Дидактические, подвижные, хороводные игры
методическая разработка (старшая группа) на тему

Аникеева Елена Петровна

Дидактический, подвижные, хороводные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические, подвижные, хороводные игры

Дидактическая игра «Казачья горница»

Цель. Познакомить с  казачьей горницей и предметами казачьего обихода. Систематизировать знания детей о жизни и быте казачества.

Материал. Эмблемы для команд; цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей горницы и современной кухни; карточки с изображением предметов казачьего и современного обихода.
Ход игры. Игрок каждой команды (поочередно) достает карточку, показывает соперникам. Соперники называют предмет и куда его необходимо поместить: в горницу или на кухню.

Дидактическая игра
«Что лишнее»

Цель. Продолжать знакомить детей с  казачьей горницей и предметами казачьего обихода.

Материал. Цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей горницы и современной гостиной.
Ход игры. Дети должны найти лишние предметы в казачьей горнице и в современной гостиной.

Дидактическая игра «Казачий говор»

Цель.  Познакомить с предметами старины, казачьего обихода.

Материал. Карточки с изображением казачьего обихода.

Ход игры. Воспитатель описывает предмет, а команды должны назвать его и, если ответ верный, то показывается картинка с изображением этого предмета.

Дидактическая игра

 «Найди оружие казаков»

Цель. Продолжать расширять представление детей о казачьей культуре, традициях. Познакомить с оружием казаков. Развивать кругозор, речь детей. Воспитывать желание знакомиться с различными видами оружия.

Материал: Карточки с изображением различного оружия.

Дидактическая игра

 «Найди флаг казаков»

Цель: Продолжать расширять представление детей о казачьей культуре, традициях. Познакомить с флагом казаков. Развивать кругозор, речь детей. Воспитывать уважение к символике разных стран.

Материал.  Карточки с изображением флагами  различных стран.

Дидактическая игра

 «Угадай пословицу по картинке»

Цель. Познакомить детей с пословицами, научить понимать их смысл.

Материал. Цветные картинки, изображающие казаков.

Ход игры. Каждый ребенок берет картинку и называет соответствующую пословицу.

Дидактическая игра

 «Подворье казака»

Цель.  Познакомить с подворьем казака; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.

Дидактическая игра

 «Курень казака»

Цель.  Познакомить с жилищем казака; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.

Дидактическая игра

 «Традиции казаков»

Цель. Познакомить с основными традициями казаков; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.

Ход игры:

 Вариант 1.

Участвует 2-6 человек и ведущей. Ведущей раздает игрокам большие карточки. Ведущий показывает игрокам маленькие карточки и называет то, что на них изображено. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок закроет большую карту.

Вариант 2.

Участвует 2-6 человек и ведущей. Ведущей показывает игрокам маленькие  карточки. Дети должны сказать, что там изображено. Игроки отвечают по очереди. Тот, кто ответил правильно, получает карточку. Побеждает тот, у кого в конце игры больше карточек.

Подвижные народные игры

«Заря». Игра о силах  Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента) — Воздуха и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку.

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

 С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

«Иголка, нитка и узелок». Игра о единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,

вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Ловишка в кругу». Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели. Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.

Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

«Снежинки, ветер и мороз». Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств природы, как радостных и полезных. Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,

Словно белые пушинки

На дороги, на поля.

Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем. Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны

и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.
                                         
Хороводные игры

«Игровая»

Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре – ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев:

У казака Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали,  как я!

Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становиться новым ведущим. Игра повторяется.

«Во садике царевна»

Дети идут по кругу в одну сторону, девочка – царевна в другую и поет (движения выполняются согласно тексту).

Во садике царевна, царевна, царевна.

Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья.

По садику ходила, ходила, ходила,

Златым кольцом звенела, звенела, звенела,

Царевича манила, манила, манила:

- Иди сюда поближе, поближе, поближе

И кланяйся пониже, пониже, пониже.

Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,

Еще тогда покрепче, покрепче, покрепче.

В конце хоровода обнимаются.

«Козел»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

Шел козел дорогою,

Дорогою широкою.

Нашел козел безрогую,

Безрогую козу.

Выходит мальчик – «козел», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Печаль-тоску размыкаем, Размыкаем тоску.

Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остается в роли козы.

«Селезень и утка»

Один из игроков выбирается селезнем, другой – уткой. Остальные участники встают вокруг селезня, берутся за руки и ведут хоровод, двигаясь то в одну, то в другую сторону, и поют:

На горе-горе петухи поют,

Под горой-горой озеро в водой.

А у озера в лесу бел ручей течет,

По тому ручью селезень плывет.

Да селезень плывет, ко мне весть несет,

Он мне весть несет, в хоровод зовет!

После слов «в хоровод зовет!» селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, пытаются не выпустить его. Если селезню удается выскочить из круга, он старается поймать утку. Если это ему удается, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается.

                                   КАЗАЧЬИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Заря – Заряница.

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря  - Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь

А беги, как огонь!

    С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Золотые ворота.

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:

Идет матушка Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел –

Всех детей привел.

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хошь теперь гуляй!

Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.

Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:

Ходит матушка Весна

По полям, лесам одна

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается

А на третий раз не пропустим Вас!

Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар . образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат

Воевода.

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

Каравай.

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А  на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

«РОМАН, РОМАН....»
Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:

-Роман, Роман - на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово - отбрасывают его в правую сторону от себя

Вырывай бурьян

Повторяются те же движения

Чтоб росла морковка

Воспроизводится посадка семян

Большая, как мутовка,

Чтоб росла репка

Сладкая и крепкая.

Чтоб вырос бобок

С большой горшок.

На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод

«КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре.

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

- Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

«СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА»

Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в углу приговаривают:
Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень,

Девятая – утка,

Десятая – гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

«СТАДО»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

«ПОДСОЛНУХИ»
Игроки стоят в несколько рядов- это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.

Считалка: Солнце: Солнце светит!

Все: Дождь идет!

Солнце: Семечко!

Все: Растет! Растет!

Солнце: К солнцу тянется росток!

Все: Тонкий, тонкий стебелек!

Солнце: Небосвод весь обегая,

Все: Солнце светит не мигая.

Солнце: Земледелец, не зевай,

Все: Перемены отгадай!

«ТОПОЛЕК»

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки- «пушинки», 3 игрока- «ветры».

В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий: На Кубани пришла весна,

Распушила тополя!

Тополиный пух кружится,

Но на землю не ложится.

Дуйте, ветры, с кручи

Сильные, могучие!
После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к тополю. За чертой они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами».

Выигрывают те, кто остается около тополя.

«ПТИЦЕЛОВ»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазам. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птицы песни поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас зовет.

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Угаданная птица становится птицеловом.

«МАЛЕЧЕНА – КАЛЕЧЕНА»

Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку длиной 20-30 см. все произносят такие слова:

Малена – Калена,

Сколько часов осталось.

До вечера,

До зимнего?

После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три...десять!». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Ведущий может давать дополнительные задания: походить, присесть, поворачиваться направо, налево, вокруг себя. Детям желательно разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные и хороводные игры.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов подвижных игр, придуманных мной....

подвижные и хороводные игры

подвижные и хороводные игры о Санкт-Петербурге...

подвижные и хороводные игры

подвижные и хороводные игры о Санкт-Петербурге...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические и хороводные игры."

Музыкально-дидактические и хороводные игры для детей дошкольного возраста...

Описание воспитательной практики "Подвижно-хороводные игры"

Пасха, Светлое Христово Воскресенье. Традиции и обычаи празднования Пасхи....