

Результативность.        

Заключение        

Список литературы        


Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество. Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Что и отмечено в  «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»: «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Считается нормальным, любой ценой уклоняться от армии. Большинство старших дошкольников на вопрос: «Кто является героем?» называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек–паук, черепашки Ниндзя и др. А ведь наша страна издавна славится своими защитниками, которые совершали подвиги и охраняли границы родной земли. Много славных полководцев и простых солдат прославляли Россию с древних времен до наших дней. В связи с этим в дошкольных учреждениях просто необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по их приобщению к истории нашей Родины. Знакомя детей с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к Отчизне.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности.

Гипотеза:

Если работа по формированию интереса детей к истории нашей страны и чувства гордости за воинов защищавших ее будет проводиться в системе, то это будет способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности и патриотизма.

Необходимость оптимизации работы по патриотическому воспитанию определила цель проекта.

Цель проекта:

Формирование у старших дошкольников интереса к истории нашей страны и чувства гордости за воинов, защищавших ее.

Задачи проекта:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме;
  2. Знакомить детей с героическим прошлым нашей Родины;
  3. Привить интерес к былинным героям;
  4. Расширить и обобщить знания детей об истории Великой Отечественной войны;
  5. Расширить представления детей о российской армии;
  6. Воспитать чувство уважения к российскому воину;
  7. Привлечь родителей к совместным познавательно-методическим мероприятиям. Сформировать у них активную позицию в воспитании и образовании детей;
  8. Пополнить предметно-развивающую среду дидактическими материалами по формированию представлений о Защитниках Отечества.


Анализ внешней ситуации

Положительные факторы

Отрицательные факторы

  •  Расширение нормативно правовой базы Российской Федерации; появление нормативно-правовых актов Чувашской Республики в области патриотического воспитания дошкольников.
  • Вариативность программ, разнообразие методик, технологий.
  • Развитие информационных и материально-технических ресурсов.
  • Нестабильность в обществе;
  • Экономический кризис;
  • Недостаточное финансирование.

Возможности

Угрозы и ограничения

  • Использование программ нового поколения;
  • Использование порциальных программ.
  • Отток высококвалифицированных работников;
  • Слабая материальная база.


Анализ внутренней ситуации

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Использование элементов проблемного и развивающего обучения;
  • Укомплектованность методкабинета периодическими изданиями методического характера;
  • Опыт работы;
  • Удобное расположение ДОУ (рядом роща, библиотека, школа);
  • Наличие близлежащих учреждений доп. Образования (ЦРТДиЮ, «Школа искусств»);
  • ДОУ подключен к сети Интернет.
  • Недостаток познавательной литературы по патриотическому воспитанию;
  • Недостаточность финансирования ДОУ;
  • Нагрузка педагогов выше оптимальной;
  • Уровень пед. Образования родителей;
  • Неготовность части родителей нести материальные и временные затраты при реализации проекта.

Возможности

Угрозы и ограничения

  • Сотрудничество со школой, библиотекой, ЦРТДиЮ, художественным музеем;
  • Организация дополнительного образования.
  • Несовпадение социального заказа родителей и требований образовательных программ ДОУ.


Ожидаемые результаты:

  • У детей появляется представление о героическом прошлом нашей Родины, былинных героях;
  • Расширится представление детей о героизме российских солдат в годы Великой Отечественной войны и в наши дни;
  • Сформируется чувство уважения к российскому воину, желание быть похожим на них;
  • Повысится качество методического сопровождения;
  • Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств.
  • Предметно-развивающая среда пополнится дидактическими материалами по формированию представлений о защитниках Отечества.


Реализация проекта осуществляется по трем блокам:

Блок 1. Русские богатыри

Блок 2. Великая Отечественная война

Блок 3. Российская армия

Русские богатыри

Великая Отечественная война

Российская армия


Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

Мероприятия

Цели

Ответственный

«Круглый стол»  

Обсудить цели и задачи проекта,

сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта.

воспитатель

Диагностирование детей

Выявить уровень знаний детей по данной теме.

воспитатель

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

воспитатель

Подбор художественной литературы, иллюстраций по теме проекта.

Обогащение предметно-развивающей среды

Воспитатель и родители

Изготовление атрибутов для с/р и театрализованных игр (шлем, меч, щит, плащ-накидка и т.д.)

