Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цель познавательно-экспериментальной деятельности:

·        развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.

·        развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnye_svoystva_peska.doc656 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА

САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

конспекта НОД

с детьми старшей группы

(на основе интеграции образовательных областей)

Тема: «Чудесные свойства песка»

Составил:

воспитатель ГБДОУ ДС № 12

Петродворцового р-на

г. Санкт-Петербурга

Новоженина Валентина Владимировна

Санкт – Петербург

Петергоф

2013

Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ГБДОУ детского сада №12 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитываются 22 ребенка 5-6 лет: 12 мальчиков и 10 девочек.

Дети в группе любознательные: любят задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывают новые варианты использования знакомых предметов, любят наблюдать и экспериментировать.

В возрасте от 5 до 6 лет дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах; повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками, поэтому, предлагая детям работу в парах или подгруппах необходимо ориентироваться на предпочтения детей

НОД с детьми старшей группы «Чудесные свойства песка», была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Мой любимый детский сад!»

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие».

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

  • Формы:

Фронтальная и групповая (на основе личных симпатий воспитанников) формы организации образовательной деятельности.

Фронтальная форма работы была использована при организации беседы.

Индивидуальная форма работы была использована при организации дидактической игры и в качестве оказания помощи в процессе художественной деятельности детей.

  • Методы и приемы:

методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые действия.

  • Технологии: 
  • здоровьесберегающая технология:

- технология обеспечения социально- психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

- обучения здоровому образу жизни;

  • технология исследовательской деятельности:

- решение вопросов проблемного характера;

  • технология сотрудничества
  • игровые технологии:

- дидактические игры,

- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

В результате НОД воспитанники приобретут навыки взаимодействия друг с другом и со взрослыми, приобретут опыт совместных игр, приобретут элементарные энциклопедические знания о свойствах песка, научатся использовать его в разных видах деятельности, получат опыт нестандартных решений проблемных ситуаций.

Цель познавательно-экспериментальной деятельности:

  • развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.
  • развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

  • обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
  • развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и способом его использования,
  • формировать энциклопедические знания детей о песке посредством знакомства с ним и его свойствами.
  • развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
  • поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
  • развивать связную речь, обогащать словарь, умение задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, пользоваться элементарными формами объяснительной речи, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.
  • воспитывать познавательную активность, любознательность, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Используемые материалы и оборудование:

  • таз с песком;
  • таблица для фиксирования полученных знаний о песке;
  • разрезные картинки для фиксации и обозначения приобретенных знаний, о песке в процессе экспериментальной деятельности;
  • листы цветного картона;
  • подносы с песком;
  • влажные салфетки.

Ход познавательно-экспериментальной деятельности

Воспитатель приносит в группу таз с мелким, просеянным песком и ставит его на стол для экспериментирования.

К воспитателю подходят дети и начинают задавать вопросы:

Дети: а зачем вы принесли песок? А что мы будем с ним делать?

Воспитатель: Опустите руки в песок; расскажите о своих ощущениях 

Дети делятся своими впечатлениями: теплый, сухой, мягкий, приятный и т.д.

Воспитатель: пропустите его между пальчиками.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: поделитесь своими ощущениями.

Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделиться ими. Ты стоишь на пороге открытий.

Воспитатель: вы готовы совершать открытия?

Ответы детей.

Дети: а что мы будем делать из песка?

Воспитатель: а давайте вместе придумаем, что можно делать с песком в группе?

Дети предлагают построить из него куличики.

Воспитатель: правильно, из песка можно строить куличики, но мы делаем это с вами каждый день на участке в песочнице. А как его можно применить в группе?

Дети задумываются и смотрят друг на друга.

Воспитатель: я предлагаю вам исследовать песок, и, узнав о его свойствах, мы сможем придумать, как его использовать в группе.

Дети опять набирают в ладошку песок в тазу и высыпают его обратно в таз. Кто-то из ребят высыпает песок тоненькой струйкой, кто-то сквозь пальцы, кто-то сквозь ладошки, сложенные лодочкой.

Воспитатель: что вы делаете?

Ответы детей.

Воспитатель: о каком свойстве песка вы сейчас мне рассказали?

Ответы детей (если дети испытывают затруднения с определением свойства песка, воспитатель называет его сам).

Воспитатель: выберите картинку, которая поможет обозначить сыпучесть песка.

Дети из предложенных разрезных картинок выбирают ту, которая, по их мнению, передает сыпучесть песка (в нашем случае – это картинка:

)

Воспитатель: итак, мы узнали о первом свойстве песка – его сыпучесть. Как в группе мы можем использовать это свойство песка?

Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, что вы сделали, когда поиграли с песком?

Дети: вытерли руки салфеткой.

Воспитатель: рассмотрите салфетки, которыми вы вытирали руки.

Дети рассматривают салфетки.

Воспитатель: что вы видите на салфетках?

Ответы детей.

Воспитатель: о каком качестве песка рассказали нам ваши салфетки?

Дети: песок грязный, потому, что на салфетках осталась грязь.

Воспитатель: правильно. Какая картинка поможет передать нам это качество песка?

