«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
статья по коррекционной педагогике

Устьянцева Евгения Андреевна

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В последнее десятилетие внимание общественности все больше привлекает проблема интегрированного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это нашло своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.-23._mnogoobrazie_form_raboty.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

В.В. Кумляшова

учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб

Е.А. Устьянцева

учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб

Тема: «Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Каждый ребёнок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в уважении и признании их прав, в понимании их проблем, в желании и готовности включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В последнее десятилетие внимание общественности все больше привлекает проблема интегрированного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это нашло своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Воспитание детей с ОВЗ неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.

Работа с родителями является приоритетным направлением в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации. В концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей»

Задача педагогов помочь родителям детей с ОВЗ понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений. Необходимо общаться с детьми, учить ребёнка думать, размышлять, сопереживать.

Все вышеперечисленное подчёркивает актуальность данной темы, делая проблему социализации и интеграции детей с ОВЗ одной из важных в специальной педагогике и психологии.

Для успешной социализации и интеграции дошкольников с особыми образовательными потребностями необходимо развивать эмоциональную сферу, речь, навыки общения. Вовремя начатая и грамотно построенная коррекционно-педагогическая работа позволяет корригировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности.

В условиях нашего детского сада приемлемой формой реализации данной задачи (социализации и интеграции) стала система взаимодействия участников образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения.

Дети с ОВЗ, посещающие группу для детей со сложными дефектами (большинство из которых инвалиды-колясочники), имеют значительные ограничения для вступления в контакт, общение, игру и развитие познавательной сферы (в силу ограничения двигательных возможностей). Вследствие своих заболеваний дети не могут общаться друг с другом и могут быть изолированными, даже когда находятся рядом в детском коллективе.

Для решения данной проблемы возникла необходимость создать специальные условия для развития способностей к контакту, общению, игре, развитию познавательной сферы, где учитывались бы индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Приемлемой формой реализации данной задачи стала разработка и проведение «Утреннего круга».

Участники, а это учитель-дефектолог (ведущий), воспитатель, дети собираются вначале дня у «Визуального расписания». Время сбора и место проведения постоянные. У ведущего есть сигнал, приглашающий на утренний круг, (например, колокольчик или любимая мелодия). Участники располагаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Круг длится от 10 до 15 минут в зависимости от возраста и возможностей детей с ОВЗ.

Приветствие – один из компонентов «Утреннего круга». Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Оно может быть вербальным и невербальным Одновременно с приветствием на визуальном расписании появляются фотографии детей, которые участвуют в «круге». Приветствия.

Ещё один момент «Утреннего круга» – совместная работа с «визуальным расписанием». Это визуализация времени года, даты и дня недели на текущий момент, а так же, той деятельности в которой дети в течение всего дня будут принимать участие.

В середине «Утреннего круга» реализуется совместная игровая деятельность детей. Главная цель данного этапа – построение взаимодействия через игру, через желание общаться. Каждый ребёнок группы участвует в различных видах детской игровой деятельности на доступном ему уровне и с необходимой помощью ассистирующего взрослого.

Ведущий практикует такие виды игровой деятельности, которые:

  • Способствуют тому, чтобы дети смеялись;
  • Способствуют кооперированию и совместному решению проблем;
  • Создают «банк» игр, упражнений, песен, считалок, стихов;
  • Поддерживают позитивный настрой;
  • Развивают координацию движений, проворность, ловкость, выносливость.

Участие родителей в «Утреннем круге» приветствуется.

Учителем-дефектологом Кумляшовой В.В. и педагогом-психологом Афанасьевой Е.И. с 2007 года еженедельно проводится НОД «Круг» (развитие навыков общения и взаимодействия через предметно-игровую деятельность) как занятие, которое создаёт условия для взаимодействия воспитанников с ТМНР через игру, где учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка с ОВЗ.

В занятии «Круг» участвуют дети, педагоги и родители (по возможности), что позволяет организовать необходимую ассистирующую помощь взрослого каждому ребёнку по его потребностям. Мы не проводим никакого отбора детей, НОД посещают все дети по списку группы.

НОД «Круг», как занятие, имеет:

  • Свою структуру (4 части: приветствие, Основную часть, изо-деятельность и прощание);
  • Цели и задачи (развитие навыков общения, формирование и развитие познавательной активности);
  • Правила проведения («Правило круга» (участники располагаются по кругу), «Правило очерёдности» (задания выполняются по очереди), «Правило передачи по кругу» (предметы и игрушки передаются по кругу)).

