«Как учитывать темперамент ребенка в процессе воспитания и обучения»
методическая разработка на тему

Киселева Ольга Михайловна

Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого – обеспечить ребенку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения. Иными словами, о внимании к особенностям каждого воспитанника и сохранении его психического здоровья. Психические расстройства в поведении ребенка возникают тогда, когда методы, средства воспитания и воздействие окружающей среды не соответствуют или даже противоречат его темпераменту. Тот, кто занимается воспитанием детей, избежит многих ошибок, если знает некоторые особенности их темперамента -  холерического или сангвинического, флегматического или меланхолического.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_uchityvat_temperament_rebenka_v_protsesse_vospitaniya.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как учитывать темперамент ребенка в процессе воспитания и обучения»

Педагог-психолог

        Киселева Ольга Михайловна

МБДОУ д\с №1

пгт.Никель

1. Проблема индивидуализации в обучении и воспитании

Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого – обеспечить ребенку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения. Иными словами, о внимании к особенностям каждого воспитанника и сохранении его психического здоровья. Психические расстройства в поведении ребенка возникают тогда, когда методы, средства воспитания и воздействие окружающей среды не соответствуют или даже противоречат его темпераменту. Тот, кто занимается воспитанием детей, избежит многих ошибок, если знает некоторые особенности их темперамента -  холерического или сангвинического, флегматического или меланхолического.

Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных. Доказано: душевное равновесие и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. А позитивное эмоциональное состояние – важнейшее условие развития личности.

Тип общения с детьми пронизывает учебную и воспитательную деятельность педагога. Чем раньше он заметит неповторимые индивидуальные особенности каждого ребенка, поймет их и сможет помочь в случае отрицательного проявления, тем скорее предотвратит драму и даже катастрофу в его жизни. Многих ошибок можно избежать, если взрослый устанавливает связь с детьми, учитывая их темперамент. Если окружающие ребенка взрослые не учитывают свойств его темперамента, следствием выступают нарушения поведения. Свойства темперамента определяют динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями человека. Важно воспринимать их как природную данность, как природное явление.

Судите сами. Сталкиваясь с природными явлениями, которые нам не нравятся, мы принимаем их такими, какие они есть: если дождь – берем зонтик, если холодно, пасмурно – одеваемся потеплее. И никому не приходит в голову каким-то образом оказать влияние на погоду, изменить ее – скажем, поставить в угол дождь или накричать на жару, напомнить морозу, что он действует на нервы, и т.п. единственное, что мы можем сделать, - приспособиться. Однако, взаимодействуя с ребенком, мы забываем, что сталкиваемся именно с природным явлением.

Задача взрослых – создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения.

2. Физиологическая основа темперамента.

Необходимо знать то, что в основе темперамента лежат обычно нервные процессы, особенности высшей нервной деятельности ВНД ребенка. Мозг управляет поведением детей. Однако хотя функции его у всех нас почти одинаковы, но протекают они в большинстве своем по-разному. Неповторимость малыша зависит от фундаментальных свойств нервных процессов, таких, как возбуждение и торможение.

Необходимо запомнить три главных свойства их, хотя бы по заглавным буквам, соединенным в аббревиатуру СУП. С – это сила, У – уравновешенность, а П – подвижность основных нервных процессов. Все эти свойства в разном сочетании друг с другом обычно составляют основные четыре типа высшей нервной деятельности ребенка, четыре темперамента детей, определяемые с самого рождения.

Под силой мы обычно понимаем функциональную выносливость всех нервных клеток и их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не погашая его торможением. Иначе – сила проявляется в трудоспособности ребенка и утомляемости малыша, а также в восприимчивости его к окружающему миру.

Когда малыш неутомим и словно бы «обжорка», готов все время поглощать неиссякаемую информацию, не отвлекаясь от нее по мелочам, мы говорим о сильном типе ВНД у ребенка.

Когда ребенок очень быстро устает от восприятия даже малейшей информации и ищет повод, чтоб отвлечься от нее, - мы говорим о слабом типе ВНД у ребенка.

