Консультация для родителей на тему : " Нетрадиционные материалы и техники рисования".
консультация на тему

Сотникова Наталья Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей 20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Нетрадиционные материалы и техники рисования».

Автор: Сотникова Н. А. , МК ДОУ ясли-сад №27, Г. Ялта, АР Крым.

         Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.

         Маленькие дети в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно дошкольникам: завораживающий процесс и яркий результат. Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования.

Такой способ рисования, как метод печатания различными предметами (пробочкой, поролоновым тампоном, обратной стороной карандаша, ладошкой), Широко знакомо многим родителям. Работа в этой технике доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Дети, увлечённые необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки (крышечки от фломастеров, всевозможные пробочки, мелкие детали от сломанных игрушек и т. п.).
  Рисование нетрадиционными материалами и техниками рисования позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе.

      Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество. Но не следует торопиться с новшествами. Дети должны освоить один способ рисования, а это может занять несколько занятий.

       Чтобы сделать занятия рисованием более эффективными, нужно обратить внимание на следующие моменты.

·         Заниматься с детьми систематически один-два раза в неделю по 20 25 минут.

·         Перед занятием создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.

·         Во время работы приучать детей к аккуратности.

·         Обязательно хвалить детей.

·         Надо быть доброжелательными и уважительными к детям.

·         Не забывать о технике безопасности! Мы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.

  Рисование пальчиками

   Для маленьких детей самый доступный способ рисования – пальчиками. Что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй. Даже у малыша получатся очень красивые работы, трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины.

   В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования пальчиками можно сделать самим.

Самый легкий способ: развести гуашь небольшим количеством воды и добавить в нее несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

Более сложный рецепт: сварить густой кисель из 1,5 столовой ложки крахмала и стакана воды, остудить, разлить по баночкам и добавить в каждую пищевой  краситель. Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, слив.

Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.).

  Рисование ладошкой, ножкой

Ладошками (ножками) можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха.

Вначале занятия потренировать детей делать отпечаток сухой рукой (ногой). Затем ребенок опускает в миску с гуашью всю ладонь (ступню). Делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони (ножки) на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз – переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком уже вверх ногами. Когда отпечаток ладони (ступни) на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например, свиньи (дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны хвост-крючок). Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков.  Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

Варианты работ. Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и создать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека). Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью (чтобы не пачкать другую).

Детей 5- 6 лет можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа с помощью цветных карандашей.

 Рисование поролоновым тампоном

Маленькие дети начинают рисовать пальчиками, а затем кистью. Но детям довольно трудно правильно держать кисть, а тем более рисовать ею. Поэтому на первых этапах рисования вместо кисточки можно использовать поролоновый тампон прямоугольной формы с закругленным с одной стороны кончиком. Сначала лучше использовать гуашь одного цвета. А при смене цвета желательно взять другой чистый тампон. Ребенок берет за кончик поролоновый тампон, другой конец, смоченный в воде, опускает в баночку с гуашью. Рисует поролоновым тампоном точки, мазки, линии, круги или закрашивает размашистыми мазками внутри заранее нарисованного контура предмета.

Варианты работ. Поролоновым тампоном рисуется всё, что и кистью. Им можно ставить отпечатки – круглые, если кончик закруглен, или квадратные, если два конца квадратной формы. Поролоновым тампоном можно рисовать внутри трафарета.

  Печать листьями

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Пример техники печать листьями:

·         Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.

·         Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.

·         Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

·         Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте их в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.

·         Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Всем известно, несколько расширяет выразительные возможности детского рисунка способ печати листьями. Конечно, сложные многофигурные композиции детям дошкольного возраста ещё недоступны в силу большой трудоёмкости, неудобства переноса плоского раскрашенного листа на бумажную поверхность. Однако лист клёна, дуба, тополя, благодаря интересной форме краёв, витиеватому сетчатому рисунку прожилок, подходит к нашей работе. Особенно необычно, декоративно будут смотреться подобные оттиски на цветной бумаге, контрастной тону отпечатанного листа.
Тематические задания для детей старших возрастных групп должны предполагать свободный выбор имеющихся форм, вариативность их использовании. Для работ на тему «Летнее солнышко», «Сказочный лес», «Фантастические птицы» необходимо заготовить листья различных пород деревьев, контрастные по фактуре и размеру. Предполагаемая нами коллективная работа на тему «Королева осень» подарит ни с чем не сравнимую радость коллективного творчества. Костюм королевы можно разделить на отдельные элементы: воротник, корону, воланы юбки, манжеты рукавов и т. д. Это позволит ребёнку ощутить свою нежность, незаменимость в общей работе, поможет рационально организовать участие детей в создании художественного образа.

В летнее время возможности дополнительного выбора даёт нам природа, изобилующая множеством разнообразных форм, пригодных к использованию в качестве готовых печатных штампов.
Коробочки мака представляют собой замечательную симметрично организованную форму, незаменимую при изображении мелких цветов, звёздочек, элементов декоративных украшений. Благодаря гладкой объёмной форме плода этот природный материал удобен в обращении - такую печатку ребёнку легко держать в руке. Удивительно, как похожа зрелая маковая головка на настоящую производственную печать (округлая коробочка – «ручка» с отстоящей от неё резной плоскостью - штампом) Печать шишками, мхом, колосками различных трав особенно эффективна при передаче мягкой пушистой поверхности изображаемого объекта. Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребёнком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на чёрном листе бумаги. Возникшие при этом ассоциативные образы удивят вас своей оригинальностью и непредсказуемостью..

  Рисование методом тычка

            Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

            Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»:

·         Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.

·         От коротких веточек по бокам зеленым цветом нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.

·         Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.

·         Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке.

·         Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.

 Мокрые картинки (рисование по сырому листу)

Мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания.

Материал: лист бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Широкой кистью нанесем на лист бумаги много воды. Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться. Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов. Можно придумать с ребенком название работе.

     Варианты работ. Можно нарисовать дождливую осень, салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод и т.д. С детьми 5-6 лет можно попробовать нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставить много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обведите контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного.

Несколько советов тем, кто впервые решил обратиться к нетрадиционной техники и материалам  :
- Для получения чёткого яркого оттиска необходимо использовать густые водорастворимые краски (гуашь, темперу, акрил);
- качество бумаги желательно проверить заранее - гуашь и темпера ложатся не на всякую поверхность:
- для удобства печати мелкими объёмными формами краску можно выложить в невысокие полые ёмкости (размером с крышку от банки);
- при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой густо набранная краска легче ложится на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Не бойтесь экспериментов - творите, фантазируйте, учась у мудрой природы, и тогда всё у вас обязательно получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей".

Консультация для родителей на тему:  "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"....

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования.  Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисова...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные материалы и техники рисования»

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные материалы и техники рисования»...

Консультация для родителей "Нетрадиционные материалы и техники рисования"

Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспиты...