Консультация для педагогов «Объекты оценки в системе дошкольного образования»
консультация

Кустова Екатерина Анатольевна

Объектом оценки в системе образования являются: образовательные организации и системы образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Объекты оценки в системе дошкольного образования

Объектом оценки в системе образования являются:

-образовательные организации (учреждения)

-системы образовательных организаций  (органы управления, службы, независимые структуры выполняющие  функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов.

Оценке подлежат все объективные и субъективные факторы образовательного процесса:

- качество процессов и содержания реализуемого образования;

-качество условий, созданных в организации для успешного протекания образовательного процесса;

-качество результатов образования.
Требования к перечисленным факторам представлены в ФГОС ДО,  а именно:

-требования к структуре основных образовательных программ;

-требования к условиям реализации основных образовательных программ, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим.

-требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Требования ФГОС ДО являются критерием оценки  состояния и развития системы дошкольного образования

Фактор 1. Качество процессов и содержания дошкольного образования, которое представлено в образов.  программах различного уровня. Для ДОО ключевым документом, подлежащим качественной оценке, является основная образовательная программам дошкольного образования.

 Фактор 2.  Качество результатов образования, а именно стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимом в порядке, установленном  постановлением  Правительства РФ. Данный показатель для оценки качества дошкольного образования не должен применяться.

По ФГОС ДО освоение основной образовательной  программы не должно сопровождаться проведением промежуточных  и итоговой аттестацией воспитанников. Любые примерные итоги дошкольного образования стоит рассматривать  сегодня как наиболее общие ориентиры. В настоящее время продолжается поиск путей снятия противоречия между идеей формирования личности с заданными свойствами и задачами развития индивидуальных личностных качеств каждого ребенка.

Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования  делают неправомерным требование от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры - социально - нормативные возрастные характеристики  возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностике, не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не являются основой объективной  оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Но на базе целевых ориентиров на научной основе могут быть разработаны показатели и критерии оценки индивидуального  развития ребенка. Такая оценка осуществляется педагогическими работниками  в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Результаты освоения основной образовательной программы должны выступать основаниями  преемственности дошкольного и начального общего  образования и предполагать формирование у воспитанников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе, особенности протекания периода адаптации.

    Формирование предпосылок учебной деятельности как планируемый результат дошкольного образования.

Все поставленные в стандарте задачи должны быть решены с учетом базовых ценностей российского дошкольного образования, на основе ряда принципов:

  • «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности  и самоценности  детства  как важного этапа в общем развитии человека. (Детство как период жизни, значимого самого по себе, без всяких условий)
  • Личностно – развивающий и гуманистический характер  взаимодействия взрослых и детей;
  • Уважение личности ребенка;
  • Реализация Программы в формах, специфических для детей  данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

    Как  сохранив «территорию детства», обеспечить поддержку становления личностных качеств, умений, которые необходимы ребенку в будущем.

Определение стратегии и тактики работы дошкольной образовательной организации по формированию предпосылок УД должно осуществляться на основе положений об учебной деятельности и   ее элементах.

      Учебная деятельность, ее цель: познание детьми окружающего, то есть овладение системой знаний, навыков и умений, компетенций. Если этот процесс организован грамотно, у ребенка развиваются способности, формируются определенный тип мышления, черты характера и личностные качества. Но не всякая деятельность развивает, является условием развития личности. Формальное, насильственное исполнение деятельности детьми (характерное для наших садов) не обогащает личность.

Говоря о проблеме формирования предпосылок учебной деятельности, необходимо отметить , что развитие любой деятельности – это прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, это проблема развития личности как субъекта этой деятельности.

     Позиция субъекта УД не может складываться одномоментно при поступлении ребенка в школу, она формируется на протяжении всей жизни человека.

     Базовой предпосылкой УД является «овладение детьми общими способами действий, то есть такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения».