Короче говоря, такое свойство основных нервных процессов малыша, как сила, откладывает свой особый отпечаток на внимание ребенка. Мы говорим о силе процесса торможения тогда, когда малыш сосредоточивается на этой деятельности и может сдерживать себя, отказываясь от различных нежелательных поступков.

Второе свойство – это уравновешенность процессов возбуждения и торможения у малыша. Обычно признаком уравновешенности у детей является одна и та же сила, как процесса возбуждения, так и процесса торможения.

Малыш с достаточно уравновешенной нервной системой обычно четко, терпеливо и ритмично, без выплеска эмоций и различных отвлечений, доводит до конца все то, что начал.

Когда ребенок неуравновешен и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, о ритме в деятельности не стоит говорить. Он то играючи, легко, свободно покоряет «трудные вершины», то застывает у подножия холма, не зная, как взобраться на него. Он то все может, то не может ничего и оттого подвержен нервным срывам. Порою кажется нам, что в одном ребенке таится целых два, настолько временами он различен: как смех и слезы, хотя смех и слезы у него нередко заменяют собой речь.

Помимо силы и уравновешенности, нас еще интересует также  и подвижность основных нервных процессов у ребенка, т.е. способность возбуждения и торможения незамедлительно и быстро сменять друг друга. Благодаря подвижности ребенок может адаптироваться ко всему, легко переключаться с одного из видов деятельности на другой. Такому малышу не трудно приспособиться к организованному коллективу, его в три года можно вести в сад.

Когда же нервные процессы у ребенка не подвижны, а инертны, он может приспособиться к чему-то лишь ценой больших усилий. Такие дети трудно адаптируются в коллективе.

Все рассмотренные качества в различных сочетаниях друг с другом и создают тип ВНД ребенка, особенности его темперамента и стиль приспособления к «сюрпризам» окружающего мира.

Выделяют четыре типа темперамента.

Тип темперамента

Характерологические черты

Свойства

темперамента

Холерик

Чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный

Эмоционально нестабильный, с преобладанием возбуждения, сильный,

экстраверт

Сангвиник

Общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный

Эмоционально стабильный, подвижный, сильный,

экстраверт

Меланхолик

Тревожный, легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный, тихий, пессимистичный, склонный к рассуждениям, негибкий

Эмоционально нестабильный, слабый,

интроверт

Флегматик

Пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный

Эмоционально стабильный, сильный, инертный,

интроверт

Дети-экстраверты любят бывать среди людей, общительны, требуют похвалы и одобрения, много говорят, легко вступают в контакт, любят веселые, подвижные игры. Таких детей необходимо как можно чаще хвалить, выслушивать, быть терпеливыми к ним. Поскольку ребенок-экстраверт легковозбудим, при нарастании эмоционального напряжения необходимо применять отвлекающие приемы.

Дети-интроверты любят одиночество, после длительного общения с товарищами быстро утомляются; задания выполняют самостоятельно, редко говорят о своих переживаниях. В чем задача взрослого? Обеспечить возможность побыть одному, позаботиться о том, чтобы на ребенка не «падали» эмоциональные перегрузки. Ребенка-интроверта более всего привлекают такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Грубое обращение с ним неприемлемо.

3. Психологическая характеристика типов темперамента.

Сангвиник.Такой малыш обычно знает себе цену и верит  сам себе. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Ребенку до всего есть дело. С ним интересно и легко. Сангвиник очень компромиссен, и компромиссность не дает ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это неизбежно, удерживая на поверхности, как поплавок. Такой малыш без всяких затруднений всегда найдет с ребенком или взрослым понятный им общий язык и «выживет» в любых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться, и безболезненно и быстро адаптируются к новому при поступлении в свой первый детский сад. Сангвиники легко «включаются» в любую деятельность и ещё легче могут «выключаться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. В три года он обслуживает себя сам. Его движения – уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и с жестами. Он без эмоций переносит наказания. Обычно быстро засыпает. Спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней. А если даже и печалится, то кратковременно и ненадолго, смеясь и плача чуть ли не одновременно. В нем все, пожалуй, гармонично. И все преграды на пути он может «перепрыгнуть» или же «перешагнуть» играючи, «сгибаясь» в нужные моменты и «выпрямляясь» вслед за этим. Такой малыш – источник оптимизма. Ему обычно суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками, совершая то, на что из них никто не может быть способен.

