Рабочая программа кружка"Умейка"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Буркова Наталья Александровна

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый.

Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

        РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол № 1

От «30» августа 2016 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад №1» ________/ М.В.Хасанова/

     Приказ от  30 августа 2016г. № 190-од 

Рабочая программа

педагога дополнительного образования  по художественно-эстетическому воспитанию детей

«Умейка»

     

 Возраст: 5 -6 лет

 Срок реализации: 1 год

                                                   Воспитатель: Буркова Наталья Александровна

                                           

                                              ЭНГЕЛЬС, 2016

Содержание

I. Целевой раздел ………………………………………………………………….……….3

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………3.

1.1. Цели и задачи…………………………………………………………………………….5

1.2. Мониторинг освоения результатов………………………………………………………6

I.I Содержательный раздел…………………………………………………………………7

2.1.Учебно-тематический план……………………………………………………………7

2.2 Перспективное планирование на 2016-2017………………………………………….. 9

III. Организационный раздел………………………………………………………………12

3.1.Организация кружковой деятельности………………………………………………….12

3.2.Используемый материал при работе …………………………………………………12

3.3.Список литературы……………………………………………………………………… 14

   

I. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.

Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки». При этом следует учитывать, что программа направлена на :

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

1.2.Цели программы: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов

                                                   Задачи:

Образовательная:

  • учить самостоятельному изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги и картона, ткани;
  • учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;
  • закреплять умение работать по схеме;

Развивающая:

  • Развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев.
  • Прививать точность и аккуратность в выполнении работ.
  • развивать сенсорное восприятие;
  • развивать речевую активность;
  • развивать тонкую моторику рук;
  • укреплять мышцы пальцев и кистей;
  • способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитательная:

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
  • воспитывать желание достигать поставленные цели.

воздействию на духовное развитие,  воспитанию любви к природе.

Формы организации занятий: фронтальная

Срок реализации кружковой работы - 1 год.

Возраста воспитанников  5-6 лет

Структура кружковой работы предусматривает занятия

с октября по апрель по одному занятию в 1 неделю,  длительность – 25 минут.

Итого:  28 занятий  -  11,7 часов

 Количество воспитанников: 10 детей 

1.3.Мониторинг освоения результатов

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

           Сформирован ;

Частично сформирован ;

Не сформирован.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны уметь:

- Использовать нетрадиционный материал в рисовании (подручный, природный), самостоятельно находить новые способы в рисовании.

- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;

- Знать с историю развития северных росписей, уметь различать их по характерным элементам, знать и уметь расписывать мезенской росписью различные формы.

- уметь работать с любым пластическим материалом.

В течение года:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

- Тематические выставки в ДОУ.

II Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический  план

Учебно - тематический план

Тема

Форма организации

Количество занятий

Количество часов

    Теория          Практика  

1

 «Ковер»

Фронтальная

1

0,7

0,3

2

«Белый лебедь»

Фронтальная

1

0,3

0,7

3

«Грибок»

Фронтальная

1

0,3

0,7

4

 «Светофор»

Фронтальная

1

0,3

0,7

5

«Рамка для картин»  

Фронтальная

1

0,3

0,7

6

«Цветочная клумба»

Фронтальная

1

0,3

0,7

7

 «Волшебный коврик»

Фронтальная

1

0,3

0,7

8

«Медальон»

Фронтальная

1

0,3

0,7

19

«Рукавички»

Фронтальная

1

0,3

0,7

10

 «Новогоднее украшение для елки»

Фронтальная

1

0,3

0,7

11

« Новогодняя маска»

Фронтальная

1

0,3

0,7

12

 «Снежинки для елочки»

Фронтальная

1

0,3

0,7

13

 «Аквариум»

Фронтальная

1

0,3

0,7

14

 «Дом из картона»

Фронтальная

1

0,3

0,7

15

«Кактусята»

Фронтальная

1

0,3

0,7

16

 «Подарок для пап»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

17

 «Зимушка-зима»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

18

 «Закладка для тетради»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

19

 «Дерево»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

20

 «Цветы для мамы»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

21

 «Подкова»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

22

 «Подарок для пап»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

23

 «Мозаика из бумаги»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

24

 «Лягушонок-карандашница»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

25

 «Открытка-цыпленок»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

26

 «Вертушки»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

27

 «Сверкающее солнышко»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

28

 «Цыпленок»  

Фронтальная

1

0,7

0,3

Итого

28

19,6

8,4

2.2. Перспективный план по ручному труду в старшей  группе

Месяц

Название

Программное содержание

Октябрь

1."Ковер " - аппликация

Цель: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию

2. « Белый лебедь»-

Цель: уметь в правильном порядке наклеить фигурные детали

3.Открытка « Грибок»

Цель : продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой

4.Изготовление светофора

Цель: с помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно.

