Опыты и эксперименты «Воздух-невидимка». Старшая группа.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Склярова Наталия Вадимовна

Тема занятия: «Воздух-невидимка».

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

Обучающие: обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки.

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

Ход занятия.

Проводится подвижная игра «Пузырь»

Организация проблемной ситуации.

- Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

- А хотите узнать, что такое воздух? Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет). А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный). Давайте проведем опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ло­вить воздух?

 

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

- Что внутри пакета? (воздух)

- На что похож мешок? (на подушку, шар)

- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и вы­пустим из него воздух. Каким стал пакет? Поче­му так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрач­ный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (На­дувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные на­рукавники, спасатель­ный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

 -Ребята, посмотрите - это шарик. А как вы думаете, что у него внутри? (воздух). Посмотрите, как мой шар умеет летать? Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему? (он легкий). Так значит, получается, что воздух легкий.

 

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит таз с водой. Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воз­дух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

-Итак. Ребята, предме­ты, внутри которых есть воз­дух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь по­падет вода и вытолкнет воз­дух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

- Дети, как вы думаете, а внутри че­ловека воздух есть? (версии детей)

Давайте про­верим?

 

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

- Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в тру­бочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

 - Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас. Ребя­та, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями.

 

Опыт № 4: Движение салфетки.

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус) Ветер – это движение возду­ха, ветер раздувает пару­с на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передви­гать предметы. Хотите устроить ветер?

 

Опыт № 5: Игра с веером.

Воспитатель предлагает сделать из салфетки веер и устроить ветер с помощью веера, по­махать веером сначала на себя, потом друг на друга.

- Что вы чувствуете? (В лицо дует вете­рок, прохладный ветерок)

- Как получается ветер? (Движется воздух)

- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельни­ца, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

Опыт № 7 Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Благодаря нашим опытам, выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (бесцветный). Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный). Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха). Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

 

 Вывод :-  Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся). Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).

Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи и де...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и экспериментирования « Воздух – невидимка» в старшей группе.

Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и эксперементирования "Воздух-невидимка" в старшей группе...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух - невидимка" в старшей группе

-Доброе утро, мои дорогие! Ребята, мне сегодня по дороге в детский сад очень захотелось стать ученым. А вы знаете, кто такие ученые?Дети отвечают.- Правильно, ученые – это люди, которые что-то и...

ООД по экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка" в старшей группе

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группы...

Конспект НОД «Воздух-невидимка» в старшей группе

Задачи:Обучающие - упражнять в наблюдательности за окружающей средой - закрепить представления детей о воздухе, его свойствах- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. - продо...