Опыты и эксперименты в средней и старшей группе.
картотека (старшая группа) по теме

Щербинина Наталья Геннадьевна

Разнообразные опыты и эксперементы для детей средней и старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты и эксперименты  в средней и старшей группе:

N

Название

Цель

Материалы

Процесс

Итог

1

«Росток»

 Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

2

«Песок»

Рассмотреть форму песчинок.

Чистый песок, лоток, лупа.

Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

3

«Песчаный конус»

Установить свойства песка.

Сухой песок.

 Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Песок может двигаться.

4

«Рассеянный песок»

Установить свойство рассеянного песка.

Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный.Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

 Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

5

«Своды и тоннели»

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

 Вставляем  в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

 Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

6

«Мокрый песок»

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Мокрый песок, формочки для песка.

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать  сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

7

«Свойства  воды»

Вкус воды

Запах воды

Цвет воды

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Выяснить имеет ли вкус вода.

Выяснить имеет ли запах вода.

Выяснить имеет ли цвет вода.

Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

 Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

8

«Живая вода»

Познакомить детей с животворным свойством воды.

 Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

9

«Испарение»

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

10

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

 Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

11

«Воздух сжимается»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

 Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

12

«Жизненный цикл мушек»

Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

 Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).

 Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.

Через несколько дней вы увидите ползающих по дну  личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а, в конце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова.

13

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Установить, почему звезды движутся по кругу.

Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца. Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется  сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.

14

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

 Зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

15

«Может ли растение дышать?»

Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

16

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

 Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:  а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

17

«Нужен ли корешкам воздух?»

Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

 Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха  к корням. Наблюдают за изменениями проростков  (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

 Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

18

«Что выделяет растение?»

 Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

 Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу  так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

 Растения выделяют кислород.

19

«Во всех ли листьях есть питание?»

Установить наличие в листьях питания для растений.

 Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

20

«На свету и в темноте»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание).

21

«Кому лучше?»

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

22

«Где лучше расти?»

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

23

«Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри, в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.

24

«Что нужно для питания растения?»

Установить, как растение ищет свет.

Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Без света питание растений не образуется.

25

«Что потом?»

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

26

«Для чего корешки?»

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

27

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта  дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

28

«Как устроены перья у птиц»

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

 Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: " Опыты и эксперименты" для детей старшей группы (5 -6 лет)

Вызвать у дошкольников познавательный интерес к исследовательской деятельности....

Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.

Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы...

картотека опытов и экспериментов. средняя группа

здесь представлены игры, в ходе которых дети выясняют причины возникновения звука, знакомятся с агрегатным состоянием воды, узнают о свойствах веществ....

Опыты и эксперименты «Воздух-невидимка». Старшая группа.

Тема занятия: «Воздух-невидимка».Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающие: обобщить, ранее полученные ...

Картотека Опыты и эксперименты средняя группа группа

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств....

Картотека опытов и экспериментов. Тема «Космос» (старшая группа)

Подборка опытов и экспериментов для старшего дошкольного возроста по теме "Космос"...