Ноябрь

1."Рамка для картин " – солёное тесто

Цель: учить детей работать с солёным тестом, делая рамку для картин. Развивать умение выполнять работу аккуратно.

2. « Цветочная клумба» - коллективная аппликация

Цель: Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной работы. Упражнять в наклеивании деталей. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений с природе.

3. « Волшебный коврик»

Цель: продолжать учить делать колбаски и цветочки из солёного теста воспитывать аккуратность, усидчивость

4.Медальоны из солёного теста

Цель: продолжать работать с солёным тестом, делать поделки по образцу и используя свою фантазию, следить за процессом сушки изделий.

Декабрь

1."Рукавички»

Продолжать украшать изделие дополнительными деталями.

2. Новогодние украшения для ёлки

Цель: продолжать расширять кругозор детей, подручный материал для поделок, поощрять самостоятельность, творческий подход, следить за эстетичностью поделок

3. Новогодняя маска

Цель: продолжать учить детей самостоятельно вырезать по шаблону, украшать, развивать фантазию, творчество, воспитывать аккуратность

4.Снежики для ёлочки

Цель: продолжать совершенствовать технику вырезания снежинок из квадратного листа бумаги.

Январь

1..Аппликация «Аквариум

Цель: учить детей делать аппликации , аккуратно наклеивая их на прочную основу, не выходя за границы, развивать аккуратность

2. «Дом из картона»

Цель: Работать с картоном, надрезать его, дополняя деталями.

3.»Кактусята

Цель: познакомить с тычкованием, дать возможность самостоятельно изготовить поделку, развивать усидчивость, терпение

Февраль

1.Подарок  для  пап

Цель: формировать умение работать по схемам и образцу, дополнять деталями, воспитывать аккуратность»

2.Обрывная аппликация «Зимушка-зима »

Цель: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.

3. « Закладка для тетради»

Цель: Совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции воспитателя, проявлять творчество, фантазию в украшении закладки

4. «Дерево»

Цель: сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким

Март

1.Цветы для мамы из креповой бумаги

Цель: закреплять приёмы работы с креповой бумагой, проявлять творчество, фантазию.

2.»Подкова»из солёного теста

Цель: продолжать учить делать поделки из солёного теста.

3.Мозаика из бумаги-техника раздвижения

Цель: учить детей вырезать образ-силуэт, делить его на части, не только по длине, но и по ширине, приклеивая их на расстоянии, аккуратно пользуясь ножницами и клеем

4. « Лягушонок – карандашница»

Цель: продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию

Апрель

1.Пасхальная открытка «Цыплёнок»

цель: продолжат знакомить с праздником пасхи, воспитывать желание дарить друг другу небольшие подарки, сделанные своими руками, используя простые материалы.

2.»Вертушки»

Цель: продолжать учить сворачивать бумагу в рулон, закреплять его с помощью клея на основе..

3. «Сверкающее солнышко»-поделки из макарон

Цель: развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками

4. Аппликация из салфеток « Цыплёнок»

Продолжать учить работать с разными материалами

III. Организационный раздел

3.1. Организация занятий

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в режиме дня. Продолжительность занятия 25 минут. Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-6 лет. В год 33 занятия

3.2. Оборудование, материалы.

  • Краски – гуашь, акварель; тушь.
  • Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
  • Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;
  • Свеча, мелки восковые.
  • Палочки или старые стержни для торцевания.
  • Матерчатые салфетки;
  • ТСО: мультимедийная система,
  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.
  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеющаяся пленка разных цветов.
  • Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  • Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.

3.3. Список литературы.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
  2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  4. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
  5. В.С. Горичева Т. В. Филиппова, «Мы наклеим на листок…».
  6. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду».
  7. А.И.Малышева, Н. В. Ермолаева  « Аппликация в детском саду».
  8. Л.В. Русскова «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду».
  9. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
  10. Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».
  11. Г.Г.Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников».
  12. Журнал «Дефектология» №3 – 1987г.
  13. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  14. Г. А. Кузнецова  «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития».
  15. ped-kopilka.rublogs…klas…smeshariki…iz…testa.html
  16. maam.ru…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.
  17. stranamasterov.ruИсточникЕжики из соленого теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа группа "Умейки" (средняя группа)

Рабочая программа группа "Умейки" (средняя группа)...

Рабочая программа. Кружок «Умейка». Направление работы: техника аппликация, техника оригами. Возраст обучающихся: младшая группа - 5- 7 лет. Срок реализации - 1 год.

Рабочая программа "Умейка"целью которой является развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами; формирование художественно-творческих способностей чере...

Рабочая программа кружка «Умейка» (художественно-эстетическое развитие)

Пояснительная запискаДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сф...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....