Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Зеликова Алла Ивановна

Семейный клуб как форма построения системы партнёрских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений

дошкольной образовательной организации и семьи

Зеликова А.И. – воспитатель,  муниципального

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад  №3» Ракитянского района,

Белгородской области

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед современной дошкольной организацией является  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом организация взаимодействия детского сада с семьей в современном обществе  должна строиться на основе партнерских взаимоотношений, которые предполагают равные взаимоуважительные  права и обязанности обеих сторон.

Одной из эффективных современных форм, позволяющих решить эту проблему, является детско-родительский клуб.

Организация родительских клубов, как одной из форм работы с семьями дошкольников относится к традиционным в дошкольной педагогике.  Еще в советский период истории России использование родительских клубов в целях пропаганды передовых педагогических идей считали необходимым Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. [5]

В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось – единственный) съезд по семейному воспитанию. На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. Сторонником их был К.Н. Вентцель. Он считал, что клубы облегчат «подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей». Внутри клубов предлагалось организовать помощь родителям в воспитании детей  [3].

Современная модель сотрудничества с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. [2]. И идея организации в современном детском саду подобных клубов имеет несколько иное содержание, другие цели и задачи и предполагает участие в них не только родителей, но и детей, педагогов дошкольной организации и представителей социума.

В современных публикациях Е.П. Арнаутовой, Т.А. Марковой, Т. Данилиной, Л.М. Клариной, Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и др. широко представлены вопросы взаимодействия семьи и ДОУ, даны рекомендации по построению различных форм работы [6], в том числе и в детско-родительских клубах.

 В отношении конкретного содержания заседаний клуба, форм их проведения, приглашение представителей социума и др. вопросов интересен опыт детских садов городов г. Туймазы МАДОУ детского сада № 24, г. Магнитогорска МДОУ «Детский сад № 9 о.в.», Борисоглебска МКДОУ №12 общеразвивающего вида,  Белгорода МБДОУ № 57, МДОУ Бершетский детский сад  и др.

Публикации из опыта работы педагогов данных учреждений, а также собственный  многолетний опыт работы над проблемой позволил разработать и апробировать ряд сценариев   проведения заседаний детско-родительского клуба «Мы семья». Клуб организован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №3» Ракитянского района Белгородской области. Деятельность клуба проводится в двух направлениях:

  • первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу;
  • второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

В первом направлении наиболее распространенными являются лекции, индивидуальное и подгрупповые консультации, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Цель работы педагогов дошкольной организации в этом направлении - предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи [2]. К работе в клубе в этом направлении привлекаются не только узкие специалисты детского сада (музыкальный руководитель инструктор по физической культуре учитель-логопед), но и специалисты муниципальных организаций по социальной защите населения, представители органов полиции, управления образования, здравоохранения и культуры.

 Особая роль отводится педагогу – психологу дошкольной организации. В  его компетенцию входят задачи выявления проблемных вопросов, как среди педагогов, детей, так и родителей; определение наиболее эффективных методов и приемов построения заседаний клуба; непосредственное участие в организации психолого-педагогических мероприятий с участниками клуба.

Результатом работы клуба в этом направлении является вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, и их усвоение непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия является активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Цель  планирования и организации мероприятий второго направления: создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.). В детско-родительском клубе мероприятия продуктивного общения включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Таким образом, основной задачей педагогического коллектива в этом направлении является показ родителям наиболее эффективных форм, методов и приемов общения, воспитания и обучения детей дошкольников [4].

Немаловажно то, что все это происходит в игровой непринужденной форме. В форме: игротек, выставок, конкуров, прогулок выходного дня («практические маршруты»), театральных пятниц, встреч с интересным человеком (ветераны, герои труда, представители людей различных профессий), праздников, издания семейных газет, журналов, защиты семейных проектов, ведения домашних читательских дневников, показов видеороликов и аудио записей и многих других формах.

Понятно, что два направления в работе детско-родительского клуба выделены условно. На каждом заседании планируются мероприятия как теоретического плана, так и «интересные» практические дела. Рассмотрим более подробно технологию проведения некоторых из заседаний клуба.

Тема мартовского заседания (2017 г.) «Праздники в семье». Основная форма организации - музыкально - литературная гостиная. Цель: знакомство с лучшим опытом организации семейных праздников и развлечений. В течение заседания были проведены мероприятия:

  • видеозапись «Интервью с детьми об организации выходных дней и праздников в семьях»;
  • «Добрый совет» – обмен   опытом организации праздников для детей и взрослых в семье;
  • «Домисолька» с песней по жизни. Встреча с участниками районного детского ансамбля (руководитель Минас Е.В.) . Музыкально-концертная программа из репертуара ансамбля;
  • презентация «Деятельность ансамбля «Домисолька» с цель пропаганды работы данного коллектива. Выступление Минас Е.В.

Тема майского заседания детско-родительского клуба «Мы - семья»  (2017 г.) была  «Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили…». Цель: закрепление форм работы по патриотическому воспитанию детей и взрослых. Основная форма организации мероприятия - музыкально-литературная композиция. Содержание заседания клуба включало в себя:

  • «Бессмертный полк» (шествие участников клуба с детьми с портретами участников ВОВ по музыку «Хотят ли русские войны»). Портреты выставляются на  подготовленной стене памяти;
  • короткие детско – родительские рассказы об участниках ВОВ;
  • презентация «Женщины на войне» (рассказы детей о прабабушках);
  • литературно-музыкальная композиция «Дети войны».

Важно, что сценарии заседаний предполагают не только активное участие родителей, педагогов и детей, но и довольно большую подготовительную работу. Это: подготовка музыкальных выступлений, театральных миниатюр, заучивание стихотворений, подготовка аудиозаписей и видеороликов, педагогических ситуаций, папок-передвижек, конкурсов, изготовление коллажей, стенгазет, фотовыставок, организация выставок детско-взрослых работ продуктивной деятельности и др. И цель этой предварительной работы не только в подготовке к основному мероприятию, но и создание положительной эмоциональной мотивации, предвкушения праздника, радости от совместной деятельности, осознания причастности к общему делу. Координатор всей подготовительной работы  - творческая группа, членами которой являются не только педагоги образовательной организации, но и родители воспитанников.

Как видим, продуктивное социальное взаимодействие, прежде всего, основано на сотрудничестве. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения [4].

Таким образом, в современных условиях происходит изменение модели сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей. Она представляет собой процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. При этом основные задачи взаимодействия, решаемые в рамках детско-родительского клуба «Мы – семья» это: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Работа в детско-родительском клубе позволяет в полной мере решать вопросы построения партнерских отношений между дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников.

Используемая литература:

  1. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. – 2004. №9. С. 52–58.
  2. Губанихина, Е.В. Семейная педагогика. Учебное пособие для студентов / Е.В. Губанихина. - Арзамас: АГПИ, 2011. - 157с.
  3. История становления дошкольной педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3962555/, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения: 20.10.2017)
  4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 232с.
  5. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 496 с.
  6. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004.- 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования       Дошкольное образование на современном этапе ...

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии и патриотическом воспитании дошкольников

В системе дошкольного образования необходима целенаправленная работа с детьми и родителями, направленная на развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса в области патриотиче...

Программа: ««Построение системы партнерских отношений с родителями»»

Цель: Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями (законными представителями)  с целью повышения качества музыкального воспитания детей. Задачи:Приобщать родителей...

Программа «Построение системы партнерских отношений с родителями»

Программа «Построение системы партнерских отношений с родителями»...

Рабочая программа "Построение системы партнерских отношений с родителями"

Рабочая программа "Построение системы партнерских отношений с родителями"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...