Родительское собрание «Формирование произвольного поведения в дошкольном детстве »
классный час (старшая группа) на тему

Степанова Ольга Викторовна

- организация взаимодействия детского сада и родителей;

- повышение психологической компетенции родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Формирование произвольного поведения в дошкольном детстве »

        Цель: организация взаимодействия детского сада и родителей;

                  повышение психологической компетенции родителей.

        Необходимый материал для проведения родительского собрания:

1. Геометрические фигуры из цветной бумаги для аппликации, клей, картон, инструкция для родителей;

3. анкета для родителей «Как я понимаю, что такое произвольность»

5. буклеты для родителей «Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей», «Дисциплина, режим и спорт основа формирования волевых качеств ребёнка», «Что такое произвольность».

        Собрание проводит: воспитатель подготовительной группы детского сада.

        Для организации и проведения родительского собрания было дано домашнее задание – познакомиться с термином «произвольность», подумать, чем она важна для ребенка при подготовке к школе.

Ход проведения.

        Практическая часть

        Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Нам очень приятно сегодня встретиться с вами!

        Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое произвольность, чем она важна. Скажите, пожалуйста, кто приготовил домашнее задание и может продолжить высказывание: «Произвольность это…»  (ответы родителей)

        А теперь давайте подведем итог и обобщим все высказывания.

        

        А теперь давайте немного поиграем, узнаем какие игры можно использовать для развития произвольности детей.

Игра «Поводырь».  

Родитель говорит ребенку сколько шагов и в какую сторону он должен сделать (ребенок выполняет указания).

        Хорошо, спасибо! Родители возвращаются на свои места за столики. На столах лежат, приготовленные заранее, клей, геометрические фигуры из цветной бумаги, инструкция для родителей. Родители знакомятся с инструкцией работы, а дети в это время играют в игру «Зеркало».

        Игра «Зеркало»

        Ведущий показывает движения, а дети должны воспроизвести это движение точно «как в зеркале».

        После игры дети возвращаются к родителям.

        Аппликация в детско-родительских парах.

        Как известно, произвольное поведение – это умение делать что-то по словесной инструкции и образцу, поэтому, родители сейчас будут читать инструкцию для своего ребенка (Приложение 1), а вы ребята должны очень внимательно слушать своих родителей и выполнить их инструкции и тогда у вас все получится. (Дети и родители выполняют аппликацию).  

        После выполнения задания воспитатель показывает для сравнения заранее приготовленный образец аппликации.

        Хорошо все постарались, и у всех получилась красивая работа. «Что понравилось больше всего?» (Ответы детей). После этого дети уходят в группу.

     Одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

     Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс школьного обучения и даже при нормальном уровне интеллектуального развития могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности следует уделить особое внимание.

     Произвольность поведения – это умение слушать и умение слушаться. Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, который требует обязательного формирования целой системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь увидеть свои ошибки и скорректировать их в деятельности и после нее). Успешное выполнение любой деятельности возможно только при наличии целостной системы произвольной саморегуляции.

     Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

     К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Надо убрать игрушки, почистить зубы и т.п. – вес это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т.п. – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность.

     У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результаты своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность.

     Волевая готовность (произвольность поведения) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делать то, что от него требует учитель, режим школьной жизни; ребенок управляет своим поведением, умственной деятельностью, регулирует свои действия и эмоции.

     Наличие произвольности у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слов регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей средством не только общения, но и организации поведения.

     К шести годам у детей происходит оформление основных компонентов волевого действия, но они еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Достижение цели определяется мотивацией.

     Исходя из этого, взрослый должен:

  • Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей, — тогда у ребенка появится желание в ее достижении.
  • Направлять ребенка, помогать ему в достижении цели.
  • Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
  • Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

     Умение организовать рабочее место, поддерживать на нем порядок, своевременно начинать работу – важные навыки, которые необходимо формировать у ребенка к началу школьного обучения.

     Следует использовать этот период для развития разнообразного познания, накопления разных сведений. На основе общего развития поведение ребенка перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек: он направляет ребенка, учит контролировать свое поведение, оценивать свою деятельность.

     Взрослый должен научить ребенка:

  • понимать и принимать задачу, ее цель;
  • планировать свою деятельность;
  • подбирать средства для достижения цели;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • принимать помощь взрослых при выполнении задания.

     Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться на половине пути: знает – и ладно, красиво делать научится потом – и допускают ошибку.

      Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца – при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания, конструировании. Надо приучать ребенка думать и о результате (не быстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть).

     Родители нередко утверждают ребенка в его нежелании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок: не важно, что ему ставят; главное – что ему интересно и что он старается, делает как может, — этого достаточно. Следует нацеливать ребенка на стремление к хорошему результату: не просто «как может», а так хорошо, насколько он способен, ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба – это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней пребывания в школе.