В работе с родителями данная форма работы является очень эффективной. Родители учатся взаимодействовать со своими детьми с особыми потребностями в процессе игры, оказывать им необходимую ассистирующую помощь, подбирать игры и игровые задания в зависимости от возможностей своего ребёнка.

Проведённый «SWOT» анализ данной формы работы в «круге» показал необходимость распространения накопленного опыта в форме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу для детей со сложными дефектами, в воспитательно-образовательную среду дошкольного учреждения.

С этой целью педагогами данных групп был разработан и реализован педагогический проект «Шаг навстречу (социализация детей с ОВЗ через создание интегративного театра)».

Проект необходим для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей с окружающими. Он основан на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребёнок с особыми потребностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки. В основе разработки проекта лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.

Театрализованная деятельность создаёт пространство свободы, творческого самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для ребёнка способами - движением, мимикой, жестом, интонацией. Участвуя в театрализованных постановках, ребёнок обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей.

Реализация проекта проходит в рамках временной формы интеграции, предполагающей объединение детей с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от уровня психофизического, речевого развития и сформированности навыков самообслуживания, с воспитанниками других групп.

Задачи проекта:

  • включение детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательную среду дошкольного учреждения;
  • социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через включение их в совместную театрализованную деятельность;
  • создание среды общения детей с различными отклонениями в развитии;
  • создание среды общения детей и родителей.

Ожидаемые результаты проекта: у детей групп ОПД интеграция будет способствовать формированию терпимости к психическим и физическим недостаткам лиц с ограниченными возможностями здоровья, стремление взаимопомощи и сотрудничеству. В конечном итоге это приведёт к повышению толерантности в современном обществе.

Компетенции, формируемые в результате реализации проекта у детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • познавательные (расширение социального опыта общения детей с особыми образовательными потребностями друг с другом и с другими участниками проекта);
  • коммуникативные (понимание, интерпретация поведения детей, формирование адекватных форм взаимодействия);

Реализация данного проекта позволяет сформировать у педагогов профессионально-значимые личностные качества, необходимых для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.

Компетенции, формируемые в результате разработки и реализации проекта у родителей:

  • когнитивные (уточнение и расширение представлений о возможностях своего ребёнка);
  • коммуникативные (расширение адекватных форм взаимодействия со своим ребёнком и другими детьми с ОВЗ);
  •  конструктивные (сотрудничество с участниками образовательного процесса).

Проект является долгосрочным.

В 2015-2016 учебном году – обоснование актуальности проекта  «Шаг навстречу (Социализация детей с ОВЗ через создание интегративного театра)»: разработка и апробация системы эффективного взаимодействия с семьями детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата через инсценировки авторских сказок, адаптированных под возможности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В 2016-2017 учебном году - оформление проекта как социально значимого.

Реализация педагогического проекта в течение двух лет показала, что интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья при нарушении опорно-двигательного аппарата по средствам создания интегративного театра способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Исходя из этого, педагогический коллектив ГБДОУ № 26 пришёл к выводу о необходимости пролонгации проекта на 2017-2018 учебный год.

Система взаимодействия участников образовательного процесса в условиях нашего дошкольного учреждения предполагает совместные игры детей с ОВЗ с воспитанниками других групп (ОПД) во время прогулки.

Данная форма работы реализуется уже на протяжении нескольких лет. Во время прогулки педагогами создаются условия для расширения социального опыта общения детей с особыми образовательными потребностями с воспитанниками других групп. Проводятся игры-приветствия и игры на взаимодействие.

        У детей групп ОПД общение во время режимных моментов (прогулки) способствует формированию терпимости к психическим и физическим особенностям детей с ТМНР, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.

        Участие родителей приветствуется.

Система взаимодействия участников образовательного процесса в условиях нашего дошкольного учреждения предполагает участие воспитанников групп для детей со сложными дефектами во всех мероприятиях дошкольного учреждения. Для этого организуется ассистирующая помощь сопровождающего взрослого.

Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата нуждается точно в таком же опыте, что и нормально развивающиеся сверстники. Нарушение не должно выступать на первый план и закрывать собой ребёнка, который, несмотря на свои трудности, растёт так же, как все другие дети, и ему необходимо набирать как можно больше опыта, опыта общения и взаимодействия.

Таким образом, разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами позволяет корригировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности воспитанников с ТМНР.