Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
консультация на тему

Сёмка Татьяна Викторовна

Учитывать темперамент  вовремя работы с детьми очень важно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности.

         Полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идёт об индивидуальном подходе, суть которого - обеспечить ребёнку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения. Иными словами, о внимании к особенностям каждого воспитанника, сохранения его психического здоровья. Ведь расстройства в поведении ребенка возникают тогда, когда методы, средства воспитания и воздействие окружающей среды не соответствуют или даже противоречат его темпераменту. Тот, кто занимается воспитанием детей, избежит многих ошибок, если знает некоторые особенности их темперамента – холерического или сангвинического, флегматического или меланхолического. Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-нестабильность. Каждому виду темперамента он даёт следующие характеристики:

         Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, активный.

         Сангвиник - общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, непринуждённый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.         

        Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный.

         Меланхолик – тревожный, легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный, тихий, пессимистичный, склонный к рассуждениям, негибкий.

        Возникает вопрос: как на практике определить тип темперамента ребёнка? Наблюдая за его реакцией и отвечая на вопросы теста, ставьте пометку рядом с определёнными буквами – а, б, в, г.

1.Как ведёт себя, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать.

         а) Включается легко, без ярких эмоций.

        б) Включается активно, эмоционально.

        в) Включается неторопливо.

         г) Включается робко, осторожно.

2.Как реагирует на замечания взрослого?

        а) Говорит, что больше не будет, но позже поступает точно также.

        б) Не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию.

        в) Молчит, принимает к сведению, обдумывает.

        г) Обижается, молчит, долго переживает, плачет.

 3. Как разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях?

         а) Быстро, прислушиваясь к высказываниям других.

         б) Стремительно, страстно, никого не слушая.

        в) Спокойно и уверенно.

         г) С сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других.  

4. Как ведёт себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующей детским садом)?

        а) Легко ориентируется, проявляет любопытство, активность.

        б) Возбужден, иногда излишне беспокоен.

        в) Внимательно, обстоятельно, рассматривает все вокруг.

        г) Слушается взрослых, ведет себя застенчиво.

        Если реакция чаще всего проявляется по типу «а», можно считать: преобладают сангвинические черты темперамента; по типу «б» холерические; по типу «в» - флегматические; по типу «г» меланхолические. Холерические и сангвинические темпераменты относятся к экстравертному типу поведения; меланхолические и флегматические к интровертному типу поведения.

        Дети – экстраверты любят бывать среди людей, общительны, требуют похвалы и одобрения, много говорят, вступают в контакт легко, любят веселые и подвижные игры. Таких детей необходимо как можно чаще хвалить, выслушивать, быть терпеливыми к ним. Поскольку ребенок – экстраверт легковозбудим, при нарастании эмоционального напряжения необходимо применять отвлекающие приемы.

