Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.

Задачи:

Образовательные:

• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;

• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка», «кокон».

Развивающие:

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать связную речь;

• развивать образность речи;

• развивать общую моторику, координацию движений.

Воспитательные:

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_babochek.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА

САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

конспекта НОД

с детьми старшего дошкольного возраста

(на основе интеграции образовательных областей)

Тема: «Удивительный мир бабочек»

Составил:

воспитатель ГБДОУ детского сада № 11

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Косихина Людмила Васильевна

        

Санкт – Петербург

Петергоф

2015

Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитываются 21 ребенок 5- 6 лет: 13 мальчиков и 9 девочек.

Дети в группе очень активные, любознательные, открытые новому, то есть проявляют стремление к получению новых знаний.

Эмоционально отзываются на красоту окружающего мира, (музыку).

НОД с детьми старшей группы «Удивительный мир бабочек», была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Весна пришла!»

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие».

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

  • Формы:

Фронтальная и групповая (на основе личных симпатий воспитанников) формы организации образовательной деятельности.

Фронтальная форма работы была использована при организации дидактических и спортивных игр, при организации беседы.

Индивидуальная форма работы была использована в качестве оказания помощи в процессе художественной деятельности ребенка.

  • Методы и приемы:

Наглядные: метод демонстрации презентации;

Практические: упражнения, экспериментирование.

Словесные: беседа, рассказы воспитателя, детей;

Игровые: дидактические игры, создание игровой ситуации;

Методы повышающие познавательную активность детей: проблемные вопрсы.

Методы повышающие эмоциональную активность: сюрпризный момент, создание игровой ситуации.

Методы обучения: создание проблемных ситуаций.

  • Технологии: 
  • здоровьесберегающая технология:

- технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

- обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры); 

  • технология исследовательской деятельности:

- решение вопросов проблемного характера;

  • технология сотрудничества
  • игровые технологии:

- дидактические игры,

- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

В результате НОД воспитанники научатся устанавливать причинно-следственными связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, приобретут элементарные представления о жизненном цикле бабочек, научатся бережному отношению к природе, научатся ценить ее красоту, приобретут опыт совместных игр, научатся выбирать участников для совместной деятельности


Тема: «Удивительный мир бабочек!»

Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.

Задачи:

Образовательные:

• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;

• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка», «кокон».

Развивающие:

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать связную речь;

• развивать образность речи;

• развивать общую моторику, координацию движений.

Воспитательные:

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

Словарная работа:

• активизировать и обогащать словарный запас детей.

Форма проведения: НОД.

Приоритетная образовательная область:

• познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• художественно – эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Виды детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

• познавательно-исследовательская;

• изобразительная;

• двигательная.

Предварительная работа с детьми:

• экскурсия на шоу бабочек;

• просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Бабочки».

Оборудование для педагога:

• проектор, экран, ноутбук, презентация «Удивительный мир бабочек», магнитофон, CD-диск с музыкой, обруч.

Раздаточный материал:

• браслеты с изображением разных бабочек по количеству детей;


Ход НОД.

Воспитатель: сегодня одна моя хорошая знакомая пришла пригласить вас в необычное путешествие.

Показ слайда №1

Дети рассматривают картинки с цветами и на одной из них отыскивают бабочку.

Дети делятся своими эмоциями друг с другом.

Воспитатель: а как вы думаете, почему бабочка спряталась?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: правильно, у бабочек очень много врагов и поэтому они вынуждены прятаться от них. Но сегодня бабочка приглашает вас в удивительный мир насекомых. Хотите отправиться за ней?

Звучит тихая и мелодичная музыка, дети надевают на руку браслет с понравившимся насекомым и садятся около проектора.

Слайд №2

Воспитатель: бабочка, это одно из самых удивительных существ на планете.

Слайд №2 картинка №1, 2

Жизнь бабочки зарождается в маленьком яичке, которое откладывает бабочка на внутренней стороне того листа, который будет есть вылупившаяся личинка.

Слайд №2 картинка №3, 4

Воспитатель: как только личинка бабочки созревает, она вылупляется и сразу начинает поедать лист на котором сидит. Скажите, как называется личинка бабочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, гусеницы прожорливы, но им необходимо накопить как можно больше питательных веществ для преобразования в красавицу-бабочку.

Слайд №3

Воспитатель: когда бабочка наедается, она прикрепляется к веточке или листу и замирает, начиная обматывать себя тонкими шелковыми ниточками.

Шуточная игра «Кокон»

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам почувствовать себя личинкой бабочки. Вместо шелковой ниточки в ваших руках будет рулон бумажных полотенец. Как и личинка бабочки вы должны обмотать себя бумагой, превращаясь в кокон.

Звучит веселая музыка.

Дети разбиваются на пары по желанию, берут рулон бумажных полотенец и, договорившись между собой о том, кто будет «коконом», выполняют задание.

Воспитатель: посмотрите, какие красивые коконы у нас получились. В таком виде коконы могут висеть от нескольких дней до недель. Из коконов шелкопряда и других бабочек люди получают натуральный дорогой шелк.

Воспитатель: хотя кокон кажется совершенно неподвижным, внутри него растет насекомое.- Наконец, из кокона появляется бабочка.

Слайд №4

Этюд «Полет бабочки» (под музыку)

Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Воспитатель: каких только бабочек не бывает в природе.