Флегматик. Такой ребенок – это не спешащий никуда «копуша», все делающий «в час по чайной ложке». С ним рядом кажется, что времени на самом деле нет. Ему неведомы секунды, и минуты, его мгновения напоминают вечность. Он делает все так неторопливо, как будто бы ему отпущен черепаший век. И, двигаясь своими черепашьими шагами, он не поймет, куда торопимся мы с вами, спешим, бежим, пытаясь обогнать друг друга. Малыш-флегматик не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он – «увалень», «медведь». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности – даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием.

Все виды деятельности такой ребенок осуществляет лишь проверенными способами. И даже длительная деятельность малыша практически не утомляет, настолько точно он умеет рассчитывать все силы. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если  надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Его навряд ли удастся заставить по какой-нибудь причине свернуть с уже освоенной дороги. Флегматики предпочитают ровный путь извилистым тропинкам. Такой ребенок до невероятности усидчив к внешним раздражителям, и лишь, пожалуй, только «гром и молния» его способны вывести  надолго из себя. Малыш-флегматик всегда сдержан, и кажется нам малоэмоциональным, таким же толстокожим, как тюлень. Однако чувства его глубоки и постоянны. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Но если он его уже нашел, то не предаст даже за «тридцать сребреников», какие бы они ни содержали в себе детские соблазны.

Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив и по возможности уходит от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя активный словарь малыша не отличается от нормы. Такой ребенок засыпает быстро, но после сна все время ходит сонный, вялый, словно недоспал.

Все возрастные навыки у малыша-флегматика обычно формируются с трудом и очень долго, но и надолго. Его возможно чему-либо научить и невозможно или же, по крайней мере, трудно после этого переучить.

Малыш-флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому организованному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, флегматики не любят перемен.

Холерик. Пожалуй, этот темперамент – один из самых ярких темпераментов ребенка, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Есть тождество между отдельными чертами у холерика и возрастной характеристикой ребенка.

Малыш-холерик всегда колоритен, похож на самый красочный портрет, а  не на робко сделанный эскиз. Подвижней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребенок «загорается», как спичка, была бы только маленькая искра. А искрой может оказаться все. И «загоревшийся» малыш-холерик сравним лишь только с капитаном «Сорви-голова». Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порою кажется, что в нем внутри есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Малыш-холерик протаранит все преграды и, если нужно, будет «биться головой об стену»,  но доберется до своей вершины и покорит самый высокий пик.

Борец, задира, он не знает чувства страха и бабочкою летит на огонь. Причем, «обжегшись», снова расправляет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, но не всегда доводит до конца. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Но почивает он, как правило, недолго, запрятанный в нем вечный двигатель «ржавеет» от бездействия, поэтому холерик вновь «загорается» какой-нибудь идеей и принимается ее осуществлять.

Не удивляйтесь, если даже он бросает недавно начатую им игру ради других занятий, где можно «выпустить свой пар» и промелькнуть метеоритом. Малыш-холерик сам всегда на взводе, и  все «кипит» обычно рядом с ним.

Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, а одиночество ему невыносимо.

Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему подай немедленно, все сразу на блюдечке да «с золотой каемочкой». Вся деятельность у холериков – урывками, то с непредвиденными спадами, то с поражающими всех подъемами, короче говоря, с известными лишь им зигзагами, причем не каждый из зигзагов – зигзаг удачи.

Обычно речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако она очень выразительна и эмоциональна. Такой ребенок говорит так громко, как будто бы в нем спрятан микрофон.

Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатлением событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Проснувшись, могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, что днем их ожидает.

Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива и очень долго – к требованиям дошкольных учреждений. Они легко смиряются с любым словесным наказанием, не в силах вынести, когда цель наказания – лишение свободы. Нет больше унижения для них, чем постоять в углу. Свободолюбие их – безгранично.

