Концептуальное изложение педагогического опыта по теме "Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы"
методическая разработка по теме

Матулевич Елена Васильевна

Конкурсный материал.

 

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_matulevich_e._v._1.docx62.36 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад « Ромашка», структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребёнка — детский сад « Светлячок»

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Социокультурное развитие дошкольников

 через образ народной тряпичной куклы.

Матулевич Елена Васильевна,

воспитатель

2017 г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Роль народной куклы в социокультурном развитии дошкольников
  3. Моделирование образовательного пространства в группе с использованием народной куклы
  4. Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников
  5. Заключение. Результативность
  6. Список литературы

                                               

      «Тряпичная кукла - кладезь народной

                                                       мудрости, хранительница преданий,

                                                       обрядов и традиций своего народа».

                                                                           М.Е.Салтыков - Щедрин          

  1. Введение.

Сразу после своего рождения ребёнок попадает в мир, полный уже сложившихся норм, ценностей и традиций. Все  эти и многие другие факторы участвуют в становлении его личности, формируя индивидуальные представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.

Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Стремительный рост новых (информационных) технологий привел к замене живого общения, культурно-развлекательных походов в кино, театр, музеи. В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей. Снижается значение в детской жизни сюжетно-ролевой игры. Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, принимать во внимание интересы других, им неинтересно общаться друг с другом.

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные эталоны нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу.

Кукла – первая среди игрушек, самая древняя и наиболее популярная. Это игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Её значение многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Народная кукла – это важный педагогический инструмент этнопедагогики. Играя с куклой, ребёнок имитирует поведения того или иного человека, апробирует новые способы взаимодействия, приобретает навыки коммуникации, повышает грамотность речи. Эта игрушка является своеобразным образцом для подражания и влияет на развитие половой идентичности, формирование гендерных установок. Дети дают своим куклам имена, упоминают о них в разговорах, заботятся о них, как о живых существах. Кукла несёт в  себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, характере, темпераменте, о смысле жизни и предназначении. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. А это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в тоже время красивую и многофункциональную игрушку. По мнению доктора педагогических наук И.А. Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.

Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей. Поэтому в своей работе мы решили использовать образ народной куклы как важное средство в социокультурном развитии дошкольников.

Цель: создание условий для социокультурного развития дошкольников посредством использования народных кукол.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения народной куклы.
  • Расширить знания детей о культуре русского народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки).
  • Познакомить детей и родителей с техникой изготовления тряпичных народных кукол.
  • Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение дошкольников.
  • Привлечь к творческому взаимодействию родителей (законных представителей) с детьми и педагогами.
  • Пополнить предметно-развивающую среду в группе.

  1. Роль народной куклы в социокультурном развитии дошкольников.

Вопросам социокультурного развития детей в дошкольном возрасте уделяли внимание такие исследователи как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Н. Я. Большунова, С. В. Кахнович, С. А. Козлова и другие.

С.В. Кахнович исследовал возможности произведений изобразительного искусства, которые помогают в формировании у детей представлений об истинных ценностях человеческой культуры. Т.И. Бабаева характеризует социокультурное развитие дошкольников в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку детей в многообразии детских игр; внесение в игры разнообразного социального содержания; реализацию разных форм взаимодействия. К.И. Чижова изучала особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Опираясь на позиции С. В. Кахнович, С. А. Козловой мы определили понятие «социокультурные ценности» - это ценности, характерные для конкретного общества, позволяющие отличать одну культуру от другой, определять ее самобытность, уникальность культурно-исторического общества. Социокультурными ценностями являются: уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к традициям семьи и своего народа, отношение к себе и к другим людям, коммуникативные умения: умение устанавливать контакт, поддерживать и понимать другого человека. Исследователи проблемы социокультурного развития детей дошкольного возраста Н. Я. Большунова, О. Л. Князева, С. А. Козлова отмечают, что социокультурное развитие во многом определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Эти образцы должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, праздников, чтении и инсценировки сказок, пословиц и поговорок, потешек, игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др., которые должны быть в системе дошкольного образования.

