Главные вкладки

    Картотека современных педагогических технологий
    картотека на тему

    Волгина Оксана Вячеславовна

    В картотеке собраны современные педагогические технологии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «ЦРР-д/с№71»

    Картотека современных педагогических технологий

    ВОРОНЕЖ 2014г.

    ПЛАН:

    1.Что такое педагогическая технология?

    2.Здоровьезберегающие технологии.

    3.Технология проектной деятельности.

    4.Технология исследовательской деятельности.

    5.Информационно-коммуникативные технологии.

    6.Личностно-ориентированные технологии.

    7.Технология портфолио дошкольника.

    8.Технология портфолио педагога.

    9.Игровая технология.

    10.Технология ТРИЗ.

    В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».

    Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

    Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

      Основные требования (критерии) педагогической технологии:

    • Концептуальность
    • Системность
    • Управляемость
    • Эффективность
    • Воспроизводимость

    Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

        Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

     - логикой процесса,

     - взаимосвязью его частей,

     - целостностью.

        Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

        Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

        Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

    Структура образовательной технологии

        Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

    • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
    • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
    • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

        Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

    Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести:

    • здоровьесберегающие технологии;
    • технологии проектной деятельности
    • технология исследовательской деятельности
    •  информационно-коммуникационные технологии;
    • личностно-ориентированные технологии;
    • технология портфолио дошкольника и воспитателя
    • игровая технология
    • технология «ТРИЗ» и др. 

    Здоровьесберегающие технологии

    Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

    В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

    • от типа дошкольного учреждения,
    • от продолжительности пребывания в нем детей,
    •  от программы, по которой работают педагоги,
    •  конкретных условий ДОУ,
    •  профессиональной компетентности педагога,
    • показателей здоровья детей.

    Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

    1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
    2.  физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
    3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
    4.  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
    5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
    6.  обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
    7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

    Технологии проектной деятельности

    Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    В основу проектной деятельности  заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

    Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

    Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

    Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

    Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

    Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

    Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

    Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

    Работа над проектом

    Первый этап – “выбор темы”.

    Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

    Второй этап – реализация проекта.

    Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

    Третий этап – презентация.

    Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

    Четвёртый этап – рефлексия.

    Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

    Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

    Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

    Последовательность работы педагога над проектом:

    • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
    • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
    • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
    • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
    • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
    • вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
    • собирает информацию, материал;
    • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
    • даёт домашние задания родителям и детям;
    • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
    • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
    • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

    Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

    Технология исследовательской деятельности

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

     деятельности: 

    - эвристические беседы;

    - постановка и решение вопросов проблемного характера;

    - наблюдения;

    - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

    - опыты;

    - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

    - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

    - подражание голосам и звукам природы;

    - использование художественного слова;

    - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

    ситуации;

    - трудовые поручения, действия.

    Содержание познавательно-исследовательской деятельности

    1. Опыты (экспериментирование)
    • Состояние и превращение вещества.
    • Движение   воздуха, воды. 
    • Свойства почвы и минералов.
    • Условия жизни растений.
    1. Коллекционирование (классификационная работа) 
    • Виды растений.
    • Виды животных.
    • Виды строительных сооружений.
    • Виды транспорта.
    • Виды профессий.
    1. Путешествие по карте
    • Стороны света.
    •  Рельефы местности.
    • Природные    ландшафты и их обитатели. 
    • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
    1. Путешествие по «реке времени»
    • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
    •  История    жилища и благоустройства.

    Информационно-коммуникативные технологии

    Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

    Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

    • идти в ногу со временем,
    • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
    • наставником в выборе  компьютерных программ,  
    • сформировать основы информационной культуры его личности,
    • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

    Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

     Требования к компьютерным программам ДОУ:

    • Исследовательский характер
    • Легкость для самостоятельных занятий детей
    • Развитие широкого спектра навыков и представлений
    • Возрастное соответствие
    • Занимательность.

    Классификация программ:

    • Развитие воображения, мышления, памяти
    • Говорящие словари иностранных языков
    • Простейшие графические редакторы
    • Игры-путешествия
    • Обучение чтению, математике
    • Использование мультимедийных презентаций

     Преимущества компьютера:

    • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
    • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
    • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
    • обладает стимулом познавательной активности детей;
    • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
    • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
    • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

    Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

    • Недостаточная методическая подготовленность педагога
    • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
    • Бесплановость, случайность применения ИКТ
    • Перегруженность занятия демонстрацией.

     ИКТ в работе современного педагога:

    1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

    2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

    4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

    5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

    Личностно-ориентированная технология

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

    Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

    Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

    Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

    • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

    • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

    Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

    Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

    Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

    Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

    • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
    • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
    • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
    • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

    Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  

    Технология портфолио дошкольника

    Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

    Существует ряд функций портфолио:

    • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
    •  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
    •  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

     Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  И. Руденко

    Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

    Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

    Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

    Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

    Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

    Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

    Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всемиспециалистами, работающими с ребенком.

    Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы кспециалистам ДОУ.

    Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

     Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

     Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

     Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

    Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

    Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

     Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы(рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

     В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

    Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

    Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источниковинформации и деятельность как таковая.

    Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

    Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

     блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

     блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказыдетей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;

    блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы(рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

    Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

    Технология портфолио педагога

    Современное образование нуждается в новом типе педагога:

    • творчески думающим,
    • владеющим современными технологиями образования,
    • приемами психолого-педагогической диагностики,
    • способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
    • умением прогнозировать свой конечный результат.

    У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

    Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

     Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

    • Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
    • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
    • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
    • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
    • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
    • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
    • дипломы различных конкурсов;
    • другие документы по усмотрению педагога.

    Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

    Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

    • материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
    • материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
    • сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах иолимпиадах;
    • анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

    Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

     В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

    • материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
    • материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
    •  материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
    •  в неделях педмастерства;
    • в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
    •  авторские программы, методические разработки;
    • творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

    Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

    Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

    • планы по организации предметно-развивающей среды;
    • эскизы, фотографии и т. д.

    Раздел 5 «Работа с родителями»

     Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

    Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

    Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

    • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
    • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
    • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
    •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

           Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

        Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

             В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

    Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

    Технология ТРИЗ

    ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. 
    Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно 
    поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 
    Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
            Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
    Основной критерий в 
    работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
            Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
    Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

    1. Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
    2. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.
    3. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

    Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
    Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, 
    поэтому их нельзя опускать. 
    И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса
    Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

    Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

    Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

    Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

    Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

    В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....