Меланхолик. Не все ученые согласны до сих пор, что есть вообще на свете темперамент, так как он просто показатель слабости ребенка. А темперамент нужен для того, чтобы выжить. Поэтому не стоит путать темперамент с меланхолическим характером.

Дети-меланхолики сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. «Принцессы на горошине» намного менее чувствительнее их. Малейший ветерок – им вроде бы сквозняка. Во всем мерещится двойное дно. Они ранимо реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить – и такой ребенок сразу в плач.

Запасы слез у них неистощимы, ведь меланхолики всего боятся; порою кажется, что и самих себя, тем более чего-то нового, особенно людей и обстановки. Они застенчивы, робки, и нерешительность одна из основных свойств их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, даже тогда, когда от них самих исходит тень. Любой из них «зацикливается» на неудачах, и наказание воспринимает как трагедию. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Любая деятельность меланхолику – работа от которой он устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. Обычно дети-меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их неустойчивы, зависимы от обстоятельств. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и веселым.

Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Во время адаптации у них во всем регресс. Зато в привычной для них обстановке они способны превзойти самих себя, достичь того, что редко удается и сангвинику, а их чрезмерная чувствительность – залог отзывчивости и притягивающей к ним доброты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружающей среды.

4. Способы учета темперамента.

  1. Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.

Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях – подлаживаемся под его темп; не вписывается в темп занятия – даем дополнительное время и т.д. подобная тактика необходима в случаях проявления резких, ярко выраженных каких-то особенностей. Но эта тактика формирует «оранжерейный» тип, приводит к развитию у некоторых детей пониженной приспособленности к окружающему миру и не может быть единственной, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

  1. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.

Варьируя условия, постепенно можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в обучающих ситуациях: укладываться в сроки общих занятий, доводить начатое дело до конца, работать в общем темпе, производить необходимую смену деятельности или задерживаться на ней (например, подвижному ребенку). Эта тактика создает условия для преодоления особенностей темперамента навыками, привычками, чертами характера. Именно такая тактика «маскирует» темперамент, но она дает возможность действовать только в типичных обстоятельствах. В экстремальных условиях опять проявятся свойства темперамента в чистом виде.

  1. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других.

Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но в то же время она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремиться не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных условий для развития направленности его деятельности на содержание, требующее тонкого анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривать только как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Нет, тревожность может быть и особым условием, стимулирующим активность, самореализацию деятельности, что обеспечивает им достаточно высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность в действиях, иногда повышенную эмоциональную скованность и т.д.), самый эффективный способ – сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Уговорами тревожность не снять. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки своих возможностей могут снизить ее.

  1. Тактика воздействия на свойства темперамента в другом виде деятельности.

Например, для снижения высокого уровня школьной тревожности иногда эффективен не путь развития компетентности и навыков развития учебной деятельности, а путь активизации успеха в общении со сверстниками, который снижает общий уровень тревожности ребенка.

  1. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка.
  2. Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста должна занять тактика опоры на индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности поведения ребенка.

На основе свойств темперамента происходит регуляция уровня возбуждения, отбор соответствующих раздражителей, адекватных данному механизму усиления или подавления стимуляции, позволяющему сохранить оптимальный уровень возбуждения. Это проявляется в том, что ребенок с высоким напряжением функции развития сам стремится к новым раздражителям, к ситуациям, богатым свежими впечатлениями, усиливает стимуляцию, а другой, наоборот, подавляет. Этот тип саморегуляции дает возможность вырабатывать индивидуально-типологические стили, с которыми нужно считаться на практике.

  1. Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер.

Работа не с последствиями, а предупреждение нежелательного проявления. Например, воспитатель прекрасно знает о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка. Значит, надо заранее предвидеть, что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность продуктивно направить. Или, например, предусмотреть ему дополнительное время для завершения его деятельности. Эта тактика обязывает воспитателей индивидуализировать свою работу по форме и по содержанию. Она определяет проведение занятий по подгруппам; побуждает находить индивидуальные формы организации учебных занятий с некоторыми детьми; заставляет разрабатывать индивидуальные обучающие программы.

Каждый темперамент хорош по-своему и на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса.

5. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям принятых правил, порядка (не убрал игрушки, разбросал карандаши, не собрал кубики и т.д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою первоначальную привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера.

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы его новые знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с привязанностями других.

В отношении холериков  необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно шире использовать любимые ими подвижные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность, находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры»  воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничивать все, возбуждающее нервную систему, особенно во второй половине дня перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, выпиливание, конструирование, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно обучать детей точным движениям – метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площадке (половице, «дорожке» из шнурков, гимнастической скамейке и т.п.), ловле мяча, полезны также все виды и способы лазания; бесцельность движений быстро утомляет холерика.

Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться считаться  с чужими желаниями. Этому его следует учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок.

При воспитании волевых черт характера у детей возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс. Важно оценить по достоинству и присущие таки детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

В воспитании ребенка – меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того как ребенок освоится, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в детском саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Надо проявить внимание, чуткость, надо расположить к себе ребенка, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явится условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям – меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатию и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в больших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это в воспитательной работе.

Частой ошибкой при воспитании флегматика является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания ещё ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того, чтобы торопиться, он действует медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг не характерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего тог, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с самых малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в самом начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильный в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратилась в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка. Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть педагогу, особенно в процессе оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. При оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности следует опираться на такие присущие ему качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

В целях же преодоления возможных инертности и вялости следует включать флегматика в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела. Если он будет слишком медлителен, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать при проведении спортивных игр и упражнений.

Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни, их адаптация к ним затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, требующие общения с детьми, со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период раскачки может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню» - флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого человека, значимого для сверстников, любимого ими.

Педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные стороны.

К темпераментам нельзя подходить с оценочными критериями.

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка.

Список литературы:

  1. Баркан А. Плохие привычки хороших родителей. Учимся понимать своего ребенка. – М.: Дрофа-Плюс, 2003.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 4-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 2000.
  3. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып.1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Справочник педагога-психолога ДОУ / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Приложение 1

Как определить тип темперамента ребенка

Наблюдая за реакцией ребенка и отвечая на вопросы теста, ставьте пометку рядом с определенными буквами – а, б, в, г.

  1. Как ведет себя, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) включается легко, без ярких эмоций;

б) включается активно, эмоционально;

в) включается неторопливо;

г) включается робко, неосторожно.

2. Как реагирует на замечания взрослого?

а) говорит, что больше не будет, но позже поступает точно так же;

б) не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию;

в) молчит, принимает к сведению, обдумывает;

г) обижается, молчит, долго переживает, плачет.

3. Как разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях?

а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других;

б) стремительно, страстно, никого не слушая;

в) спокойно и уверенно;

г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других.

4. Как ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующей детским садом)?

а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;

б) возбужден, иногда излишне беспокоен.

в) внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг;

г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво.

Если реакция чаще всего проявляется по типу «а» можно считать: преобладают сангвинические черты темперамента; по типу «б» - холерические; по типу «в» - флегматические; по типу «г» - меланхолические.


Приложение 2

Критерии основных свойств темперамента

Общий тип нервной системы и темперамента ребенка

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Сильный, неуравновешенный, инертный (холерик)

Слабый (меланхолик)

1.Преобладающие черты характера

Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссность, гибкость, деловитость, общительность, собранность

Спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие

Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность

Робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлительность, отвлекаемость

2.Характерные черты эмоциональности и наиболее частые эмоции

Положительные эмоции

Нет бурных реакций на окружающее. Тяготеет к положительным эмоциям.