Известный психолог Г. А. Урунтаева говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками, с помощью которых дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. Функции игрушки - развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии, социализировать личность ребенка.                                                 
       Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Игрушка, служившая и детской забавой, и средством воспитания, и предметом магии, она считалась хорошим праздничным подарком, непременным свадебным атрибутом и украшением.         
      На всех этапах развития ребёнка игрушка выполняла и выполняет следующие функции: 
• духовную (с помощью игрушки старшее поколение передавало, а младшее принимало и сохраняло накопленный жизненный опыт); 
• социальную (игрушка - удобное и эффективное средство для удовлетворения растущих потребностей широких слоёв населения); 
• психологическую (игрушка выступает действенным средством для гармоничного развития всех душевных сил ребёнка и его воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности); 
• эстетическую (вместе с воспитанием она стремится к развитию чувства любви и красоты, правды и добра, которые являются наиболее существенным средством народного искусства); 
• экологическую (являясь поэтическим отображением природы, игрушка способна ослабить вредные последствия влияния удалённости от природной среды у детей больших городов).        

        По мнению психологов, процесс создания куклы не только развивает образное мышление, погружаясь в творческий процесс изготовления куклы, мы отстраняемся от окружающего мира, погружаясь при этом в медитативное состояние, что уже само собой благотворно влияет на наш организм, успокаивая и гармонизируя внутренние процессы.        Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной  культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.

          Бартрам Николай Дмитриевич – художник, историк, коллекционер, создатель первого музея детской игрушки, так высказывался о народной кукле: «… народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывает к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». Покровский Егор Арсеньевич выдающийся представитель российской науки, известный московский врач-педиатр: «… куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка и что еще драгоценнее, мало - помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно - нравственных понятий и правил».

       Тряпичные обереги сопровождали человека с рождения, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги счастья, добра, благополучия и продолжения рода, кукла была непосредственным участником праздников и обрядов.  С ними встречали гостей, их дарили, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы.          Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, кукла - зримый посредник между миром детства и миром  взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. Также кукла играла для женщины роль проводника и служила символом перехода из одного состояния в другое - от девочки к девушке, от девушки к женщине и т.д.

          В современном обществе роли мужчин и женщин искажены и женщина иногда очень надолго «зависает» в одном из состояний, когда фактически ей уже пора играть совсем другую роль. От этого у нее в жизни многое не складывается, что вызывает ощущение неудовлетворенности и негативно сказывается на отношениях в семье и на жизни в целом. Ценность народных кукол - в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.
         Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка содержит информацию любви, защиты, доброжелательности. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее современного жилья. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится то, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать характер, настроение своей куклы.

Поучительно также, что игрушка в старину являлась атрибутом детской частной собственности. Естественно, в семье на этом моменте внимание не акцентировалось, но разумно стимулировалось в детях, так как оно способствовало развитию бережливости, стремления пополнить свой запас, смастерить что-то своими руками или же заработать в качестве подарка. 
           Старинная кукла вобрала в себя все, чего нам так не хватает в ХХІ веке - золото пшеницы и запах сена, нежность и мягкость шерсти и домотканого полотна. Обряд создания куклы - это обряд сохранения жизни, защита от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России  переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и погружения в народный культурный опыт.
Нельзя не согласиться с высказыванием Ю. М. Лотмана, который считал, что: «Кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры. Кукла - стимулятор, вызывающий нас на творчество».                                                                         
           Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя "лоскутная история".

  1. Моделирование образовательного пространства в группе

с использованием народной куклы.

Народная тряпичная кукла - «кладезь народной мудрости», несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих применить её в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте  и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. 

Её мы используем как эффективное средство для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей в образовательном процессе. Кукла была у нас и «гостем группы», ведущей праздников, развлечений. Весенняя кукла Мартиничка знакомила с математическими понятиями, кукла Масленица учила вплетать в косы ленты, завязывать бантики и узелки.