Дети, после диалога между собой выбирают картинку:

Воспитатель: какие правила мы должны с вами вспомнить, после игры с песком?

Ответы детей.

                       

Воспитатель: молодцы. Не забывайте мыть руки после игры с песком. а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Для игры мне понадобится один помощник.

К воспитателю подходит один ребенок.

Воспитатель: Ваня, вытяни руки в стороны ладошками вверх и закрой глаза.

Ребенок выполняет задание.

Воспитатель: сейчас я положу на твои ладошки бутылочки. Одна бутылочка пустая, во второй – насыпан песок. Твоя задача отгадать, какая бутылочка пустая, а в какой насыпан песок.

Ваня безошибочно справляется с задачей.

Этот опыт проводится несколько раз с разными детьми.

Воспитатель: как вы догадывались, в какой бутылочке песок?

Ваня: бутылочка с песком тяжелая.

Воспитатель: какое свойство песка, помогало нам безошибочно справляться с заданием?

Ответы детей.

Воспитатель: выберите картинку, которая поможет нам отобразить это свойство песка.

Дети, посовещавшись, выбирают картинку:

Воспитатель: молодцы, как мы можем в группе использовать это свойство песка?

Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: а сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка на стихотворение Е. Ярышевской

Я не ем, я не сплю –

Я куличики леплю.

Дети «лепят» куличики перед собой на вытянутых руках

На песочке у воды

Встали ровные ряды.

Правая рука подносится ко лбу козырьком, левая – на поясе. Повороты всем корпусом вправо и влево.

Свежий воздух, море, лето...

Большой круг описать руками перед собой.

Жарким солнышком согреты

Потираем ладошку о ладошку перед собой.

Вырастают куличи –

Крепыши и силачи!

Выполняются приседания, руки на поясе.

Силачей из песка

Огромное количество!

 «В позе силачей» повороты вправо, влево всем корпусом.

Это храбрые войска

Песочного Куличества!

Маршируем на месте, высоко поднимая колени.

Воспитатель ставит перед детьми коробочку, на дне которой ровным слоем насыпан песок.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, можете ли вы сказать мне, что я спрятала на дне коробочки?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: почему же вы не можете правильно ответить на мой вопрос?

Дети: нам не видно, что спрятано под песком?

Воспитатель: какое свойство песка помешало вам ответить на мой вопрос?

Дети: песок не прозрачный.

Воспитатель: какая картинка поможет нам передать это свойство песка.

Дети, посовещавшись, выбирают картинку:

Воспитатель: замечательно, а как это свойство песка мы сможем использовать в группе?

Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: посмотрите, сколько мы сегодня узнали о песке (воспитатель показывает детям таблицу с наклеенными детьми картинками). Расскажите о свойствах и качествах песка, используя информацию из таблицы.

Дети выполняют задание.

Воспитатель проводит волнистую линию по песку. На дне появляется голубая полоска:

Воспитатель: что же я спрятала на дне коробочки?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это голубая картонка. На что похожа эта линия?

Ответы детей.

Hа песке рисунок мой,

- Речка, ты его не смой!..

- Твой рисунок так хорош,

Что сейчас же поплывёшь!

Воспитатель: скажите, пожалуйста, с чем сравнил автор стихотворения мой рисунок?

Ответы детей.

Воспитатель: следующее задание я попрошу вас выполнить парами.

Дети разбиваются на пары по интересам.

Воспитатель: подойдите, пожалуйста, к столу, на котором стоят подносы с песком.

Дети подходят к столу с подносами.

Воспитатель: посмотрите, картонки какого цвета спрятаны на ваших подносах.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ксюша, картонка какого цвета спрятана под песком на вашем подносе?

Ксюша: на нашем подносе под песком спрятана картонка зеленого цвета.

Воспитатель: что можно изобразить на вашем подносе?

Ксюша и Оля предлагают различные варианты рисунков.

Аналогичная беседа проводится с остальными парами детей.

Дети рисуют на песке, затем сдвигают свои подносы в центр стола и любуются всеми работами.

Воспитатель: понравилось ли вам рисовать на песке?

Ответы детей.

Воспитатель: какие свойства и качества песка помогли нам сотворить такие произведения искусства?

Ответы детей.

Воспитатель: понравилось ли вам исследовать песок?

Ответы детей.

Воспитатель: что показалось вам сегодня самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: что бы вы еще хотели узнать о песке? 

Ответы детей.

Воспитатель: что мы можем рассказать другим детям о песке и его способах использования?

Ответы детей (с опорой на составленную таблицу о свойствах песка).

Воспитатель: что бы вы еще предложили всем вместе исследовать в группе?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД с детьми средней группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: ·   создание условий для активного доброжелательного общения друг с другом. Задачи:·   создание условий для сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками;·...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в страну Геометрия»

Цель: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Белоснежные улыбки»

Цель НОД:·        овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования.·...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»

Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.Задачи:Образовательные:• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка»...

Методическая разработка развлечения по познавательному развитию (математические представления) с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»

Методическая разработкаразвлечения по познавательному развитию(математические представления) с детьмистаршей группы(на основе интеграции образовательных областей)Тема: «Путешествие в сказку...