Приобщение детей дошкольного возраста к национальной народной культуре через игровую деятельность с использованием авторского материала и информационно-коммуникационных технологий.
статья на тему

Камалеева Диляра Султанахметовна

Актуальность и значение приобщения детей к национальным  татарским играм, внедрение информационно-коммуникационных технологий в создании музыкально-дидактических игр: цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной народной культуре через игровую деятельность с использованием авторского материала и информационно-коммуникационных технологий.

Диляра Султанахметовна  Камалеева

МАДОУ «Детский сад № 59»

     

Актуальность темы.

Современные концепции личности ребенка, а так же региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследия каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, а каждодневное обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность, любящая  свой народ и все, что связано с  татарской народной культурой:  народные танцы, устный народный фольклор, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Жизнь ребёнка в детском саду проходит через игру – это его стихия, влечение, основная его деятельность. В ней он чувствует себя удобно, от неё не устаёт, учится в ней искусству общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Это самое комфортное и благоприятное пространство для его саморазвития.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Татарские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений. В ходе игры проявлялись смекалка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе.

По содержанию все татарские народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.  

В народных играх находит отражение своеобразие татарского фольклора. В них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.  Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Татарские игры подразделяются на   хороводные, сюжетные, подвижные.

Во время хороводных игр большую роль играет музыка, песня, частушки, которые часто имеют шуточный характер. Движения игр  сочетаются с музыкой, смысл песен и частушек сопровождаются определёнными действиями. Например: группа детей разделившись на два круга проговаривая  или пропевая потешку  « соревнуются»   друг с другом, одновременно выполняя несложные танцевальные движения:

Первый круг:       Алдыр чишмә тамчылый,  

                                 Гөлдер чишмә тамчылый,

                                 Ал кирәк, гөл кирәк,

                                 Бездән сезгә кем кирәк?

Второй круг:         Алдыр чишмә тамчылый,  

                                 Гөлдер чишмә тамчылый,

                                 Ал да кирәк, гөл дә кирәк,

                                 Гөлназ матур кыз кирәк.

Сюжетные игры по смыслу и по постановке напоминают театрализованные действия. Дети не всегда могут всё передать на словах, поэтому им легче многое изображать через импровизационные действия драматических игр. Сюжетные игры имеют широкий смысл, многостороннее содержание. Дети часто сами импровизируют события, действия.

Самыми любимыми у детей являются подвижные игры. Они отличаются тем, что в них могут принимать участие большое количество детей. Эти игры в основном проводятся на свежем воздухе с использованием различных предметов ( мячи, скакалки, палки и т.д.) В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих. То есть задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалки, песни, потешки), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его  желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь  в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Мною были разработаны  подвижные татарские игры на развитие различных качеств ребёнка.

 “ Капкан уены” -    на развитие творческих способностей;

“ Дуслашу уены” -  на развитие коммуникативных качеств;

“Алдыр чишмэ” -    на развитие силы, ловкости, стремления к победе;

“ Там, там, тамчы там” – на развитие ориентировки в пространстве, смекалки, быстроты действий.  Подвижные народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.Дети с большим желанием играют в национальные игры. Посредством этих игр они легче приобщаются к национальным традициям, устоям татарского народа, знакомятся с фольклором.        

 В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.  

 В свете новых требований  целесообразно применять для  музыкального развития детей информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ в создании музыкально-дидактических игр многократно усиливают обучающий эффект, т.к. в них с помощью инновационных технологий можно соединить воедино видео, музыкальный и информационный материал. Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.  Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки. Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

 ИКТ помогает:

- разнообразить формы подачи музыкального материала;

- активизировать активность детей;

- заинтересовать;

- повысить эффект обучения;

- усиливает познавательный интерес;

  Собираясь создать обучающую игру, изначально нужно определить обучающие задачи, определить достижению какой цели будет способствовать ваша игра, уточнить, как ребёнок должен действовать в игре, чтобы решалась обучающая задача.  Самому ребёнку совсем необязательно знать ваши дидактические намерения. Его интересует совершенно иное: сюжет игры, мотив, игровая задача и способ выполнения игровой задачи. Необходимо продумать для ребёнка игровую мотивацию: что будем делать, для кого и для чего, показываем способ выполнения игровой задачи.

Мною была разработана музыкально-дидактическая игра с применением национального компонента, которая называется  « Инструмент назови и на танец пригласи», где в игровой, доступной форме я не только  закрепила знание детей  музыкальных инструментов ( металлофон, гармошка, скрипка), но и познакомила  с некоторыми видами танцевальной музыки (полька, пляска, вальс), которые по своему характеру подходят к звучанию этих  инструментов. Например:

 металлофон – полька; гармошка – пляска; вальс – скрипка. При этом применила художественное слово на русском и татарском языках и национальную татарскую музыку.

Цель игры:

- приобщить  детей к национальной музыкальной культуре;

- помочь детям активно войти в мир музыки;

- стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей;

-  научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-    зрительного методов музыкального  воспитания;

Задачи:

- развивать музыкальную память;

-закреплять названия инструментов;

-различать тембровое звучание инструментов;

-различать характер танцевальных мелодий;

- уметь сопоставлять характер звучания музыки с тембром звучания инструмента;

В заключении ещё раз хочется выделить, что игра является естественным видом деятельности ребёнка, ведь большую часть времени дети играют. Она полностью отвечает их интересам и потребностям. Поэтому знания, полученные в игре, отлично усваиваются, игровые задания во много раз превосходят по обучающему эффекту многократные упражнения.    Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.  Играя, дети приобщаются к национальной татарской культуре, познают мир, учатся социализироваться в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...

Инновационный опыт «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям через языковую культуру».

Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области приобщения детей к мордовской народной культуре.Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных учреждени...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...