II этап - основной

Первая неделя «Русские богатыри»

Виды деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Рассмотрение картины В. Васнецова «Три богатыря»;
  2. Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник»;
  3. Познавательная деятельность «Славное прошлое наших предков»;
  4. Лепка «Богатыри».

1.        Рекомендации родителям: совместный просмотр фильмов-сказок: «Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и т.п. (на выбор); посещение военно-патриотического музея в школе №8 (тема «древнее оружие»), музея истории города (с целью ознакомления с вооружением древних воинов).

2.        Анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание детей».

Вне Н.О.Д.

  1. Чтение художественных произведений «Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич; чтение глав из книги Н. Майорова «Моя первая книга. Русская история».
  2. Рассмотрение репродукций картин: «Илья Муромец» (худ. К. Рерих), «После побоища Игоря Святославовича с половцами (худ. В.Васнецов), «Утро на Куликовском поле» (худ. А. Бубнов).
  3. Прослушивание песни «Богатырская сила» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой), отрывка из пьесы «Богатырские ворота» М. Мусоргского.
  4. Д/и «Собери богатыря в путь – дорогу» - закрепить названия воинского снаряжения русских богатырей.
  5. С/р игры «Богатыри», «Защита Кремля»;
  6. Рисование воинов-богатырей;
  7. Разучивание пословиц, отгадывание загадок;

Исследовательская работа детей совместно с родителями: «Русские богатыри», «Воинское снаряжение русских богатырей».

Вторая неделя –Великая Отечественная война

Н.О.Д.

  1. «Сорок первый – сорок пятый: дорога к Победе». (педагогическая гостиная с участием детей, родителей и ветеранов В.О. войны);
  2. Заучивание стихотворения «Слава Армии Российской»;
  3. Конструирование «Военный корабль»;
  4. Рисование «Вечный огонь».
  1. Участие родителей в создании в группе мини-музея «Защитники Отечества» (сбор архивного материала из фонда семьи об участниках Великой Отечественной войны).
  2. Рекомендация родителям:

-посетить музей боевой славы в школе №8

-собрать и оформить собранную информацию о тех членах семьи, которые были участниками Великой Отечественной войны

3. Предложить родителям список литературы, рекомендуемый для чтения детям о Великой Отечественной войне 1941-1944гг.

Вне Н.О.Д.

  1. Чтение худ. произведений: «День Победы П. Воронько, «Неизвестный солдат» В. Шаламова, «Твои защитники» Л. Кассиля, «Знамя победы» Я. Макаренко, «Быль для детей» С. Михалкова;
  2. Разучивание стихотворения С.Маршака «Пусть не будет войны никогда»;
  3. Разучивание поговорок о войне и мире;
  4. Разгадывание загадок;
  5.  Д/и «Скажи иначе»;
  6. Беседа «Заповеди партизан»;
  7. Спортивный досуг «Панфиловцы»;
  8. Рассматривание картин: «Портрет гвардии генерал-майора И. Панфилова» (худ. В. Яковлев), «Письмо с фронта» (А. Лактионов), «Мать партизана» (С.В. Герасимов), «Победа» (П. Кривоногов);
  9. С/р игра «Подводная лодка»;
  10. П/и «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу – огонь!»;
  11.  Прослушивание аудиозаписей из серии «Детский праздник», «Будущий солдат» (Д. Трубачев, В. Трубачева «День Победы», «Ветераны»);
  12.   Посещение музея, памятника неизвестного солдата.

Исследовательская работа детей совместно с родителями: «Мои дедушки и бабушки – участники ВОВ»;

Третья неделя: «Российская Армия»

Н.О.Д.

1. Познавательная деятельность «Наша армия сильна»;

2. Чтение рассказа С. Баруздина «Странный клад»;

3. Рисование на тему «Пограничник с собакой»;

4. Поздравительная открытка к 23 февраля;

5. лепка «Пограничник с собакой».

1.Рекомендации родителям:

- папам рассказать своим детям о службе в армии (с рассматриванием фотографий из семейного архива);

- принять участие в подборе фотографий, экспонатов для мини-музея ( о современной армии);

- организовать совместный просмотр видео и кинофильмов о службе солдат в мирное время («Пес Алый», «Максим-Перепелица», «Голубые береты» и др.);

- предложить детям книги-раскраски с изображением современной военной техники.

