Психологический тренинг с педагогами с целью предупреждения профессионального выгорания
консультация на тему

Шай Марина Сергеевна

Цель:

  • Профилактика психологического здоровья педагогов.
  • Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

  1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
  2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

 

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

 

Стадии профессионального выгорания:

  • Негативные эмоции, пустота, скука;
  • Неприязнь и раздражение на работе;
  • Эмоциональное равнодушие к себе и ко всему миру.

Три аспекта профессионального выгорания:

  • Снижение самооценки,
  • Одиночество,
  • Эмоциональное истощение.

Симптомы профессионального выгорания:

  • психофизические;
  • социально-психологические;
  • поведенческие.

 

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания:

  1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  3. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  4. Перестаньте жить за других их жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
  5. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

 

В практической части были показаны приемы саморегуляции:

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

 

Упражнение «Ведро мусора»

“Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.

 

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

 

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

 

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

 

Тест  «Какой вы работник»

Релаксация «Разноцветные звезды»

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их, очень много и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг «Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Творчество, гибкость нестандартность мышления  являются одним из способов преодоления СЭВ. Данный  тренинг для педагогов поможет повысить стрессоустойчивость....

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Тренинг для педагогов из цикла "Профилактика профессионального выгорания"

Тренинговые упражнения для педагогов по профилактики  профессионального выгорания....

Мастер - класс: Тренинг для педагогов «Воздушный шарик». Профилактика профессионального выгорания.

Тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога....

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома профессионального «выгорания»

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, педагоги-психологи, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены постоянно повышать уровень профессионально...