Организация работы вне специально организованной образовательной деятельности
материал (старшая группа) на тему

Герасимова Валентина Аркадьевна

Отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ д/с №177

ОТЧЁТ.

«Организация работы вне специальной организованной образовательной деятельности».

                                                                               Подготовила воспитатель: Герасимова В.А.

Москва 2013.

      Работа с детьми по развитию речи вне занятий занимает место, даже больше по времени, чем занятия. Формы работы разнообразны.

  1. Общение взрослых и детей.

Речевое общение осуществляется в различных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Сюжетно-ролевая игра – в ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведённых и будущих играх.

Подвижные игры – оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги ( «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Краски» и др.),в них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдуматься в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игры-драматизации – способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры – используются для решения всех задач речевого развития.  Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту – помогают детям усвоить бытовой словарь, необходимый для жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) – помогает обогатить содержание представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Общение со сверстниками – оказывает большое влияние на речь детей., дети более активно используют речевые умения. В совместной деятельности дети рассказывают о своём плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию.

Таким образом, общение является ведущим средством развития речи.

Надо отметить многостороннее влияние на речь детей загадывание и отгадывание загадок. Загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки.

Беседа воспитателя с детьми.  Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребёнка. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринуждённой обстановке, ребёнок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чём-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и  в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.

С помощью разговора можно оказать влияние на все стороны речи ребёнка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.

Беседы с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.  Лучшее время для коллективных разговоров - прогулка,  для индивидуальных разговоров больше подходят утренние и вечерние часы. Разговор должен быть полезным, интересным и доступным.  Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.  В старшей группе тематика разговоров расширяется за счёт новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения.

Знакомство с художественной литературой  не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

  1. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
  2. Всестороннее воспитание и развитие ребёнка с помощью литературы и народного творчества.

 При решении первой задачи необходимо следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий даёт возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

Можно использовать потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами: во время одевания,  успокаивая ребёнка, во время умывания. Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребёнка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

В  старшем возрасте расширяется литературный багаж за счёт чтения произведений русской и мировой литературы. В старшей группе особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Золотой ключик» А.Толстого и др.

Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. С содержанием книги следует ознакомиться заранее.

Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе создаётся уголок книги.  Это спокойное, удобное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Кроме чтения и рассказывания используются такие формы работы, как беседа о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о её внешнем виде, обложка с названием, именем автора и художника); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи. Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг.

Интересна беседа о писателях, в процессе её выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чём в них рассказывается.

Выставки книг связывают с юбилеем писателя, с «книжной неделей», с литературным утренником. В её подготовке принимают участие дети и родители.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Рассказывая сказку или читая рассказ, надо показать иллюстрации, назвать художника. Во время беседы знакомить детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий  способствуют развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ организации и проведения организованной образовательной деятельности в образовательной области ПОЗНАНИЕ в старшей группе ДОУ « Хорошо у нас в светелке»

конспект по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста по культурологическому направлению" Изучение традиций и культуры народа своего края"...

Открытое мероприятие организованной образовательной деятельности "Физическая культура"по теме:"Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно-оздоровительной работы"на муниципальном уровне

НОД  по  физической культуре  в  подготовительной  группе.«На помощь Илье Муромцу»Задачи:-упражнять в различных видах ходьбы и бега;-вырабатывать умение двигаться легко и своб...

План - конспект организации и проведения организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста «Лиса и заяц

Цель: развитие творческого потенциала ребенка через использование продуктивных видов деятельности и ИКТ.Задачи:-  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- развивать у дошкол...

Организация и проведение организованно-образовательной деятельности в разновозрастной группе ДОО

В представленной работе изучены проблемы разработки продуктивных подходов к планированию развития, обучения и воспитания дошкольников, поиска эффективных форм и методов обучения в группах с разновозра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...