Проект "Шашки"
проект (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Светлана Степановна

Проект «Шашки»

 

I. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемого проекта  в образовательном процессе детского сада.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба - это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6-7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1).

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти – шести - семилетних детей дает все основания широко популяризировать шашки среди дошкольников старшего возраста. Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства необходимы обучающие занятия. Настоящий проект предназначен для учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим  благодаря проекту ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данного проекта является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Проект «Шашки» предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данному проекту должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной деятельности дошкольников требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, уголок для занятий, шашечная литература для педагога.

II. Цель и задачи проекта программы

Цель: Формирование  умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_shashki.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шашки

Слайд 2

Актуальность проекта В наше время настольные игры перестают быть популярными, все больше детей сидят в интернете, играют в различные компьютерные игры. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Проблема : -Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.

Слайд 3

Цель проекта Довести до сверстников o положительной роли шашечных игр на умственное развитие дошкольника . Задачи проекта Изучить историю появления игры шашки в России; Научить детей правилам игры; Заинтересовать дошкольников игрой в шашки через формирования групповых команд .

Слайд 4

История появления игры шашки в России На Руси шашки появились в 10 веке. Шашки были найдены на территории Киевской Руси. Найденные шашки были сделаны из глины, дерева, камня и янтаря, этот факт говорит о том, что в эту игру любили играть люди всех слоев населения. Шашки имеют почти пятидесятивековую историю. Игра проникла в разные страны, и правила ее не изменились. И поныне существует много различных систем: русская, англо – американская, итальянская, канадская и другие…

Слайд 5

Правила игры в Русские шашки Используется доска 8х8 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек — так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. В ходе игры шашки движутся по чёрным полям, они могут вставать только на незанятые поля. Простая шашка может ходить по диагонали вперёд на одну клетку и бить вперед и назад.

Слайд 6

При достижении дамочного поля или при бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки (теперь она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении).

Слайд 7

За один ход шашку противника можно побить только один раз Согласно этому правилу если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Игрок на своём ходу обязан побить шашку противника, если у него есть такая возможность, но при нескольких вариантах боя игрок волен выбрать любой. Пропуск хода не допускается. Цель игры — съесть или «запереть» шашки противника.

Слайд 8

Вывод Играя в шашки, у дошкольников появляется больший интерес к математике, ведь игра в шашки развивает логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве, воспитывает настойчивость и терпение.

Слайд 9

А эти наблюдения дают право сделать вывод, что шашки учат думать .