Консультация для педагогов «Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования»
консультация на тему

Захарова Ольга Васильевна

Консультация для педагогов

 

«Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования»

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио-«показать все, на что ты способен». Преимуществом технологии «Портфолио» является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. Вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Классификация моделей

1. По принадлежности (авторству) - портфолио как показатель достижений:

Портфолио дошкольника;

Портфолио педагога;

Портфолио ДОУ

Портфолио семьи

Портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского)

2. По времени создания:

Краткосрочный

Среднесрочный

Долгосрочный

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

3. По целеполаганию-портфолио как отражение поставленных задач:

Портфолио достижений - отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;

Аттестационный - отражает достижения в меж аттестационный период педагога, ДОУ;

Накопительный - содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ;

Тематический – отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы;

Проблемный-предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ) ;

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (ДОУ)

4. По оформлению:

Печатный вариант-в виде папок, картотек, портфелей;

Электронное порфолио;

раскраска

5. По содержанию:

портфолио документов-сертифицированные индивидуальные достижения;

портфолио работ-участие различных творческих и проектных работ автора;

портфолио отзывов-характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, коллегами и т. д.

Структура

1. Портрет

Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.

2. Коллектор

Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран материал, разработанный педагогами, коллегами. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалыпериодических изданий-одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктомдеятельности автора портфолио.

3. Рабочие материалы.

Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, творческие работы и т. д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио.

4. Достижения

Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном)

Вид, структуру, содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио (кроме дошкольников)

 

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА

Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ее раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. В работе с дошкольниками можно использовать также электронный портфолио и портфолио-раскраску

Этапы работы:

1. Постановочный

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса.

В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других-под руководством специалистов дошкольных учреждений, в третьих-портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2. Поисковый

2.1. Сбор информации

2.2. Индивидуальная работа с детьми

При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи- уклада ее жизни, интересов, традиций.

2.4. Консультации с педагогами.

В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.

Музыкальный руководитель помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.

3. Заключительный

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры.

Работа над созданием портфолио, позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку.

ПОРТФОЛИО КОЛЛЕКТИВА

Портфолио коллектива - один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив-это группа дошкольников, педагогов, метод объединение, творческий коллектив и пр.

Не всегда есть возможность и время для создания портфолио дошкольника, особенно если это касается групп, где дети находятся непродолжительное время-от полугода до 1 года. В таких случаях поможет портфолио группы, где представлены все достижения данной группы детей.

Примерная структура портфолио группы детского сада:

1. «Добро пожаловать в группу»

2. «Давайте познакомимся» (фотография группы, рассказ о группе)

3. «Наши приоритеты»

4. «Как мы сотрудничаем»

5. «Путешествие по группе» (фото, стихи, рассказы детей, педагогов)

6. «О нас говорят» (отзывы родителей и гостей группы)

7. «Наши достижения» (участие педагогов в мастер-классах, в конкурсах, в открытых мероприятиях и т. д.)

8. «К чему мы стремимся»

Используемая литература:

1. Кочкина Н. А., Чернышева А. Н., Портфолио в ДОУ. -М, 2010

2. Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -М., 2008.-№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ П...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ П...

Консультация для педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти – это и есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.Содержание лю...

Консультация для педагогов «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований  к дошкольному образованию.Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации обр...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.  В консультации раскрыты формы и методы работы с детьми по экологии....

Консультация для педагогов на тему: " Изучаем ФГОС дошкольного образования"

Активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий, принципов ФГОС....

Консультация для педагогов "Технология портфолио дошкольника"

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в ка...