2. Предложить родителям список литературы, рекомендуемой для чтения детям.

Вне Н.О.Д.

  1. Чтение худ. литературы: С. Баруздин «Шел по улице солдат», А. Митяев «Наше оружие», «В. Корнилов «Вот такой Пахомов»;
  2. Рассмотрение картин «Совместные учения», «Полеты крейсера» (Г. Севастьянов), «Защитники мирного неба» (О. Авакимян) и иллюстраций;
  3. Разгадывание загадок о военной технике, родах войск;
  4. Прослушивание аудиозаписей из серии «Детский праздник. «Будущий солдат»;
  5. Вечер встреч. Рассказ военнослужащего о службе в армии в мирное время;
  6. Выпуск стенгазеты «Доблестные войны России» (с использованием фотографий из семейных альбомов).

Исследовательская работа детей совместно с родителями: «Мой папа тоже служил в армии»;

Заключительный этап.

1.

Просмотр презентации «Защитники Отечества».

2.

Презентация исследовательских работ детей.

3.

Родительское собрание с презентацией исследовательских работ детей.

4.

Составление исторического альбома «Твои защитники, Россия».


Ресурсы:

  • В проекте участвуют дети старшей группы.
  • Воспитатель – главное действующее лицо в осуществлении проекта.
  • Музыкальный работник подбирает песни, инструментальные произведения, связанные с тематикой проекта.
  • Инструктор по физической культуре подбирает подвижные игры по тематике проекта.
  • К финансовой поддержке планируем привлечь родителей и использовать бюджетные средства.
  • Родители участвуют во всех совместных мероприятиях.


Мониторинг

Оценка успешности детей в решении проблемы отслеживания через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.

Эффективность деятельности определяется соотнесением ожидаемого результата и реального достигнутого.


Результативность.

Результативность деятельности определяется соотношением результатов диагностик в начале и в конце реализации проекта.

Диагностика уровня знаний старших дошкольников об истории своей страны и боевом прошлом русского народа; о защитниках Отечества, о былинных богатырях, об армии и видах войск.

Вопросы:

  •  Как называется наша страна?

  • Как она называлась раньше?

  • Кто защищал русскую землю?

  • Кто такой богатырь?

  • Каких богатырей вы знаете?

  • Какое защитное вооружение богатырей ты знаешь?

  • Какой праздник мы справляем 23 февраля?

  • Кого мы называем защитниками Отечества?

  • Назови военные профессии.

  • Какие рода войск ты знаешь?

  • Каким должен быть защитник Отечества?

  • Какой праздник отмечается в нашей стране каждый год в начале мая?

  • Как ты думаешь, почему наш народ отмечает праздник День Победы?

  • Когда началась Великая Отечественная война?

  • Как долго длилась война?

  • Кто встал на защиту нашей Родины?

  • Кто такие ветераны?

  • Есть ли в твоей семье ветераны Великой Отечественной войны?

Уровни усвоения материала:

Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребенок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.

Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребенку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.

Низкий уровень: ребенок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказкой взрослого.

Полученные результаты будут отражены в диаграммах.


Заключение

        Проект рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.


Список литературы

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.
  2. Программа «Социокультурные истоки». Истоковедение. Том 11, М.: Истоки, 2012 г.
  3. Книга «Верность родной земле»/М.: Истоки, 2013 г.
  4. Алешина Н.В. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старая группа. М., 2005 г.
  5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005 г.
  6. Ю.Е. Антонов «Великой победе посвящается», ТЦ Сфера, 2010
  7. А.П. Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о великой победе», Москва, 2012 г., издательство Гном
  8. Журнал «Воспитатель ДОУ», №5, 2011 г.
  9. Журнал «Воспитатель ДОУ», №2, 2014 г.
  10. Журнал «Воспитатель ДОУ», №4,2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.          ИНТЕРЕС К ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕН ...

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания

Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и их возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностях необходимо, чтобы пони...

Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ

Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образо...

"Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни "

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденциейк росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития....

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания

Детство является  ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические функциональные структуры, определяющие  потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому, на этапе дошко...