Предметный мир
статья на тему

Попкова Татьяна Сергеевна

Значение мира предметов в развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnyy_mir.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предметный мир[1]

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников.

Задача педагога – помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.

Видовые понятия

Родовые понятия

Дифференцировка родового понятия

Кукла, мишка, кегли, мяч, машина, матрешка

Игрушки

Мягкие игрушки

Пластмассовые игрушки

Деревянные игрушки

Резиновые игрушки

Платье, свитер, юбка, сарафан, шуба, шарф, пижама, халат, плащ

Одежда

 Детская – взрослая

Мужская – женская

Зимняя – летняя - демисезонная

Чашка, кастрюля, сковорода, стакан, кружка, тарелка

Посуда

Кухонная, чайная; металлическая,

стеклянная,

пластмассовая,

одноразовая,

игрушечная

Мясо, кефир, молоко, рыба, творог, сыр, колбаса, хлеб

Продукты

Для человека – для животных;

мясные, молочные, рыбные, хлебо-булочные изделия, крупы

Велосипед, мотоцикл, пароход (теплоход), лодка, самолет, вертолет, грузовике, легковая машина

Транспорт

Грузовой, пассажирский, водный, наземный, воздушный

Примерное количество слов, которое дети могут усвоить в течение недели[2]

Возраст

Количество слов

2 – 3 г.

5 слов

3 – 4 л.

10 слов

4 – 5 л.

15 слов

5 – 6 л.

20 слов

6 – 7 л.

30 слов

Методические приемы при ознакомлении детей с предметами

  • Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их называнием

«Это помидор»

Дети исследуют предмет.

«Какого цвета помидор? Какой формы? Какой величины? Какой помидор на ощупь? Какой помидор по весу? По вкусу? По запаху? По твердости? Какие части есть у предмета?»

  • Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета

Сначала хором, потом индивидуально: «Витя, что это? Катя, что это?

  • Неожиданное появление предмета

Кто это? Что это?

  • Неожиданное исчезновение предмета

Кто исчез? Что исчезло?

  • Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета

Подсказка может быть дана в записках, которые зачитывает взрослый: «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где есть вода», «Ищи автобус там, где много машин».

  • Демонстрация действий предмета с их называнием

Как вы думаете, что может делать мяч? Давайте посмотрим.

«Мяч лежит. Если его толкнуть, он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит. Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз ко мне в руки, я его поймаю. Можно перебрасывать мяч друг другу».

  • Действия ребенка с предметом с называнием этих действий
  • Обследование взрослым предмета с называнием его качеств
  • Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета
  • Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого
  • «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)? Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)?
  • Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями
  • «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?
  • Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета
  • Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние
  • Рассматривание предмета, изготовленного из иного материала

Например, мяч тряпичный, набитый тряпками

  • «Чудесный мешочек»
  • Игра «Почта»
  • «Укрась ёлку»
  • «Чудо-дерево»
  • Сравни и разложи» (сериация по какому-нибудь признаку) (от 5 лет)
  • О картинке я вам расскажу
  • Бывает – не бывает
  • Классификация
  • Подбор нескольких названий действий к названию предмета

Стул (что делает?) – стоит, качается, скрипит, падает, ломается, лежит, возвышается, сохнет.

Полка (что делает?) – висит, болтается, падает, гремит, пахнет, хранит.

  • Подбор максимального количества слов к названию действия

Висит (кто? что?) – человек, полка, люстра, пальто, туман.

Висит (как?) – ровно, красиво, прямо, криво, высоко, низко, слева.


[1] Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

[2] Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на

Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...