Сегодня наша система образования возвращается к пониманию того, что на этапе обучения в начальной школе важнее всего научить ребенка  учиться, сформировать умение осуществлять универсальные учебные действия. Основой для формирования данного умения являются обобщенные учебные умения. Важнейшим из них является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать ее как самостоятельную цель деятельности.

       В старшем дошкольном возрасте при условии познавательной активности детей и постановки перед ними четких задач, дошкольники начинают осознавать механизмы добывания знаний. Осознанность определяет целенаправленность дальнейшего поиска, становление новых познавательных действий, выход на новые уровни познавательной деятельности. Становление познавательных действий происходит только в том случае, если они применяются в различных условиях (стандартных и нестандартных).При этом формируется важная предпосылка УД:умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

Значимым является и умение осуществлять контроль за способом выполнения своих действий и оценивать их. Отличительной особенностью учебной деятельности является  то, что она осуществляется на основе образца действий. Это определяет необходимость формирования у ребенка умения сопоставлять свои действия с образцом, контролировать их. Без данного умения осуществление учебной деятельности невозможно.

Первым условием успешного учения в начальной  школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов:

-отношение к учению как к важному общественно значимому делу;

-стремление к приобретению знаний;

-интерес к определенным «учебным предметам».

      У старших дошкольников существуют объективные предпосылки возникновения данных мотивов. Среди них - желание ребенка стать школьником, обрести новый, значимый для него и окружающих статус, и природная любознательность. Детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни. При этом «формирование  более глубокой , собственно учебной мотивации» возможно только при включении ребенка в учебную деятельность, то есть уже в школе.

        Важной задачей предшкольного этапа является формирование у детей положительного отношения к школе, участие в образовательном процессе и развитие личностных мотивов включения в разные виды деятельности (стремления к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворения от процесса деятельности и его результата)

        Таким образом, проблема формирования предпосылок УД у дошкольников, как и многие другие проблемы дошкольного образования, тесно связана с задачей повышения профессиональной компетентности педагогов, формированием у них группы практических умений:

-обоснованно ставить цели воспитания, обучения и развития детей;

-ставить и корректировать задачи организации детских видов деятельности (в форме обучающих, игровых, коммуникативных ситуаций, занятий, творческих мастерских) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, их интересами, уровнем готовности к освоению данного блока программы;

-формулировать цели и задачи работы детей на основе программных задач воспитания, обучения, развития; вовлекать  их в процесс постановки целей и задач занятия (других форм работы);формировать у дошкольников соответствующие навыки, выявлять степень понимания целей и задач предстоящей работы;

-вовлекать детей в процесс формулировки плана предстоящей деятельности в соответствии с ее целью, проблемой, учебной (игровой, практико-ориентированной, творческой) задачей, в работу по определению результатов деятельности и способов их достижения;

-выбирать методы организации детских видов деятельности, соответствующие целям и задачам воспитания, обучения, развития детей, позволяющие устанавливать отношения сотрудничества с детьми, вести с ними диалог, организовать с ними диалог, организовать совместную деятельность для достижения запланированных результатов.

Эти рассмотренные практические умения педагогов могут стать объектом оценки  качества дошкольного образования, в том числе и в ходе оценки результатов образования в ДОО.

     Многие руководители задают вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность ДОО? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации в частности и результативности  работы всей системы дошкольного образования в целом, в том числе и со стороны федеральных государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования.

Фактор 3 Качество условий, обеспечивающих успешное протекание образовательного процесса в ДОО - важнейший компонент качества дошкольного образования. Полный перечень требований, которым должна соответствовать современная ДОО, содержится в ФГОС ДО, требования к условиям реализации программы - кадровому, материально-техническом, психолого-педагогическому и финансовому обеспечению, а также требования к развивающей предметно-пространственной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ П...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ П...

Консультация для педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти – это и есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.Содержание лю...

Консультация для педагогов «Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования»

Консультация для педагогов «Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования»...

Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Педагог должен превратиться в профессионала, котрый научит ребенка самостоя...

Статья:"Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования."

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это н...

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в реализации ФГОСДО»

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в...