: «Формы и методы взаимодействия педагога и ребёнка в процессе воспитания и обучения, предполагаюшие реализацию системно-деятельностного подхода ДОО»
статья на тему

Тупицина Татьяна Кузьминична

 

Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации определяют принципиально новые методы и технологии, ориентированные на личностное развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_t.t.k.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждений «Детский сад «Колокольчик».с Петропавлова Кусинский район»

_______________________________________________

Тема: «Формы и методы взаимодействия педагога и ребёнка в процессе воспитания и обучения, предполагаюшие реализацию системно-деятельностного подхода ДОО»

Подготовил  старший воспитатель :Тупицина Т.К.

  

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость соединения системного и деятельностного  подхода в обучении и воспитании. Системный подход - это подход, при котором образовательная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать  принцип системности на практике. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат образовани -это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создаёт основу для успешного усвоения дошкольниками новых знаний, умений, компетенций. Видов и способов деятельности.

Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации определяют принципиально новые методы и технологии, ориентированные на личностное развитие ребёнка.

  1. Поиск новых форм работы привел к тому, что в дошкольных учреждениях стал широко использоваться метод проектной деятельности, тематические дни, периоды.
  • 2-3 слайд.Тематические дни.  Проведения тематических дней позволяет обеспечить рассмотрение определённого вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей с использованием разнообразных форм работы. Это позволяет детям и взрослым  непросто познакомиться с новыми для себя культурными феноменами, информацией, а прожить день в атмосфере определённого события, праздника, проникнуть в суть явления.

В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен .Он связан преимущественно с игровой деятельностью, знакомыми  детям играми .игрушками, предмета быта, животными. персонажами сказок.

В старшем дошкольном возрасте тематический день может быть связан с систематизацией и применений знаний и умений из самых разных областей, с приобщений к  региональным и всероссийским праздникам, с приобщениям к знаменательным для всего мира датам.(«День улыбок», «День защитника отечества»,  «День кино», «День пожилого человека ) и.т.д.

Тематический период  длительность ( от 2-3 дней до месяца) в зависимости от возраста детей и масштаба темы.

                Мл.возраст-2-3 дня.

                Старший возраст может достигать несколько недель.

4-5 слайд. Использование метода проектной  деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить  творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными  способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

 В нашем ДОУ  в течении года  были  реализованы различные виды проектов.

Подготовительная группа

- «Детям о космонавтике»;

«Огород на окне»;

«Победе нынче 70 лет-  (долгосрочный);

«Я помню. Я горжусь!»

Средняя группа.

«Учимся ухаживать за собой»;

«Книжная неделя»;

«Птичья столовая»;

«В гостях у осени»;

«Красота  вокруг нас»

  • 18 слайд. Игровые образовательные ситуации

Данную форму работы принято называть игра-занятие, подчёркивая обязательность игровой основы познавательных действий и определённого  образовательного результата.

  • 19слайд.Творческие мастерские в рамках данной формы создаются условия для детского творчества.

Детское творчество- одна из форм самостоятельной или совместной со взрослыми деятельности ребёнка, в процессе  которой         он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и ( ИЛИ) объективно новое.

  • 20 слайд. Творческие гостиные

 Музыкальные, литературные гостиные, галереи как формы ознакомления детей с различными видами искусства играют важную роль в художественно –эстетическом развитии дошкольников.

 В рамках творческих гостиных  средствами разных видов искусства формируется эстетическое отношение к окружаещему миру. Художественный вкус, творческие умения. Потребность проявить себя в художественной деятельности. осуществляется поддержка любознательности и познавательного интереса.

  • 21слайд. Детские лаборатории- это детское экспериментирование. Экспериментирование организуется  с целью разрешения проблемы, поиска ответа на возникающие вопросы,подбора материалов для выполнения творческих, практико-ориентировочных работ, оптимальных условий ухода за растениями и животными.

 Таким образом, на доступном детям уровне осуществляется ознакомление с возможностями использования эксперимента как метода познания в самых разных сферах деятельности.