С целью обобщения и систематизации представления детей о народной тряпичной кукле, ее назначении в жизни наших предков, месте и роли в их быте, труде, мировоззрении нами были созданы в группе мини-музеи «Куклы наших мам и бабушек», «История народной куклы». Во время «путешествий» в историю народной игрушки дети получают информацию о народных календарных праздниках, традициях, о том, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол. Стилизованный уголок «Бабушкина шкатулка» существует для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами. Проведен цикл бесед «Русский человек без родни не живет», «Веселье и труд рядом живут», нацеленных на формирование у детей представления о традиционной жизни, труде крестьян, знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Нами, совместно с музыкальным руководителем, подобраны и разработаны сценарии праздников и развлечений на народную тематику с применением тряпичных кукол, в ходе которых ребята погружаются в атмосферу старины («В гости к Дарьюшке-хозяюшке», «Аришины прибаутки», чаепитие  «На завалинке»). На праздниках дети разучивали поговорки, пословицы о прославлении русского гостеприимства, узнали о традиционных блюдах русской кухни, о праздничном каравае, пели частушки, водили хороводы. Украшением стола были тряпичные куклы. Интересно прошли мероприятия, приуроченные к календарным праздникам наших предков: «Осенины», «Рождественская Ёлка», «Масленица», «Весна- красна», на которых так же были применены народные тряпичные куклы. Дети  познакомились с народными календарными играми «Баба Яга»,  Жмурки», «Капуста», «Платок», «Пастух и стадо», развивающие смекалку, ловкость, внимание.                             

Создана комфортная среда для игр с народными куклами. Наша коллекция состоит из традиционных тряпичных кукол, обрядовых, игровых, обереговых. Выполнены они без игл с использованием натуральных тканей, природного материала (ветки, солома, поленца, крупы). Коллекция постоянно пополняется педагогами, детьми и родителями. У ребят есть возможность использовать их в различных сюжетно-ролевых играх, осваивать новые социальные роли.

Народные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Нами созданы и используются игры «Узнай по описанию», «Наряд для матрёшки», «Укрась куклу», «Заплети косу», «Слово из сундучка» и другие. В этих играх через образ народной куклы дошкольники знакомятся с основными цветами, геометрическими фигурами, учатся сравнивать и обобщать, развивают мелкую моторику рук. По различным наблюдениям, приметам народом был составлен календарь игр и игрушек. Такой появился и в нашей группе («Хоровод круглый год»). Его использование позволяет детям лучше усвоить очерёдность времён года, названия месяцев, узнать о назначении обрядовых кукол, а заодно поучаствовать в народных праздниках. Каждый из которых связан с народными обрядами, традициями, играми и забавами.

Разработаны и используются в работе коррекционные упражнения с применением «экспонатов» коллекции для развития у детей мелкой моторики и тактильных ощущений, упражнения для пальчиковой гимнастики, динамических пауз с опорой на знания детей о тряпичных куклах. Рукотворная игрушка не только способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, но и благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья детей. Для этого нами созданы куклы – насыпушки, наполнителем для которых служат крупы разного размера: фасоль, горох, манка, гречка; кукла – Кубышка и Травница для ароматерапии.

Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становятся не только главными героями уже известных сказок («Снегурушка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди» и др.). Ребята с удовольствием придумывают новые истории, концовки сказок, вводят новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.

Народная игрушка является замечательным средством развития речи дошкольников. Играя тряпичной куклой, дети не боятся ошибиться, они раскрепощаются в своих действиях и высказываниях, учатся вести диалог, общаться. Мы знакомили наших воспитанников с употреблением в речи народных оборотов, ласковых уменьшительных обращений ( доченька, голубушка, золотинка моя, сходи по водицу, травушка - муравушка, и др). Обыгрывая народную игрушку мы используем детский фольклор. Это происходит в разных видах деятельности: в образовательной деятельности, наблюдениях, в подвижных, хороводных играх, в играх на развитие мелкой моторики (самомассаж, игры с пальчиками, хлопки и др.), в театрализованной деятельности. С этой целью нами была создана методическая копилка «Фольклорный сундучок», в котором живут: потешки, пестушки, попевки, игры-забавы, заклички, загадки, считалки, необходимые для работы с детьми. Они помогают не только пополнить словарный запас детей, но и усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, многозначность и образность речевых оборотов. Всё чаще у нас стали звучать колыбельные песенки. Их напевность, особый ритм учат ребят плавному произношению фраз, предложений, развивают фонематический слух. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и словосочетания, на основе которых дети учатся подбирать однокоренные слова: кот, котенька, коток, котик, заяц - зайка, заинька, зайчишка и др. 

