Формирование словаря у детей первой младшей группы в процессе проведения дидактической игры
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Сергеева Людмила Васильевна

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели, посуды, овощей и фруктов, учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект основного мероприятия

Формирование словаря у детей первой младшей группы в процессе проведения дидактической игры

               «В гостях у куклы Маши»

Конспект основного мероприятия

Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе

Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие и речевое развитие.

Цель: упражнять в правильном назывании предметов мебели, посуды, одежды, овощей и фруктов, учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Задачи: обучающие

1. Расширять знания мебели;

2. Закреплять представления о функциональном назначении каждого предмета мебели;

3. Познакомить детей с предметами мебели: стол, стул, кровать, буфет, с чайной посудой, одеждой;

4. Учить различать фрукты;

5. Учить четко произносить слова;

6. Совершенствовать в обогащении глаголов;

7. Формировать представление детей о мебели, посуде, одежде, фруктов, активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов и рассказывающие их назначение.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к игре с куклой, доброжелательные отношения друг к другу в совместной деятельности;

2. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.

Развивающие:

1. Развивать речь в игровой деятельности;

2. Совершенствовать развитию игровой деятельности;

3. Воспитывать интерес к игре с куклой, доброжелательные отношения друг к другу в совместной деятельности.

Предметная среда:

1. Групповая комната;

2. Предметы игрушечной мебели.

Предшествующая работа

Рассматривание иллюстраций, картинок с предметами игрушечной мебели, чайной посуды, муляжи «Овощи и фрукты», одежды для кукол.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

Вводная часть:

Пришла лиса, принесла письмо от куклы Маши. Наша Маша построила новый дом. Ей привезли новую мебель, ее надо расставить.

- «Хотите сходить к Маше в гости?».

Ответы детей - «Да».

- «Ребята давайте подарим кукле Маше новую посуду».

Ответы детей - «Давайте».

- «Но сначала мы сходим в магазин, купим фрукты. Хорошо ребята?».

Ответы детей - «Да».

Идем в магазин. Покупаем овощи и фрукты. Все проговариваем. Овощи кладем в одну корзину, а фрукты в другую.

А на чем мы поедем в гости к кукле Маше? На автобусе, машине или на поезде?».

Ответы детей.

- «А давайте мы лучше пешком пойдем».

Игра-разминка «К кукле Маше мы пошли».

Физминутку принесли.

Ручками похлопаем 1, 2, 3,

Ножками потопаем 1, 2, 3.

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Мы друг друга не задели,

И на место тихо сели.

Основная часть.

«Ребята, перед тем как пойдем в гости к Маше, давайте зайдем в магазин, купим фруктов. Ведь в гости с пустыми руками не ходят. Соня и Злата давай мы с вами наберем фруктов в корзину».

Дети приходят к кукле Маше. Маша сидит в пустой комнате (на столе), и почему то она грустит. Потому что ей негде посадить гостей:

- «Ребята как же нам помочь кукле Маше?».

Воспитатель спрашивает Машеньку.

«Тебе нравится твой новый дом?».

- «Нет – отвечает Маша – Не нравится мне мой дом. Потому что у меня ничего нет, ни стульев, ни кровати».

Дети в это время садятся на стульчики полукругом. Воспитатель начинает расставлять мебель. Ставит кровать и спрашивает у детей:

- «Что это?».

Ответы детей - «Кровать».

- «Ребята, а зачем Маше Кровать?».

Ответы детей - «Чтобы спать».

Предлагаем кукле лечь в кровать:

- «Ложись, ляг Машенька!».

Предлагают и дети.

Маша ложится.

- «Давайте ребята споем нашей Маше колыбельную.

- «Баю-баюшки-бай-бай, ты скорее засыпай!» - повторяется несколько раз.

- «Пусть немножко поспит – говорит воспитатель – а мы ей  в доме мебель поставим».

- «Арина, помоги мне, пожалуйста, поставить стол, а  зачем нам стол?» - интересуется воспитатель. Выслушивает ответы детей.

- «Аня и Артем давайте вокруг стола поставим стулья. Ребята, скажите, что ставят Аня с Артемом? А зачем нам нужны стулья?» - интересуется опять воспитатель. Выслушивает ответы детей.

«Ребята, что мы с вами  поставили?»

Ответы детей – «Кровать, стол, стулья!».

«Правильно. А как можно все эти предметы сказать одним словом?»

