Консультация для воспитателей "Горизонты родительской активности и этапы ее содержания"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Консультация может быть использована воспитателями в работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorizonty_roditelskoy_aktivnosti.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Консультация на тему:

«Горизонты родительской активности и этапы ее содержания».

Подготовила воспитатель:

Магомедова Марьям Абдулазизовна

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

2) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Первая группа задач делится на две подгруппы:

  1. Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);

2) задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).

При этом необходимо соблюдать целевую установку. В зависимости от цели, при решении данных задач используются методы:

- индивидуальное или групповое консультирование;

- просмотр родителями занятий и режимных моментов;

- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.

Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать «добрый взгляд»  на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты; создавать условия для их проявления, упрочения; привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия».

Вторая группа задач предполагает следующие методы:

-анкетирование;

- опрос;

- беседы с членами семьи;

- наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);

- создание педагогических ситуаций;

- анализ детских рисунков;

- анализ рассказов на заданную тему;

- запись вопросов родителей;

- сочинение родителей на тему «Мой ребенок»;

- фиксация дня ребенка;

- дневник адаптации ребенка к ДОУ.

Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.

Кроме задач и методов нового подхода, целесообразно отметить функции работы образовательного учреждения с семьей, выделенные Д. Лешли:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ;
  2.  психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
  4. помощь в воспитании в отдельных семьях;
  5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

Первую функцию желательно реализовать еще до поступления ребенка в ДОУ. Заинтересованные в будущем развитии ребенка, родители смогут выбрать среди большого количества детских садов тот, который им подходит. Со своей стороны ДОУ, также заинтересованные в наполняемости групп, смогут установить контакты с семьями задолго до официального дня  прибытия ребенка. С этой целью можно  организовать следующие дополнительные услуги:

- группы почасового посещения;

- подготовка детей к школе;

-аэробики

- лечебной гимнастики

- физиокабинеты на базе детского сада;

- занятия в студии изобразительной деятельности.

Этими услугами могут воспользоваться не только дети, посещающие данный детский сад, но и приходящие, что повышает положение ДОУ в условиях современной конкуренции. С этой же целью можно рассылать красочные приглашения родителям микрорайона с целью посетить ДОУ при проведении мероприятий. Актуальны также буклеты с информацией об услугах детского сада, которые можно рассылать родителям, имеющим детей дошкольного возраста не посещающих дошкольное учреждение. Можно представить информацию о ДОУ поликлинике во время проведения «Дня здорового ребенка», женской консультации (готовится в виде ширмы-передвижки «Наша жизнь», «Так мы живем» и т. д.), подготовить рекламный ролик на телевидение.

Необходимо представить родителям письменную информацию о ДОУ. включающую:

- программу развития ДОУ;

- работу и график платных образовательных и иных (не образовательных)  услуг, предлагаемых ДОУ;

-  информацию о педагогических кадрах, работающих в ДОУ: диплом об основном и дополнительном образовании, стаж работы, квалификация, категория. наличие сертификата о курсах повышения квалификации; узкой специализации;

- работу узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, и др.) с указанием их квалификации, категории;

- работу физиокабинета и других услуг.

Для желающих в будущем отдать детей в данный детский сад устроить предварительную ознакомительную встречу. Эту встречу должен проводить заведующий ДОУ.

Родителей следует познакомить с воспитателем и группой, которую будет посещать ребенок. Воспитатель или заведующий показывает прихожую, спальню. Игровую и туалетную комнаты, Рассказывает о режиме дня в детском саду. Вместе обсуждается адаптационный период к детскому саду.

В разговоре с родителями желательно выяснить как можно больше об особенностях поведения ребенка и его привычках:

- в каких условиях живет (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли вместе с ними бабушка и дедушка и т. д. );

- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;

-как называют ребенка дома и как его нужно называть в детском саду;

- чем больше всего любит заниматься ребенок;

- какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

В общении с родителями предлагается придерживаться следующих правил:

- в любое время родители или близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут  нужным;

- родители могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время;

- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка;

- все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и несомненно, вызовут доверие родителей к ДОУ и воспитателям.

Решению второй функции (психолого-педагогическое просвещение родителей) в традиционных формах работы с семьей отводится достаточно внимания. В рамках нового подхода следует лишь изменить отношение к их реализации – информация должна быть актуальной для родителей и не являться простой формальностью. Предлагается использовать открытые занятия с детьми ДОУ. Для родителей: видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами и предлагаются родителям; это хорошая память – получение информации о работе ДОУ. информирование о деятельности педагога и особенностях поведения своего ребенка.

Третья функция (вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность) предлагает следующие формы взаимодействия:

- участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве ДОУ;

- дежурства родителей в группах;

- проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях, охране здоровья и т. п.);

- участие в работе родительского комитета;

Стимулирование разнообразной воспитывающей деятельности детей и родителей дома осуществляется через совместные обучающие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на родительских собраниях и т. д.

В настоящее время выпускается очень много научно-популярной литературы для детей и родителей, которую можно с успехом использовать для этой цели:

Четвертая функция (помощь в воспитании в отдельных семьях) осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту, например к психологу. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен применять в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей. Педагог должен выступать в роли собеседника и главная его задача полностью выслушать тревоги и сомнения человека, обратившегося к нему.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных). В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает  особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

- укрепление внутрисемейных связей, к сожалению, проблемный вопрос в педагогике и психологии;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой философии взаимодействия с семьей удастся избежать недостатков, присущих старым формам работы с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

«Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения, организо...

Конспект родительского собрания «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы. Знакомство родителей с ФГОС»

Конспект родительского собрания  тема:                «Задачи воспитания и содержания работы с детьми  первой младшей группы. Знакомство родител...

Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности.

Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности ДОУ, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в ра...

Обучающее занятие для родителей. Этапы и содержание работы по коррекции звука Ж

Содержание:1. Артикуляционная гимнастика2. Массаж языка3. Дыхательная гимнастика4. Игры для автоматизации звука...