     На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросите ребенка самому найти их – это первая форма самоконтроля. Обратите внимание, может ли ребенок сосредоточенно заниматься каким-либо делом – рисовать, лепить, мастерить и т.д.

     Для совершенствования системы произвольной саморегуляции наиболее эффективны занятия конструированием. Начать конструирование можно по образцу. Ребенок учится правильно выбирать необходимые детали блоков, соотносить их по размеру, форме, цвету.

     По окончанию постройки задайте вопросы ребенку, насколько осознанно он выполнял задание, например: «Как ты думаешь, правильно ли ты построил дом?», «Есть ли в твоем доме одинаковые детали?». Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования.

     Максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант. Ребенку дают образец геометрического узора, выполненный на листе бумаги в клетку, и предлагают воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Работу можно усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, влево на 2 клеточки и т.п.).

     Формируйте у ребенка произвольное (управляемое) поведение – умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам.

     В этом помогут следующие игры.

     Игра «Да» и «нет» не говорить». Подготовьте несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» и т.п.

     Изредка задавайте вопросы, требующие утверждения либо отрицания, например «Ты девочка?»

     Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: «черное», «белое» и т.п.

     Игра «Режим и порядок». Изготовьте из ватмана полоску с желобком, в который вставьте кружочек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем. Прикрепите полоску на видное место к стене. Объясните ребенку: сделал дело – передвинь кружочек к следующей метке. Дошел  до конца – получи приз. Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и т.п.

     Благодаря использованию подобных визуальных ориентиров постепенно «внешнее» планирование собственной деятельности переходит во внутренний план и становится правилом, предъявляемым ребенком к самому себе «в уме». В результате у ребенка появляется внутренний контроль за последовательностью действий, формируется умение доводить начатое до конца.

     Игра «Донесение». Пусть ребенок представит, что он разведчик и пишет зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель – «связной». Ребенок зашифровывает предметы символами-значками, которые напомнят ему об этом предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

     Научить ребенка планировать свои действия и доводить их до конца можно с помощью вопросов перед предстоящим действием: «как ты будешь это делать?» Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий.

     Необходимо учесть, что одно дело – планирование как подготовка к действию, а другое – его реализация. Работа должна доводить до конца! Подведение итогов действия – очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка. Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов были доведены до автоматизма.

Зачем нужно развивать внимание?

     Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимание, тем выше эффективность обучения в школе. Именно невнимательность является основной причиной неуспеваемости детей начальных классов.

     Психологи различают внимание и внимательность.

     Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям, без исключения.

     Внимательность – сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и другие дети, способен обратить внимание на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.

     Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности, но мало найдется внимательных и среди здоровых детей.

     Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем. Поэтому необходимо развивать у ребенка умение сосредоточиваться, чтобы предупредить невнимательность.

     Существует достаточно много специальных упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться.

     Например, возьмите несколько страниц печатного текста и попросите ребенка: «Вычеркни все буквы «т», а все «д» обведи кружком». Потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет уменьшаться.

     Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (каждой букве соответствует определенный значок). Придумайте такой «секретный алфавит» и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для тренировки способности к концентрации и распределению внимания.

     Еще одно из упражнений – отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

     Возможно, что вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания. Например, он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном, наглядном виде, но пропускает то, что предъявляется на слух. Значит необходимо развивать у такого ребенка слуховое внимание, научить его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях.

     Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. А затем пусть он перечислит то, что услышал. Или такое упражнение. Вы называете ребенку несколько имен в произвольном порядке. Каждое должно прозвучать несколько раз. При этом отмечаете для себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка – сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.

     Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого цвета, что-то вовсе уберете. Попросите ребенка сказать, что изменилось. Полезно также сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.

     Главное – занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.

Формирование у старших дошкольников

предпосылок учебной деятельности

     Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность – это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Она складывается постепенно, формирование ее происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В то же время созданию предпосылок для формирования учебной деятельности надо уделять внимание уже в старшем дошкольном возрасте. Создание предпосылок для формирования учебной деятельности предусматривает:

  • достаточно высокий уровень произвольности;
  • умение планировать и контролировать собственные действия;
  • высокий уровень активности и инициативности;
  • самостоятельность в работе;
  • умение оценивать правильность выполнения собственной работы.