Ответы детей – «Мебель!».

«Давайте все хором скажем – мебель!!!»

«А теперь Игорь, поставь чашки на стол. Ребята, что ставит Игорь на стол».

Ответы детей – «Чашки».

«Глеб, поставь на стол чайник. Ребята, сто ставит на стол Игорь?».

Ответы детей – «Чайник».

«Денис, поставь на стол сахарницу. Ребята, что ставит Денис на стол?».

Ответы детей – «Сахарницу».

«Ребята, что мы поставили с вами на стол?

Ответы детей – «Чашки, чайник, сахарницу».

«Правильно. А как можно все эти предметы сказать одним словом?»

Ответы детей – «Посуда».

«Давайте все хором скажем – посуда!!!»

«А теперь надо помыть наши фрукты, положить в корзину и поставим на наш красивый стол. Давайте я их сама помою, а Злата мне будут помогать. Ребята, что я сейчас мою?».

Ответы детей – «Апельсин».

«Правильно.  Злата положи пожалуйста апельсин в корзину.  А теперь, что я мою?

Ответы детей – «Виноград».

«Правильно.  Злата положи виноград тоже в корзину. А теперь, что я мою?».

Ответы детей – «Яблоки».

«Правильно.  «Ребята, что мы сейчас помыли и поставили с вами на стол?

Ответы детей – «Апельсин, виноград, яблоки».

«Правильно. А как можно все это сказать одним словом?»

Ответы детей – «Фрукты».

«Давайте все хором скажем – фрукты!!!»

«Ну теперь, давайте с вами приберемся в шкафу у куклы Маши и разложим все ее вещи аккуратно. Ангелина положи красиво шапку у куклы Маши в шкаф. Ребята, что положила Ангелина в шкаф?».

Ответы детей – «Шапку».

«Света, положи в шкаф кофточку. Ребята, что положила Света в шкаф?».

Ответы детей – «Кофточку».

«Максим положи в шкаф платье. Ребята, что положил Максим в шкаф?».

Ответы детей – «Платье».

«Ребята, что мы положили в шкаф?

Ответы детей – «Шапку, кофточку, платье».

«Правильно. А как можно все эти предметы сказать одним словом?»

Ответы детей – «Одежда».

«Давайте все хором скажем – одежда!!!»

«Дети вам нравится Машина комната?».

Ответы детей «Да» (хором и индивидуально).

После того как будет оборудована Машина комната, воспитатель предлагает разбудить Машу.

«Для этого у меня есть колокольчик – показывает - с их помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит колокольчик: динь-динь-динь».

Просыпается кукла Маша. Смотрит по сторонам и радуется. Спрашивает у малышей про стол, стулья. Кукла путает в названии стола и стульев.

«Ребята, давайте покажем кукле, где стоит стол, и где стоят стулья. Артем покажи Маше, где стоят наши стулья».

«Дети, мы же кукле принесли много фруктов, давайте мы сейчас угостим ее».

«Кукла Маша хочет нас угостить чаем. А что нам для этого надо».

Ответы детей «Чашки».

«Правильно. Давайте я вам все налью чая, но он горячий. Что надо сделать, чтобы он побыстрее остыл?».

Ответы детей «Подуть».

«Правильно, давайте все подуем».

Завершая занятие, педагог предлагает детям сказать кукле Маше «Спасибо. До свидания!!!».

Маша благодарит детей за все.

Заключительная часть.

Для освоения детьми нового материала,  провести игру  «Я опишу, а вы найдите». Воспитатель описывает предметы, перечисляя характерные особенности, не называя  его, в ходе которой дети рассказывают о назначении предметов.

Помощь в организации игры «Чаепитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования сенсорной культуры детей первой младшей группы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе...

Конспект занятия по окружающему миру для детей 2 младшей группы. Тема занятия: Овощи. Дидактическая игра “Зайкины именины”.

МБДОУ “детский сад № 388” г.о. Самара.Воспитатель Белякова Алена Викторовна. Конспект занятия по окружающему миру для детей 2 младшей группы. Тема занятия: Овощи. Дидактическая и...

Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"

Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...

Презентация "Сенсорное развитие детей первой младшей группы в процессе предметно - игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д....

«Разработка наглядного просветительского материала по формированию словаря у детей второй младшей группы»

В буклете родителям даются практические рекомендации по формированию словаря у детей 3-4 лет. Данная методическая разработка позволяет решить проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возр...