Слайд №5

Воспитатель: это самая распространенная в наших краях бабочка. Называют ее Крапивницей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: посмотрите на слайд и расскажите, как развивается бабочка Крапивница.

Дети вспоминают ранее полученные знания и составляют рассказ о жизни бабочки Крапивнице.

Слайд №6

Воспитатель: а эта чудесная бабочка называется капустницей. Как вы думаете, много этих бабочек в  наших краях?

Ответы детей.

Воспитатель: почему вы так думаете?

Ответы детей.

Слайд №7

Воспитатель: а вот эта бабочка называется тутовым шелкопрядом. Как вы думаете почему ее так называют?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: вы очень близки к правильному ответу. Тутовый шелкопряд питается исключительно листьями тутового дерева, которые, не растут в наших краях. А почему эту бабочку называют шелкопрядом?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: ниточка, которой опутывает себя личинка тутового шелкопряда шелковая. Люди собирают готовые куколки этих гусениц, варят их и разматывают нити с кокона. А затем из этих нитей ткут красивые шелковые ткани (показ образца шелковой ткани).

Воспитатель: сейчас я сосчитаю до трех и вы превратитесь в тех бабочек, изображения которых у вас на руке. А я превращусь в коллекционера бабочек, и буду ловить вас сочком – обручем.

Подвижная игра «Бабочки»

Дети – бабочки бегают по групповой комнате, а воспитатель догоняет их, накидывая на бабочку обруч. Пойманная бабочка садится на место – в банку. Игра заканчивается после того, как последняя бабочка будет поймана.

Воспитатель: скажите, какой бабочкой вам нравилось быть больше: свободно порхающей по поляне, или сидеть пойманной в банке?

Дети делятся своими ощущениями.

Слайд №8

Воспитатель: и взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить, а между прочим, крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет.

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир самых удивительных бабочек. Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте внимательно.

Слайд №9

Воспитатель: эта ночная бабочка самая большая в мире, называется она Павлиноглазка Атлас или Князь тьмы живет она в южных странах. Ее личинки тоже довольно крупные и толстые, голубовато-зелёные, сверху и по бокам полностью покрытые белой «пылью» Вылупившаяся из кокона бабочка живет несколько дней и ничего в это время не ест. Ее задача за несколько дней своей жизни успеть найти самца и отложить яйца для своего потомства. После того как бабочка отложит яйца, она погибает. На Тайване пустые огромные коконы павлиноглазки атлас используют в качестве кошелька.

Слайд №10

Воспитатель: а это самая большая дневная бабочка. Называется она Птицекрыл или Парусник королевы Александры. Это самая редкая в мире бабочка, живет она всего 4 месяца.

Впервые ее получил в свою коллекцию знаменитый коллекционер лорд Ротшильд и назвал ее в честь королевы Англии – королевы Александры.

Слайд №11

Воспитатель: бабочка путешественница — Адмирал Эти насекомые, как и птицы, на зиму улетают из Ярославля в Африку, преодолевая огромные расстояния причем летят не стаями, а в одиночку. 

Слайд №12

Воспитатель: а это самая распространенная бабочка в мире. Называется она Репейница. Как вы думаете, почему она распространена по всему миру?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: правильно, репейник – сорняковое растение, которое распространено по всему миру.

Слайд №13

Воспитатель: бабочка с самым лучшим обонянием — Ночной павлиний глаз. Самец способен ощутить запах самки за 12 км! Нюх этой бабочки можно сравнить с вашим, если бы вы, находясь в Петергофе, смогли почувствовать запах вкусных пирогов, которые испекли в Стрельне.

Воспитатель: иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать. Вы знаете, кто питается бабочками?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, кроме птиц у бабочек еще много врагов: это и летучие мыши, и  пауки, и стрекозы, и богомолы, и жуки, и муравьи, и осы и, конечно же, человек. В мире, полном опасностей бабочкам очень трудно выжить, поэтому они научились прятаться.

Слайд №14

Воспитатель: некоторые бабочки научились маскироваться под внешний вид растений.

Слайд №15

Воспитатель: другие отпугивают врагов маскируясь под сильных животных.

Слайд №16

Воспитатель: бабочки самые безобидные в мире существа, ведь они питаются соком и нектаром растений.

Воспитатель: я предлагаю вам взять сейчас карточку с изображением бабочки и закончить рисунок, замаскировав бабочку, помогая ей спрятаться от врагов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: посмотрите, сколько нам удалось спасти бабочек. Какие вы молодцы

Дети оформляют выставку «Бабочки – мастера маскироваться»

Слайд №17

Воспитатель:

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака! 

Т. Нестерова

Воспитатель: берегите бабочек, сохраняйте красоту природы, иначе цветы потеряют способность летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"

в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в страну Геометрия»

Цель: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»

Цель познавательно-экспериментальной деятельности:·        развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее рез...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Белоснежные улыбки»

Цель НОД:·        овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования.·...

Методическая разработка развлечения по познавательному развитию (математические представления) с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»

Методическая разработкаразвлечения по познавательному развитию(математические представления) с детьмистаршей группы(на основе интеграции образовательных областей)Тема: «Путешествие в сказку...

Методическое пособие «Игры-эстафеты для детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей»

Методическое пособие «Игры-эстафеты для детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей»...