Гнев, страх. Эмоции проявляет бурно

Страх

3. Уровень тревожности

Средний

Низкий

Средний, низкий

Высокий

4. Реакция на наказания

Спокойно

Без эмоций

Словесные – спокойно, остальные с реакциями протеста

С обидой, с негативными эмоциями

5. Реакция на непредвиденные события

Любопытен (преобладает познавательная доминанта)

Малоэмоционален

Пытается сопротивляться (потребность преодоления)

Пытается избежать этого события (потребность самосохранения)

6. Особенности игровой деятельности

Любые, но чтобы жизнь в них била ключом

Спокойные, тихие, уединенные

Шумные, азартные, с шалостями и баловством

Тихие, уединенные в среде незнакомых людей и шумные, только лишь с кем-то из близких

7. Общительность

Чувствует себя везде, как дома, любит общество детей и взрослых

Предпочитает одиночество

Всегда нужны сподвижники и зрители

Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми

8. Оценка сверстниками, лидерство

Душа компании, лидер по выбору детей

Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей, о лидерстве не может быть и речи

Все сверстники к нему относятся по-разному, сам предлагает себя на роль лидера

Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер

Критерии основных свойств темперамента

Общий тип нервной системы и темперамента ребенка

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Сильный, неуравновешенный, инертный (холерик)

Слабый (меланхолик)

9. Постоянство по отношению к друзьям

В зависимости от ситуации

Практически никогда

Все время, постоянно

Очень редко

10. Особенности познавательной деятельности

Легко и быстро

Обстоятельно, но медленно

Все схватывает на лету и так же быстро забывает

Осваивает быстро или медленно в зависимости от благоприятных или неблагоприятных обстоятельств

11. Особенности памяти (кратковременной, долговременной)

Легко и быстро, схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память)

Медленно, но схватывает целое, почти не забывает (хорошо развита долговременная память)

Очень быстро, схватывает в основном детали, забывает через короткий срок (хорошо развита только кратковременная память)

По-разному, вникает во все мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной)

12. Утомляемость после какой-нибудь деятельности

Средняя (устает соответственно деятельности)

Низкая (практически не устает)

Средняя, иногда высокая (устает в зависимости от степени выплеска своих эмоций)

Высокая (устает от малейшей деятельности)

13. Особенности приобретения навыков

Легко и без труда. В 3 года он обслуживает сам себя

С трудом (возрастные навыки формируются очень долго, но и надолго)

Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно)

Быстро, но неустойчиво (легко поддается регрессу при экстремальных ситуациях)

14. Особенности моторики

Движения уверенные, точные, ритмичные

Движения нерасторопные, неторопливые, солидные (на стул садится основательно)

Движения порывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним (не может усидеть на месте)

Движения неуверенные, неточные, суетливые (садится лишь на краешек стула)

15. Особенности речи

Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Обычно любит употреблять превосходные степени. Предпочитает положительно окрашенные слова

Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы, и предложения чаще всего нейтральны.

Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова. Любимые выражения полярны от «очень плохо» и «ужасно» до «очень хорошо» и «лучше всех»

Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и неуверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая: «так себе», «по-разному»

Критерии основных свойств темперамента

Общий тип нервной системы и темперамента ребенка

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Сильный, неуравновешенный, инертный (холерик)

Слабый (меланхолик)

16. Особенности сна

Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой

Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто недоспал

Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатлением событий дня. Просыпается в различном настроении: от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, какие ждут его дела

Обычно очень долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается веселый

17. Особенности адаптации у дошкольному учреждению

Адаптируется легко и быстро

Боится нового, не хочет перемен. Адаптируется очень долго.

Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада и с трудом – к требованиям дошкольного учреждения

Никак не может адаптироваться. Адаптируется с трудом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности».

Полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идёт об индивидуальном подходе, суть которого - обеспечит...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

Семинар для педагогов содержит в себе теоретическую часть освещающую проблемц воприятия детей с ограниченными возможностями здоровья и практическу. часть, позволяющую выработать гуманистическую позици...

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в процессе воспитания и обучения

Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности....

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Учитывать темперамент  вовремя работы с детьми очень важно....

: «Формы и методы взаимодействия педагога и ребёнка в процессе воспитания и обучения, предполагаюшие реализацию системно-деятельностного подхода ДОО»

Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации опр...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения детей

Данный материал даёт рекомендации педагогам и родителям об использовании здоровьесберегающих технологий...

Как учитывать темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности

Чтобы осуществлять индивидуальный подход в развитии ребенка, надо знать особенности его темперамента. И соответственно подбирать те методы, средства и приемы воспитания, которые будут продук...