        Дети – интроверты любят одиночество, после длительного общения с товарищами быстро утомляются; задания выполняют самостоятельно, редко говорят о своих переживаниях. В чем задача взрослого? Обеспечить возможность побыть одному, позаботиться о том, чтобы на ребенка «не падали» эмоциональные перегрузки. Ребенка интроверта привлекает такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Грубое обращение с ним неприемлемо.         Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных. Доказано: душевное равновесие и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. А позитивное эмоциональное состояние – важнейшее условие развития личности. Тип общения с детьми пронизывает учебную и воспитательную деятельность педагога. Чем раньше он заметит неповторимые индивидуальные особенности каждого ребенка, поймет их и сможет помочь в случае отрицательного проявления, тем скорее предотвратит драму и даже катастрофу его жизни. Многих ошибок можно избежать, если взрослый устанавливает связь с детьми, учитывает их темперамент. Если окружающие ребенка взрослые не учитывают свойства его темперамента, следствием выступают нарушения поведения. Свойства темперамента определяют динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями человека. Важно воспринимать их как природную данность, как природное явление. Судите сами. Сталкиваясь с природными явлениями, которые нам не нравятся, мы принимаем их такими, какие они есть: если дождь - берём зонтик, если холодно, пасмурно – одеваемся потеплее. Никому из здравомыслящих людей не приходит в голову каким-то образом оказать влияние на погоду, изменить её – скажем, поставить в угол дождь или накричать на жару, напомнить морозу, что он действует на нервы, и т. п. Единственное, что мы можем сделать, - приспособиться. Однако, взаимодействуя с ребёнком, мы забываем, что сталкиваемся именно с природным явлением.                                                                                                 Каковы же врождённые свойства темперамента? Какой способ доступен воспитателю для распознавания этих особенностей? Наблюдение – постоянное, внимательное, заботливое – за поведением, привычками, склонностями, потребностями и реакциями детей. Американские ученые С. Чесс и А. Томас выделяют в этой связи девять параметров темперамента.                                         Первый уровень активности – степень наследственной моторной активности, определяющая, активен или пассивен ребёнок. По этому параметру всех детей можно условно разместить по полюсам. На одном полюсе – «живчики» и «шустрики», дети с «моторчиком», безудержные, нетерпеливые. На другом – «мямлики», «ни рыба ни мясо»,обидчивые,малоподвижные,робкие. Между полюсами – так называемый умеренный тип – те, у которых двигательная активность выражена не ярко. Наибольшую сложность представляет ребёнок – «моторчик», так как он не сидит на месте, вертится, всюду суёт свой нос, задевает предметы, толкает детей. Если понаблюдать за таким ребёнком, то складывается впечатление: у него зуд во всём теле, энергия просится наружу. Какой же тактики должен придерживаться педагог? Его основная задаЧА – быть сдержанным, разговаривать медленно и спокойно, быстро реагировать на любые позитивные сдвиги; избегать непрерывных запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя»; отделять негативное поведение ребенка от его личности («Поступок плохой, но ты хороший»). Полезно давать только одно задание и следить , чтобы ребенок довел его до конца , объясняя неоднократно , как следует его выполнить . Главное – не задевать самолюбие. Не менее важны такому ребенку тактильные контакты с детьми .Для этого взрослый создает такую предметную среду , когда при взаимодействии с товарищами ребенок имеет возможность повалятся , протиснуться , залезть куда-то , проползти , преодолеть препятствие и т.п. Неуверенным и тревожным детям – «мямликам» - подбираются такие задания, с которым они легко справляются и, как следствие, имеют гарантированный успех. Не следует сравнивать их достижения с достижениями других. Целесообразно оценивать только способ деятельности и её результаты. И ещё: необходимо уделять пристальное внимание формированию культуры движений, умению владеть своим телом, часто подбадривать и хвалить.                                                             Второй параметр темперамента – ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость таких компонентов, как голод, тип питания, ритм цикла сон – бодрствование. По этому параметру детей можно разделить на «ритмиков» и «аритмиков». С «ритмиками» легко, они предсказуемы, потому что их биологические часы работают без сбоев. «Аритмики» же труднопредсказуемы: невозможно угадать, когда и сколько будут спать, что захотят на завтрак, обед или ужин, сколько съедят. Они могут заснуть в самый неподходящий момент; или их не уложить, когда все дети спят. «Аритмики» часто ведут себя спонтанно, без элементарного планирования и выбора определённого способа реагирования. Их биологические часы диктуют ритм жизнедеятельности. Нежелательный прогноз поведения – повышенная конфликтность. Важно одно: педагог должен принять ребёнка таким, какой он есть; установить с ним оптимальный баланс любви и требовательности, проявлять терпимость, не раздражаться, заменить дисциплинирующее воздействие на организующее. Основная цель воспитательного воздействия – не изменить, а понять ребёнка.                                                                                       Третий параметр темперамента – приближение или удаление – тип естественных реакций на новые стимулы. Стимулом может быть новое задание, неожиданный вопрос, незнакомый человек, какой-либо предмет или явление. Одни дети реагируют на новые стимулы адекватно, быстро приспосабливаются, вступают в контакт, их действия предсказуемы и понятны. Другие – дают реакцию отстранения, раздражения, неприятия, избегают всего незнакомого и непривычного; часто показывают или выказывают недовольство, когда им предлагают новое задание на занятиях или знакомят с непривычным способом деятельности. Таким детям требуются усилия, чтобы, например, подойти к незнакомому человеку, спросить его о чём-то. Характерное поведение: особая осторожность, некоторая медлительность. Как вести себя с ними? Важно, чтобы педагог соблюдал особый такт, учитывал, что их приспособительные механизмы к миру устроены другим образом, нежели у детей с типом естественной реакции на приближение к новым стимулам. Терпимость и понимание со стороны взрослого – опора их адаптации к новым стимулам.         