    В формировании активности и самостоятельности ведущую роль играет характер ваших отношений с ребенком. Для того чтобы сформировать у дошкольника умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже не верный, но самостоятельно найденный ответ, решение какой-то проблемы. Необходимо хвалить ребенка за саму попытку действовать самостоятельно. Если работа сделана неправильно или ответ не верен, вы можете потом вместе это исправить. Если же каждый раз, пытаясь выполнить какую-то работу самостоятельно и не добившись нужного результата, ребенок будет слышать упреки, то в конце концов он перестанет проявлять инициативу, будет ждать вашей помощи, перестанет надеяться на свои силы, что приведет к снижению его самооценки. Дайте ребенку поспорить, доказывая свою точку зрения, свой взгляд на выполнение какой-то работы. Даже если он не прав, всячески поощряйте такие споры, умело руководите ими, учите ребенка отстаивать свое мнение и вместе приходите к правильному решению.

     Напротив, беспокойство должна вызывать низкая активность, безынициативность ребенка. У таких детей в будущем довольно часто и быстро снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача родителей таких детей – приветствовать любое проявление инициативы с их стороны, чаще поощрять, хвалить, снизить уровень своей опеки, возложить на ребенка несложные, но постоянные обязанности по дому и поощрять его за их выполнение.

     Следующая необходимая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия.Наиболее удобны для этого различные виды конструирования, лепка, аппликация, работа с конструктором. Обсудите с ребенком предстоящую работу, узнайте порядок его действий, внесите поправки в его план, посоветовавшись с ним, спросив его мнение. То же касается и выполнения ребенком каких-то поручений по хозяйству. Учите его: прежде чем делать работу, надо обдумать, как ты ее будешь делать, с чего лучше начать.

     Важно учить в этом возрасте и самоконтролю, самооценке: проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть недочеты, находить ошибки и исправлять их. Это очень трудно! Без вашей поддержки, вашей терпеливой помощи дошкольнику с этим не справиться, ведь в этом возрасте ребенок не всегда способен адекватно оценить результаты своей деятельности (чаще всего эта оценка бывает завышена).

     Чтобы проблем при поступлении в школу было меньше, учите дошкольника правильно организовать свое рабочее место. У каждого ребенка должен быть в квартире свой уголок: это столик, за которым он работает, либо место, где находятся его игрушки, книги. Приучайте его содержать эти места в порядке, самостоятельно убирать игрушки после игры, заправлять свою кровать, развешивать свою одежду, расставлять на полке свои книги и т.д. Не секрет, что некоторые из вас периодически или регулярно выполняют эту работу за своего ребенка: для экономии времени, из соображений аккуратности и просто из-за того, что так заведено. Но привычка не придет сама собой, а значит, скорее всего, в будущем вам трудно будет добиться, чтобы ваш первоклассник сам собирал портфель, убирал тетради в папку, а ручку – в пенал. Отсутствие привычки организовывать и убирать рабочее место неизменно скажется на учебном процессе.

     Тесно связана с предыдущей и следующая задача – формирование умения доводить начатое до конца.Речь идет в первую очередь о тех видах работы, которые требуют от ребенка умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важны, например, с точки зрения его подготовки к школе. К таким видам работы можно отнести выполнение штриховки или графический диктант. Не нагружайте ребенка непосильным объемом работы, обсудите с ним этот вопрос: пусть сегодня он заштрихует только одну фигуру, но аккуратно и до конца, а завтра уже попробует заштриховать две фигуры.

     Следует задуматься и тем родителям, чьи дети не сразу слышат обращенные к ним слова, кому приходится повторять свои просьбы по нескольку раз, прежде чем они будут услышаны и выполнены. Не отступайте от своих слов, добивайтесь своего. Попробуйте однажды поступить в ответ на его просьбу так же, спросите потом, понравилось ли ему такое отношение, постарайтесь объяснить, что вам тоже бывает неприятно его поведение. Постепенно учите ребенка слышать и выполнять ваши требования, просьбы с первого раза. Умение слушать и слышать, действовать по инструкции взрослого – необходимые условия успешного обучения в школе.

     Формируя и закрепляя у ребенка до поступления в школу вышеназванные умения и навыки, вы тем самым облегчите, сделаете наиболее успешным и безболезненным процесс вступления его в школьную жизнь.

Игры и упражнения для формирования навыков

самоконтроля и саморегуляции детей

старшего дошкольного возраста.

     Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Материалы для проведения родительского собрания взяты

  с сайта http://nsportal.ru/svetlana-vladimirovna-kolobanova


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования произвольности поведения у детей.

Консультация для педагогов "Проблемы формирования произвольности поведения у детей" поможет педагогам и родителям научить ребенка управлять своим поведением сознательно. В психологии такое умение назы...

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается новообразование старшего дошкольного возраста – возникновение произвольности поведения. Формирование произвольного поведения происходит при непосредственном взаимодейств...

Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста

Под  произвольностью  в  психологии  понимают  сознательную  саморегуляцию поведения,  иными  словами  –  умение  подчинить  себя...