Почему слон у взрослого стал шляпой или можно ли научить детей думать самостоятельно?
статья (старшая группа) на тему

Супроткина  Наталья Сергеевна

Мышление - одно из самых естественных и в тоже время, самых загадачных, способностей человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ СЛОН У ВЗРОСЛЫХ СТАЛ ШЛЯПОЙ ИЛИ МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ  ДЕТЕЙ  ДУМАТЬ   САМОСТОЯТЕЛЬНО?                                                         Вспомним у  Антуана де Сент- Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда?  Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу. Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это не удивительно, хотя очень грустно.  Нарисованный Сент- Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне напоминал шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.  Людям даже и в голову не могла прийти мысль, что что-то похожее на шляпу может быть чем- то другим. Можно привести сотни других примеров демонстрирующих  заурядность, шаблонность нашего мышления. Это у взрослых. А как обстоит дело с мышлением у детей?                                                                                          Наблюдения за детьми в детском саду показали, что «обстановка» с   детским мышлением обстоит чуть лучше, благодаря открытости и непосредственности детского разума. Сейчас, современный ребенок мог бы такое «увидеть» в шляпе, что сам бы и Антуан удивился. Но ведь взрослые, рассматривающие «съеденного» слона, тоже были когда-то детьми.  Выходит, что с взрослостью  исчезает  наша способность мыслить  творчески, не шаблонно.  И сразу возникает следующий вопрос – как развить и сохранить эту непосредственность, если не навсегда, то хотя бы продлить способность творческого мышления как можно дольше?                                                                                                                                                      Проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда.   Современная педагогика подробно изучает структуру творческого мышления и воображения у детей. Разработаны и апробированы не одна методика  и все они заслуженно имеют место быть.  Но задача данной статьи не состоит в перечислении методов и техник развития творческого мышления у детей и, ни в коем случае, не претендует на какой -либо анализ педагогических практик и наработок.  В данной статье я хочу просто поделиться своим опытом работы с детьми в простом умении задавать самый обычный вопрос  - почему? И - а если, может быть? Вот, например, самая обычная тема для детского сада - дикие и домашние животные. Казалось, что может быть проще, дать представление детям о домашних  животных?  Все воспитатели  с успехом решают эту педагогическую задачу. Но когда ребятам  старшего возраста задаешь вопрос, почему домашние животные называются домашние, а дикие дикими -вот  тут и начинается процесс мышления. «Потому что дикие животные живут в лесу, а домашние дома».  Хорошо. А если человек работает лесником и у него собака, она все время на улице. Или взять, к примеру, северные народы, они своих ездовых и охотничьих собак вообще не пускают в жилище. Тоже можно сказать и про оленя, а между тем олень для северного человека- источник жизни.  Выходит, что такой ответ на поставленный вопрос не совсем верен? Идем дальше. Многие домашние животные вообще «имеют  свои  хаты» – коровы, свиньи, овцы, куры и т.п. К каким животным отнести их – к диким или домашним? Продолжаем размышлять над ответами детей, -                           « человек кормит домашних животных».  Верно. А всех кормит и всегда? К примеру, коров и лошадей только зимой, летом эти животные сами находят себе пропитание. А если посмотреть с этой стороны на овец в теплых районах страны. Они круглый год сами себе добывают пищу. Если размышлять в этом ключе, то  человек в городах  подкармливает голубей, синиц, ворон, и т.п. и, тем не менее,  эти птицы не относятся к домашним.  Так все же, почему домашние животные называются домашними, а дикие животные дикими? Занимательно наблюдать за детьми в ходе таких размышлений.  В глазах интерес как при отгадывании загадок. У некоторых «видно» как  лихорадочно идет мыслительный процесс. Попробуйте задать такой вопрос своим детям и вы.  Сколько нестандартных умных, смешных, а порой фантастических предположений и ответов вы услышите от детей.  Конечно, после длительных размышлений, рассуждений вслух, находится  самостоятельно  или с помощью взрослого , долгожданный ответ, - домашними животными называются те животные, о которых человек  заботится: или строит им отдельные свои жилища, или кормит всегда или частично, или охраняет от диких животных, лечит, в случае болезни и т. д..   Впрочем, вопрос - почему, ставиться не столько для нахождения ответа,  хотя и это немаловажно, сколько для возможности еще раз,  целенаправленно включить процесс мышления.   Почему кухонный нож называется кухонным? В ходе размышлений с ребятами выясняется, что нож бывает и охотничьим и что  им также можно резать хлеб и овощи для еды. Кухонный и охотничий - это разновидность ножей. Человек дал ножам разные названия для своего удобства, что бы знать, каким ножом удобней выполнять разную работу.  По моему мнению, ребенку до пяти лет, на вопрос почему,  взрослый обязан давать ответ. После пяти лет, взрослый должен помочь ребенку полюбить сам  процесс мышления, нахождения ответов.                                                                                                   Если взрослый человек,  рассматривающий рисунок с проглоченным слоном, задал  бы себе вопрос, «почему шляпа выглядит таким странным образом?», то  возможно, мальчик  у  Сент –Экзюпери не был бы так одинок .

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "страничка для взрослых" под рубрикой "Можно ли мороженое детям"

Это консультативный материал, который можно использовать для консультаций в родительских  уголках или папках передвижках.Зная о том, какие сорта предпочтительны именно для вашего ребенка, вы уваж...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребёнка думать"

Как научить ребёнка думать - советы родителям....

Консультация для педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию детей "Как можно научить детей понимать язык искусства?"

В статье приведены рекомендации по развитию детского интересы к произведениям художников, подобранны дидактических игры по работе с картинами....

Статья "Научите ребёнка думать"

Материал содержит практические советы и упражнения на развитие у детей старшего дошкольного возраста мышления, памяти....

Детский проект "Почему Слон грустный?" во 2 младшей группе

Познавательный, творческий проект о слонах во второй младшей группе...

Как научить ребёнка думать: развитие логического мышления у дошкольников.

Способы  развитие логического мышления у дошкольников....

«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»

laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...