Четвёртый параметр темперамента – приспособляемость – скорость и легкость, с которыми ребёнок способен изменять свое поведение в ответ на изменения окружающей среды. Приспособительные возможности у каждого свои. Один быстро и легко изменяет поведение, легко реагирует на требования, быстро переходит от одного занятия к другому, проявляет лабильность в речи, моторике, темпе деятельности. Другому необходимо какое-то время (причём это время обусловлено скоростью протекания нервных процессов) и определённые силы. Обстоятельства изменились, и ригидному ребёнку сразу трудно приспособиться, действия его замедлены, заторможены или отсутствуют. Он как бы взвешивает на своих весах личные возможности и последствия и не спешит демонстрировать изменение в поведении. Если таких детей торопить, подталкивать, то время их раскачки увеличивается. Важно принять «приспособляемых» детей такими, какие они есть, понять, подождать и подбодрить. Увидеть и оценить результат их действий, а не время, потраченное на его достижение.                                                                                                                Пятый параметр темперамента – интенсивность – количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений. Эмоциональные реакции существенно влияют на ход любой деятельности. Как форма проявления    личностных особенностей, реакции эти выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают её динамику. У некоторых дошкольников режимные моменты детского сада вызывают напряжение и требуют определённой мобилизации жизненных сил. Именно поэтому возможны эмоциональные бури. Дети с сильным, неуравновешенным, подвижным типом нервной системы наделены от природы большой энергией. Их эмоции и чувства интенсивно окрашены, по поведению без труда можно определить настроение, отношение к предметному и человеческому окружению. Как должен вести себя воспитатель? Важно, чтобы он постоянно разнообразил взаимодействия. Эффективный приём – вербализация (проговаривание) эмоционального состояния ребёнка, выражение симпатии по отношению к нему. Основная задача: не реагировать раздражением на вспышки эмоций. Дети, у кого эмоциональные реакции слабо выражены, мимика и движения невыразительны, кому как будто не хватает сил ни порадоваться, ни разозлиться, ни удивиться, нуждаются в особом внимании, тёплом отношении, поддержке, как со стороны взрослого, так и со стороны сверстников.                    Шестой параметр темперамента – порог реактивности – уровень интенсивности стимула, требующегося для того, чтобы появилась нужная реакция. Реактивность – это ответ организма на какое-то воздействие. Порог реактивности может быть высоким или низким. Чем он выше, тем медленнее реакция. Низкий порог обуславливает быстроту, энергию и силу реагирования. Недаром о некоторых людях говорят « заводится с пол-оборота», а о других «не поймёшь, дошло до него или нет». Воспитателю важно помнить: многие дети не успевают, не понимают и не слышат его, потому что их «приёмник» настроен на другую волну. Подавляющее большинство из них кодируют или декодируют информацию по трём основным сферам сенсорного опыта: визуальной (зрительной), аудиальной ( слуховой) и кинестетической (двигательной). Детям – «визуалам» понятна информация о красках, форме, величине предметов и явлений окружающего мира. Но если педагог использует в своей речи слова, обозначающие движение, фактуру, вес предметов, т.е. кинестетические образы, ребёнок – «визуал» не сразу примет, поймёт и быстро среагирует на его слова. Поэтому очень важно, чтобы речь воспитателя была насыщена и визуальными, и аудиальными, и кинестетическими образами. Тогда она станет понятна всем детям. Чтобы определить систему представлений, т. е. репрезентативную систему ребёнка, педагог обращает внимание на слова, которые используют дети для описания своего опыта. Если воспитатель хочет установить контакт и вызвать желаемую реакцию, в своём обращении он должен помнить о тех словах, которые составляют сенсорный опыт ребёнка.                                                 Седьмой параметр темперамента – качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): весёлый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением. Это те самые оптимисты, пессимисты, реалисты. Один очень похож на весеннее солнечное утро,другой – на хмурый осенний вечер. Первому все рады, его поощряют, с ним хотят дружить, а второму постоянно напоминают о его несоответствии, тем самым усугубляя и загоняя проблему вглубь. Забывая, что такому ребенку, прежде всего, важна поддержка и уверенность в том, что его никто не будет переделывать, перестраивать и «перекрашивать».                                                                                       Восьмой параметр темперамента –  способность отвлекаться характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения. Она характерна для тех детей, у которых могут встречаться прямо противоположные особенности концентрации внимания. Внимательному нетрудно быть внимательным: природа наградила его высокой степенью концентрации. Такого ребёнка хвалят, ставят в пример всем остальным, но он не прилагает особых усилий для этого. Невнимательному очень трудно довести начатое дело до конца. Таким ребёнком педагоги часто недовольны, ему делают замечания, на него сердятся, он чувствует себя «плохим», «неспособным», «несчастным». Основная педагогическая задача взаимодействия с такими детьми – не сравнивать с другими, а замечать самые незначительные положительные сдвиги в их поведении.                                                                                                                             Девятый параметр темперамента – интервал внимания и настойчивость – время, в течение которого ребёнок сосредоточен на активной деятельности , и продолжительность активности в случае препятствия. Свойство этого параметра тесно связано с предыдущим. Важный вывод для педагога – быть максимально толерантным к тем воспитанникам, у которых интервал внимания и настойчивость незначительны. Подводя итог, отметим: 3-й, 4-й, 5-й и 7-й параметры темперамента, по мнению С. Чесс и А. Томас, играют решающую роль при определении того, насколько легко или трудно ребёнку со взрослыми, а взрослым с ним.

         Для наилучшего развития личности каждого дошкольника важно чтобы его искренне и безусловно принимали и понимали и на этой основе строили взаимодействие и взаимоотношения с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности».

Полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идёт об индивидуальном подходе, суть которого - обеспечит...

«Как учитывать темперамент ребенка в процессе воспитания и обучения»

Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого – обеспечит...

Как учитывать темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности

Чтобы осуществлять индивидуальный подход в развитии ребенка, надо знать особенности его темперамента. И соответственно подбирать те методы, средства и приемы воспитания, которые будут продук...

Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности

Докладна педагогическом советевоспитателя Анниковой Е.Н.на тему«Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности»....

Мастер-класс для воспитателей "Использование робота-пчелы Bee-bot в процессе педагогической деятельности с детьми в ДОУ"

Цель мастер-класса:-Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программировани...