  • 22 слайд Интерактивные праздники. (праздники досуги, развлечения, театрализованные представления, викторины и т.д)

Партнёрский стиль взаимодействия педагогов и родителей с детьми способствует сплочению маленьких и взрослых участников мероприятия. Возникновению между ними отношений сотрудничества. Совместные переживания детей и взрослых сближают их. Родители больше узнают о способностях, интересах и возможностях своего ребёнка и в дальнейшем смогут поддержать выбранное им направление самосовершенствования.

  • 24 слайд.Взаимодействие  с родителями.

       Ориентация на инновации

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.                                                                                                                                                                                                    Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является  деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

25 -Слайд (схема формы работы)

      В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и  целесообразных  форм работы.
  • Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

                                    Формы работы: 

24  слайд. Одна из форм работы с родителями наглядно-информационные.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  1.  Задача — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
  2. Задачи— информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д.Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
  1. записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
  2. видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  3. фотографии,
  4. выставки детских работ,
  5. стенды, ширмы, папки-передвижки.

Рассмотрим некоторые из информационно-ознакомительных форм.

Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  1. информацию о дополнительных занятиях с детьми;
  2. объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  3. просьбы о помощи;
  4. благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Памятки для родителей. Формируются по тематическому принципу. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике.

                      К наглядно-информационные формам работы с родителями можно отнести и:

  1. оформление фотомонтажей;
  2. совместное создание предметно – развивающей среды;
  3. семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
  4. фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
  5. эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Информационно-аналитических форм организации

взаимодействия с родителями

Задача информационно-аналитических форм  - сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Анкетирование используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.                 

 Письменные формы взаимодействия с родителями

Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

- телемост

- телекоммуникоционный проект

- дистанционные конференции

- создание информационно-методического журнала on-line

- создание сайта детского сада

26 слайд Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ

  •   С 20 11 года детский сад имеет свой сайт. На  сайте родители узнают  о планах,  проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также  освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему  активному участию в жизни ДОУ.

 Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей

27-36. Слайд

  • Досуговые формы  взаимодействия с родителями.

*  Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Родители могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

* Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»

* Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания,  любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

* Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как  их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга  стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

  К досуговым  формам также можно отнести:

кружки и секции;

клубы отцов, бабушек, дедушек;

клуб выходного дня;

выпуск стенгазеты;

домашние гостиные;

работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);

семейные встречи;

веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);

музыкальные салон;

 литературные салон;

Коллекционировании

Совместные конкурсы являются

Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания и т.д.

  • Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность

Например, в  течение учебного года проходил долгосрочный проект  в подготовительной группы

  • «Победе нынче 70 »

Задачи проекта:

  • Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, доступных детям;
  • Познакомить с произведениями художественной литературы и с музыкой военных лет;
  • Воспитывать нравственно патриотические чувства через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.

 Особое воспитательное  значение  имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях. (ПРОЕКТ ЗАКОНЧИЛСЯ КОНЦЕРТОМ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ  К 70 ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ)

34.35.36 слайд.Также наши родители активные участники общественной жизни ДОУ , в любое время окажут посильную помощь.

Такмим образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного  учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.

Также хочется отметить, что

 В нашем ДОУ 2014-15 году  прошла базовая площадка методической работы  по теме «Формирования механизмов распространения опыта государственного  общественного управления»

На которых мы   можно сказать конкретно поделились данным опытом работы и провели ряд мероприятий по таким  темам как.

  • Семинар «Совершенствование взаимодействия  коллектива ДОУ и семьи с целью эффективного решения задач по формированию ГОУ»( где полностью осветили формы и методы взаимодействия  с родителями)
  • Семинар «Развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников через взаимодействие с социумом»
  • «Проектная деятельность, как действенный механизм осуществления  управления  в ДОУ»

        Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."

Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....

Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей.

Одним из самых важных «элементов» образовательной среды дошкольной образовательной организации является взаимодействие взрослых....

Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Педагогам важно убедить родителей в необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Вед...