Главные вкладки

    Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".
    статья по теме

    Воробьева Юлия Дмитриевна

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vorobeva.docx21.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Юлия Дмитриевна Воробьева

    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №188», www.mdou188.vrn.ru

    Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для развития и образования детей. Информатика и ИКТ занимают особое место в современном мире. В настоящее время, умение владеть компьютером, использовать информационные и коммуникационные технологии и сети Интернет, должен практически каждый сотрудник дошкольной организации, не зависимо от возраста. В последние годы стали активно развиваться ИКТ в управлении педагогическими системами. Деятельность ДОУ зависит от того, в какой степени административный аппарат владеет информацией и как четко и интересно они могут ее донести до участников образовательного процесса. Владение ИКТ помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально – экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития, как открытой образовательной системы. Получение и обработка информации, хранение и передача, уменьшение рукописного текста посредством сети интернет представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности.

     В настоящее время в нашем учреждении вся администрация владеет компьютерной грамотностью. Все группы оснащены ноутбуками и большая часть групп интерактивными досками. Электронная почта позволила оперативно и доступно доносить до воспитателей информацию педагогического характера и тем самым в кратчайшие сроки получать высокую активность при работе с входящей документацией. В свою очередь некоторые воспитатели взяли себе на заметку такую работу по информированию родителей.  Для нашей организации создан сайт, где размещается общая информация об учреждении и его структуре, о жизни детей в саду, о проводимых мероприятиях и участиях в различных акциях, выставках, концертах. С родителями разработан отдельный раздел, где каждый может задать интересующий его вопрос. Внедрение информационных технологий позволило повысить эффективность управленческой деятельности.

    Так как я являюсь воспитателем, на своем примере расскажу, как мы внедряем информационно – коммуникационные технологии в организацию воспитательно – образовательного процесса с детьми.

    Воспитательно – образовательный процесс включает в себя:

    - организацию непосредственно – образовательной деятельности;

    - организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;

    - реализацию проектов;

    - создание развивающей среды.

    На сегодняшний день этот вид деятельности не регламентируемый специальной образовательной программой. Воспитатели самостоятельно внедряют его в свою деятельность. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою структуру и должна быть интересна для детей (с картинками, понятными детям, с использованием аудио и видеофрагментов). В этом нам помогает компьютерная техника, которая дополняет рассказ воспитателя.

    Выделяют следующие направления в использовании ИКТ:

    - разработка презентаций;

    - работа с интернет – ресурсами;

    - использование готовых обучающих программ;

    -составление своих дидактических игр для образовательного процесса.

    В своей работе с использованием ИКТ использую занятия с мультимедийной поддержкой. На занятии я опираюсь на ноутбук, как переносчик информации на интерактивную доску. Для этого в процессе подготовки анализируется интернет – ресурс и отбирается необходимый материал для тематики занятия. Затем для улучшения и усвоения наглядного материала создаю презентацию с помощью программы Power Point. Для проведения таких занятий необходим ноутбук (компьютер), мультимедийный проектор, колонки, интерактивная доска. Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие интересным, эмоционально ярким с замечательными сказочными персонажами, что способствует хорошей усвояемости материала. С помощью презентаций мы устраиваем физкультминутки и комплексы зрительных гимнастик для снятия напряжения.

    Мультимедийные занятия позволяют задействовать различные каналы восприятия, что способствует заложению информации не только в фактографическом,  но и в ассоциативном виде в памяти детей. Объединение аудио - и видео – анимационных эффектов в презентации компенсирует объем информации, получаемой детьми из учебной литературы.

    Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивает разносторонние умения,  что способствует усвоению знаний детьми и повышает уровень готовности ребенка к школе.

    Работа с интерактивной доской позволяет по новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы,  познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.

    Еще одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, различные превращения и фокусы, проведение интегрированных занятий. Использование доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень ее понимания, что способствует развитию всех форм мышления.

    Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении и повысить его эффективность.

    Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми.  

    Использование ИКТ в детском саду является, на мой взгляд, одним из главных результатов инновационной работы. Кроме проведения занятий с использованием мультимедийных презентация есть еще много форм использования ИКТ в  практике педагога. К примеру, оформление групповой документации, оформление родительских уголков группы, информационный материал для оформления стендов. Все это мы делаем с использованием компьютерной техники и использованием интернет ресурсов. В последнее время начинаем внедрять в родительские собрания частичку нетрадиционных форм проведения и дискуссий. Это может быть видеофильм о жизни детей в детском саду, который мы собираем по крупинкам каждый день, фотографируя детей в режимных моментах, а потом компонуем это все в единое целое с помощью специальных программ. Родители с удовольствием «играются» с интерактивной доской, тем самым убеждаются в ее безопасности для здоровья детей. Тем самым, отмечается повышенный интерес детей к детскому саду, родители активнее участвуют в жизнедеятельности группы и различных проектах.

    В заключении хотелось бы сделать вывод выше изложенного. Каким бы положительным результатом не обладали бы информационно – коммуникационные технологии, но заменить живого общения воспитателя с ребенком они не могут заменить и не должны.

    Литература

    1. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду» Дошкольное воспитание, №5, 1991
    2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

    В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

    Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Процесс модернизации образования неразрывно связан с его информатизацией. Информационная копетентность педагога ДОУ является компонентом его общей педагогической культуры, показателем профессиональног...

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном учреждении.

    Использование ИКТ в детском саду. Конспект мероприятия по ПДД с использованием интерактивного оборудования....

    Информация для педагогов на тему: «Информационно-коммуникационные технологии в работе детского образовательного учреждения»

    Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

    laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

    Консультации для родителей на тему «О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения»

    Описание: консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях и ограничениях применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательно...