"Семейный клуб как форма гармонизации отношений семьи и ДОУ"
проект на тему

Дьячкова Наталья Викторовна

Проект, направленный на приобщение родителей к участию в жизни детского сада, социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Семейный клуб» как форма гармонизации отношений семьи и ДОУ

Актуальность проекта

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Основная цель такой работы – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:

повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Конкретные способы организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ для достижения единой цели в психолого-педагогических и научно-популярных изданиях описываются либо в общих чертах, либо, наоборот, на единичных примерах реализации каких-то мероприятий в отдельно взятом учебном заведении.

Мало того, подавляющая часть полезной информации касается традиционных форм взаимодействия педагогов и родителей, лишь слегка приукрашенных едва заметной идейной оболочкой. Это, как правило, непродолжительные по времени «акции» родительских советов, энтузиазм которых без четкого планирования деятельности на долгосрочную перспективу и без соответствующей комплексной поддержки иссякает, так и не оформившись в нечто всеобъемлющее и полезное. Эффективность их мероприятий весьма сомнительна, так как не имеет продолжения и не производит сколько-нибудь ощутимого общественного резонанса.

В свете такой отнюдь не радужной картины актуального состояния проблемы взаимодействия семьи и ДОУ имеет смысл вспомнить и обратиться к незаслуженно забытым в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия формам организации взаимодействия. Речь идет, в частности, о семейных клубах на базе образовательных учреждений.

Можно условно выделить два ряда факторов, определяющих необходимость обращения к альтернативным способам гармонизации отношений родителей и педагогов.

Первая группа факторов несет на себе негативную окраску – это целый «набор» проблем, связанных с восприятием сторонами педагогического взаимодействия друг друга и недостаточностью поддержки инициатив:  

•        Проблема № 1: у каждой из сторон собственное представление о понятии «взаимодействие», не имеющее ничего общего с его истинным смыслом – «взаимное действие».

•        Проблема № 2: каждая из сторон пытается чётко определить зону собственной ответственности за результаты воспитания детей, а такое жёсткое разграничение невозможно по определению.

•        Проблема № 3: традиционные формы организации взаимодействия родителей и педагогов утратили свою содержательную ценность (например, родительские собрания теперь, как правило, представляют собой мероприятия по сбору средств на различные нужды).

•        Проблема № 4: и семья, и детский сад – государственные институты воспитания, значит, любая инициатива, касающаяся организации их полноценного взаимодействия, должна иметь поддержку со стороны государства.

•        Проблема № 5 (прямое следствие проблемы № 4): ни одна из сторон не готова поддержать инициативу, высказанную словами, конкретными действиями, так как обе стороны заняты решением насущных проблем.

Второй ряд факторов – позитивный, и связан он, в первую очередь, с изменениями государственной политики в области поддержки семьи и  системы образования.

Государственная власть на высшем её уровне поворачивается лицом к семье и принимает конкретные решения по вопросам, касающимся насущных вопросов граждан России:

•        Национальный проект «Здоровье»: родовые сертификаты начинают действовать в соответствии со своим прямым назначением – реализовывать определенный круг социальных гарантий беременным женщинам, что позволяет частично освободить семьи от забот, связанных с рождением малышей и их ростом в первые годы жизни;

•        в Красноярске, так же в рамках национального проекта «Здоровье», открыт современный центр охраны материнства и детства;

•        «Материнский капитал» перестал быть виртуальными деньгами и может быть направлен на конкретные цели;

•        Система ипотечного кредитования семей стала более гибкой, что позволило значительному числу семей решить жилищный вопрос;

•        Домашний труд матерей (особенно в многодетных семьях) по праву декларирован как полноценная трудовая деятельность, и начата разработка законопроектов, которые позволят этот труд приравнять к работе на производстве.

•        Национальный проект «Образование» поддерживает инновации в сфере образования и частично способствует реализации прав граждан на получение образования;

•        Введение новой системы оплаты труда педагогов призвано стимулировать работников образования к активизации профессиональных сил и направлению их на решение незаслуженно забытых воспитательных задач, в том числе – на реализацию новых, содержательных форм взаимодействия с учащимися и их родителями (родительские советы в системе управления ДОУ, семейные клубы и т.д.), взамен разовым «культурно – массовым мероприятиям».

Таким образом, родители воспитанников, частично освобожденные от необходимости тратить все свои силы и всё своё время на решение бытовых и финансовых проблем семьи, и педагоги, у которых появилась возможность получать достойную оплату за свой труд, стали, в определенной степени, более готовыми к сотрудничеству и взаимодействию в деле воспитания детей.

    Одной из форм такого сотрудничества являются «семейные клубы», появляющиеся при активном содействии ДОУ и семьи.

Целью нашего проекта является разработка обобщенной модели «Семейного клуба», которая может быть применима к условиям любого образовательного учреждения.

Задачи проекта:

  • Анализ объективной ситуации, складывающейся в рамках обозначенной нами цели;
  • Разработка обобщенной модели «Семейного клуба» на базе ДОУ;
  • Формулировка возможных рисков реализации проекта;
  • Определение методов оценки результативности  проекта (формальные показатели успешности реализации проекта).

Семейные клубы г.Красноярска и Красноярского края (анализ ситуации)

На региональных и муниципальных Интернет – порталах представлены немногочисленные, но заслуживающие внимания проекты действующих семейных клубов. У каждого из них, как правило, своя специфика, однако в целом большинство таких клубов основной своей целью ставит установление взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания. Тем не менее, все семейные клубы г.Красноярска и Красноярского края, информация о которых размещается в глобальной сети и периодических изданиях, можно условно разделить на несколько основных категорий:

- Семейные клубы, организуемые при женских консультациях и родильных домах. Основной их задачей является подготовка будущих родителей к рождению ребенка (дыхательные и спортивные занятия для беременных женщин, эмоционально-психологическая подготовка будущих мам и пап к родам и первым дням пребывания ребенка дома, пропаганда и поддержка идеи исключительно грудного вскармливания детей в течение первого года жизни и т.п.);

- Семейные клубы при социально-психологических центрах. Целью таких клубов является, как правило, помощь молодым родителям в познании и развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. В такие клубы родители могут прийти просто для того, чтобы пообщаться друг с другом и одновременно понаблюдать за тем, как их ребенок адаптируется в среде себе подобных. Для этого специальным образом оборудуются разновозрастные игротеки. Кроме того, здесь можно пройти процедуру психологического обследования ребенка (интеллектуальной и эмоциональной сфер), получить рекомендации педиатра, психолога, невролога, диетолога и других специалистов узкой направленности. Для детей старше трех лет в таких клубах предлагается широкий спектр кружков, секций, творческих мастерских;

- Семейные клубы при центрах социальной реабилитации для детей и подростков, детских домах. Такие клубы преследуют цель обогатить внутренний мир детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень важным для их будущей жизни опытом – опытом межличностного взаимодействия в семье. Обычно это происходит следующим образом: администрация вышеуказанных учреждений приглашает к сотрудничеству семьи, желающие на определенный срок принять в свой состав детей из детских домов (или ребенка, который еще не определен в приют и временно находится в реабилитационном центре), чтобы эти дети, выражаясь простым житейским языком, узнали, что значит настоящая семья, и увидели, каким образом, день за днем, в семье выстраиваются здоровые во всех смыслах этого слова межличностные отношения. Можно долго говорить о том, какие эффекты в будущем создает для ребенка – сироты такое временное пребывание в семье, и о том, какими мотивами руководствуются семьи, желающие пойти на такой «эксперимент», однако это не является целью нашего проекта;

- Семейные клубы по интересам. В основе деятельности таких клубов лежат увлечения разных семей сходными видами досуговой деятельности. Это могут быть туристские клубы, спортивные секции, кружки рукоделия и технического творчества, вокальные группы и танцевальные ансамбли, и многое другое;

- Национально и духовно ориентированные семейные клубы. Задачами деятельности таких клубов становятся, главным образом, сохранение и передача из поколения в поколения национальных традиций конкретных этносов (эти клубы появляются чаще всего по инициативе руководителей национальных диаспор и существуют при их всесторонней поддержке) и/или религиозных верований, учений. Следует особо подчеркнуть, что речь идет исключительно о признанных мировым сообществом религиях, но ни в коем случае не о псевдорелигиозных организациях, сектах. Сама форма организации их работы отличает одно от другого. В первом случае это воскресные школы при церквах и храмах, а во втором – собрания групп людей в актовых залах городских и районных домов культуры или образовательных учреждений (которые сдаются в аренду на определенные дни и даже часы), своеобразно трактующих Священное писание, раздающих различные брошюры, распевающих песни о всеобщей благодати, в которой они якобы пребывают, и собирающих по окончании «службы» добровольно-принудительные пожертвования, идущие на личные нужды организаторов этих мероприятий;

- Семейные клубы для людей с особыми потребностями. Это клубы, объединяющие семьи, в которых один (или все) их члены относятся к категории людей с ограниченными физическими возможностями. Сюда же мы относим семейные клубы, создаваемые на базе специализированных образовательных учреждений. Из таких школьно-семейных клубов города Красноярска наибольший интерес представляет клуб, функционирующий на базе средней школы №17, в которой обучаются дети, имеющие нарушения слуха, а, значит, и сопутствующие расстройства психомоторного и общего интеллектуального развития. Подробная информация об их деятельности – на сайте образовательного учреждения (http://sc17krsk.narod.ru).

Модель СЕМЕЙНОГО КЛУБА на базе дошкольного образовательного учреждения

Направления деятельности СЕМЕЙНОГО КЛУБА

1. Образовательное направление

(в том числе информационно-просветительская работа)

2. Воспитательное направление

3. Развивающее направление

Формы реализации:

  • Предметные декады, олимпиады, конкурсы, викторины
  • Родительско – педагогический всеобуч (дискуссии с педагогами на актуальные темы; консультирование родителями педагогов по вопросам индивидуального подхода к конкретному ребенку (у всех родителей есть свои «хитрости», благодаря которым они достигают взаимопонимания со своими детьми в затруднительных ситуациях), просвещение педагогами и психологами родителей об основных закономерностях возрастного развития детей, предоставление информации о том, какие из трудных периодов нужно просто постараться пережить – перетерпеть)
  • Консультации специалистов узкой направленности (юрист, медицинские работники (в том числе психолог, логопед, представитель департамента образования, представитель органов внутренних дел, представитель органов социальной защиты населения и др.)
  • Издание клубной газеты, анонсов мероприятий, афиш, информационных буклетов

Формы реализации:

  • Совместные (педагоги+дети+родители) праздничные мероприятия
  • Совместные спортивные мероприятия и туристические походы, слеты
  • Дни здоровья
  • Тематические декады (морально – этические, национальные, религиозные)

Формы реализации:

  • Творческие мастерские
  • Кружки
  • Секции
  • Студии (театральные, художественные, музыкальные, танцевальные, дизайнерские)
  • Мастер – классы
  • Тренинги родительско – детских взаимоотношений
  • Тренинги эффективного взаимодействия педагогов с детьми
  • Тренинги гармоничных взаимоотношений между взрослыми (педагогами и родителями)

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня социальной активности детей, их родителей и педагогов (формирование у них активной гражданской позиции)
  2. Повышение уровня родительской сознательности и ответственности за результаты воспитания детей
  3. Итоговый эффект – гармонизация отношений семьи с ДОУ и другими гражданскими институтами социализации личности

Оценка эффективности проекта

Формальными показателями эффективности проекта на завершающей стадии его реализации будут служить статистические данные учета

- количества семей, в которых родители привлекаются к ответственности за ненадлежащее выполнение своих родительских функций;

- количества семейных клубов, организуемых на базе дошкольных учреждений города, района;

а также показатели (в динамике) психологических диагностических минимумов для каждой возрастной группы.

Литература

  1. Барышникова Г. Б. будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого. – Ярославль, 2007.
  2. Грэхем Дж. Как стать родителем самому себе. – М., 1993.
  3. Добрович А. Б. Учителю о психологии и психогигиене общения. – М., 1997.
  4. Жирнова Н. А. Веселые праздники для детей и их родителей. – Ярославль, 2008.Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрушинского. – М., 1994.
  5. Иванова Н. Карнавал. Кем быть? Как представиться? – Новосибирск, 2008.
  6. Как общаться с ребенком? / Авт.-сост. Л. Орлова. – Минск, 2008.
  7. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности. – СПб., 2001.
  8. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.
  9. Кугач А. Н., Турыгина С. С. Сегодня праздник для всех! Сценарии и методика проведения массовых мероприятий. – Ярославль, 2007.
  10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000.
  11. Матвеева Л. Г., Выбойщик И. В., Мякушкин Д. Е. Практическая психология для родителей. – М., 1997.
  12. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т. В. Галанова. – Ярославль, 2005.
  13. Рудакова И. А., Ситникова О. С., Фальчевская Н. Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.
  14. Субботина Л. Ю. Учимся играя: Развивающие игры для детей 5 – 10 лет. – Екатеринбург, 2005.
  15. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений. – М., 2000.
  16. Трусий А. Домашние праздники: сценарии детских вечеров. – Новосибирск, 2008.
  17. Учимся общаться с ребенком / Под ред. В. А. Петровского. – М., 1993.
  18. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1996.
  19. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 2001.
  20. Чейлк С. Перестаньте воспитывать детей – помогите им расти: как развить в ребенке уверенность в себе. – М., 2007.
  21. Шульц – Вильд Л. Наш ребенок. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия Семейного клуба в форме КВН

«Радуга на ладошке»,  сценарий занятия Семейного клуба в форме КВН для детей и родителей старшей группы...

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

Консультация для воспитателей «Семейный клуб как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи»

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные....

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Семейный клуб как форма построения системы партнёрских отношений дошкольной образовательной организации и семьи...

Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.

Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения,  новые фо...