Главные вкладки

    Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка старшего дошкольного возраста
    статья (старшая группа) на тему

    Статья о месте сюжетно-ролевой игры в жизни воспитанников старшего дошкольного возраста и роли воспитателя в игровом процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_larisy_sergeevny.docx20.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка старшего дошкольного возраста

             Детство каждого из нас прошло в играх, как самостоятельных, так и в играх со сверстниками, со взрослыми. Но мало таких взрослых, которые задумывались, почему же именно играя, они были счастливы? В чем же состоит значимость игры в жизни ребенка, и почему каждый проходит этот этап?

            Первое что приходит на ум в ответ на этот вопрос – играть очень весело, но играя, дети получают не только положительные эмоции, но и определенный жизненный опыт. Каждый педагог вам с уверенностью скажет, что лучше всего ребенок познаёт мир и совершенствует свои навыки непосредственно в игре. Советский педагог А.С. Макаренко указывал на большое значение игры для развития личности ребёнка, кем он станет, когда вырастет. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Основываясь на словах замечательного педагога, можно сделать вывод о том, что игра становится одним из этапов становления личности человека. Игр для детей великое множество, и все они разнообразны в своём роде, но всё же    решающее значение для развития дошкольника имеет сюжетно-ролевая игра.                          

            В сюжетно-ролевой игре ребенок развивает свои духовные и физические силы, внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. В процессе игры происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Ребенок, который был очень зависимым от взрослого, посредством игры учится самостоятельности, а так как он в дошкольном возрасте очень тесно связан с жизнедеятельностью взрослых, он начинает подражать родителям и окружающим его людям. Таким поведением ребенок выражает желание жить общей со взрослыми жизнью.

            Какова же роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей? Среди задач по сопровождению сюжетно-ролевой игры старших дошкольников выделяю следующие: обогащение игрового опыта детей, поддержание длительного интереса к игровому процессу, усложнение сюжета, развитие мотивации к самостоятельной деятельности.

            Очень часто можно увидеть, что дети в своих играх изображают различные профессии и трудовую деятельность взрослых, тем самым они учатся вести себя определенным образом в разных ситуациях, следовать определенным правилам, выстраивать общение с другими детьми. Наблюдая за игрой мальчиков в своей группе (детей шестого года жизни) я заметила, что они часто изображают строителей, водителей или полицейских инспекторов. Мальчикам  нравится придумывать правила к сюжетно-ролевой игр,  принимать на себя роль постового инспектора, строителя или изображать светофор. В группе ребята выстраивают дорожные магистрали, расставляют различные дорожные знаки, тем самым обговаривая правила вождения на дорогах, на некоторых участках дороги они могут проводить ремонтные работы: для этого тоже необходимы определенные знаки. Но как часто это бывает, мальчики - личности очень вспыльчивые и боевые, они могут начать споры о том, кто же будет играть самую главную роль в сюжетно-ролевой игре. В данном случае, воспитателю необходимо объяснить ребятам, что каждая роль в игре важна, будь то патрульный постовой или же его помощник, водитель или же его «штурман», ведь у водителя тоже должен быть помощник. Также в игры с автомобилями и светофорами можно ввести габаритные автомобили, например: бензовоз, бетономешалка, грузовые машины, скорая помощь, В этом случае у водителей габаритных автомобилей появляется ответственность за «груз», который они везут, им необходимо довезти «груз» до места доставки в том виде, в котором они его приобрели, иначе «заказчик» не примет их «груз», а у водителей скорой помощи появляется ответственность за жизнь человека в их автомобиле, а остальным водителям необходимо уступать дорогу автомобилю скорой помощи. Ребята делают вывод, что надо соблюдать правила поведения на дороге.

            В связи с появлением новых ролей, в игровую деятельность начинает включаться всё больше и больше игроков, и каждая роль становится важной в той или иной мере. Сюжетно-ролевые игры не заканчиваются на пороге группы, часто мальчики продолжают играть на прогулочной площадке. Они воображают, что карусель это автомобиль, а один из детей изображает светофор или патрульного постового.

            В дошкольном возрасте детям предстоит сделать для себя множество открытий, и познать, зачем люди нужны друг другу, в чем смысл той или иной человеческой деятельности. В течение нескольких лет дошкольник может играть с теми же игрушками, но с каждым годом его развития меняется характер игровых действий:  то как он играет и как  осознает свою роль. Осуществляя сопровождение сюжетно-ролевых игр, стараюсь не пускать игру на самотек, учу детей тому, как можно обогатить сюжет игры. Так, например, девочки старшей группы любят играть в «дочки-матери» совместно с мальчиками, то есть в семье есть папы, мамы, братья и сестры. Они обыгрывают ситуации, когда утром «родители» идут на работу, а «дети» в сад или школу. По возвращении родителей и детей домой, готовится ужин, обговариваются блюда, которые будут на ужин и завтрак. Дети воспроизводят в игре все действия взрослых с игрушками или с предметами. Я заметила, что девочки изображая своих мам, говорят по телефону с подругами, ходят с сумочками «по магазинам, за покупками». В ходе подобных игр предлагала девочкам продумать ситуации о том, что же они будут покупать и для чего будут нужны их покупки. Варианты предложений были разными: делались покупки для праздников (это были и дни рождения, и день матери, и новогодний праздник) и для повседневной жизни. В списки покупок входили как продукты питания, так и различные подарки мамам, папам, родным и друзьям. Старались разыгрывать день за днем разные ситуации, связанные с «семьей». Но больше всего девочкам и мальчикам нравилось обыгрывать дни рождения своих сверстников именно тогда, когда в этот день был день рождения кого-нибудь из ребят в группе. Ребята наряжали именинника, готовили ему праздничный стол, водили для него хороводы и по очереди,  высказывали свои пожелания имениннику.

            Игра ребенка насыщена эмоциями, иногда такими, которые в жизни ему еще не были известны. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра  выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства.

            Сюжетно-ролевая игра в значительной степени развивает речь ребенка, но с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и таким образом осмысливает их; слова также используются ребенком для дополнения своих действий, выражения своих мыслей и чувств. Ребенок придумывает определенную роль, устанавливает правила для данной роли, и воспроизводит всё это в своих действиях. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения ребенка.

             Игра является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие  дошкольникам деятельностью. В игре дети делают только то, что хотят.

            Развитие игры прежде всего зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Для того чтобы ребенок умел хорошо играть, и чтобы игра развивала ребенка, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. "Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста".

    Квиллинг-это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании и создании при помощи полученных форм различ...

    Консультация для родителей на тему: "Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста"

    Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Квиллинг помогает каждому реб...

    Консультация для родителей на тему: Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей на тему:Квиллинг и его значение в развитии ребенкастаршего дошкольного возраста...

    Семинар для родителей "Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста"

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение прост...

    Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста

    Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка...

    Статья "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста"

    В данной статье будет рассмотрена роль сюжетно-ролевой игры в старшей группе дошкольного возраста. Мои наблюдения, заключения и выводы....