Но самый большой интерес вызывает процесс изготовления кукол. На этих занятиях формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.  Ребята выясняют строение кукол, знакомятся с новыми материалами, технологиями изготовления («верчение», «кручение»). А это элементы исследовательской деятельности. Создавая новую куклу, каждый ребёнок индивидуально подходит к её оформлению, назначению. Образ каждой игрушки складывается у детей в процессе ее создания: они стараются придать неповторимый облик, используя различные материалы. В уголке творчества есть всё необходимое для самостоятельной работы дошкольников. Дети, изготавливая своих кукол, вкладывают в них частичку своей души. Такая деятельность способствуют формированию творческой активности и развитию эстетического вкуса детей.

Очень тесно работаем с Заводоуковским краеведческим музеем. Нами посещены экспозиции «Быт сибирских крестьян», «Ингальская долина», «История нашего города». Наша коллекция народных кукол тоже стала участницей выставки в музее.

  1. Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников.

Поддерживая интерес у детей к народным куклам, мы старались, чтобы это закреплялось в семье. Объявляли различные конкурсы, готовились к выставкам совместного творчества, оформляли фотовыставки.

С большим интересом родители участвовали в мастер-классах по изготовлению народной куклы, совместных праздниках, развлечениях. Зимними вечерами, готовясь к проведению новогодних и рождественских праздников, дети вместе с родителями сочиняли дома сказки про кукол, которые оформляли в книжки – самоделки. Книжки и сказки получились самыми разными и очень интересными.

Особенную активность проявили родители в конкурсе на лучшую авторскую куклу. Делая их вместе с детьми, они увидели, что дети хотят играть с ними дома, поэтому некоторым пришлось делать 2 куклы: одну на выставку, другую для игры.

Большой интерес вызвали выставки совместных творческих работ «У берёзки хоровод», «Город мастеров».

Детьми, родителями и педагогами были просмотрены видеофильмы «Народная кукла - прошлое и настоящее», «Всё о куклах», слайд-шоу «Коллекция народных кукол», презентация «Загадка тряпичных кукол». Это позволило расширить представления детей и родителей о народных куклах, национальных традициях русского народа.

Развлечение для детей с участием родителей «В тереме расписном живу, к себе в гости приглашу» с использованием тряпичных кукол сопровождалось прослушиванием народных мелодий, песен, разучиванием народных хороводов.

Нами разработаны рекомендации для родителей и педагогов по проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка. Собран и оформлен информативный материал для родительского уголка «История создания «домодельных кукол», «Проблемы понимания различных видов народных кукол», «Народная тряпичная кукла - воплощение культурных и жизненных ценностей народа».         Проведены консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…», «Как укладывать ребенка спать» (с использованием куколки для сна), «Мир лоскутных кукол», выступление на родительском собрании «Из страничек «Потешной летописи». На родительских встречах обсуждали вопросы о роли народных кукол в познавательно - речевом развитии детей.

Были проведены мастер-классы для родителей «Народная кукла Куватка», «Куколка на пасхальное яйцо», цель которых - обратить внимание родителей к проблеме сохранения культурного наследия народа, возможности использования народной куклы для развития и воспитания современного ребёнка.

Благодаря активному участию родителей в воспитательно - образовательном процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка; совместная творческая деятельность меняет представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме.

Знакомя детей с новой куклой, мы обязательно знакомили с ней и родителей. Нам важно было подвести их к пониманию того, как важен каждый день, каждый час, каждая минута в общении с ребенком.

Дети и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и, возможно, сделали для себя определенные жизненные выводы.

Мы считаем, что использование в воспитательном процессе традиций русской культуры невозможно без поддержки семьи. Нам удалось установить тесное сотрудничество с родителями, которые принимали активное участие не только в совершенствовании развивающей среды, но и были непосредственными участниками воспитательного процесса.

  1. Заключение. Результативность.

Традиционная тряпичная кукла в современной России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья. 

По результатам работы в данном направлении стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления, можно начинать с детского сада. Эта работа предоставляет большие возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно выполнить без иглы и ножниц. У детей активизируется память, мыслительные операции, активно развивается речь, снижается утомляемость, что позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей, позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка.

Благодаря работе в данном направлении у наших воспитанников повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах. Можно было также отметить положительную  динамику развития отношений, игр. Снизилась конфликтность в группе. Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения. Жизнь в детском саду стала еще интересней, насыщенней, запоминающейся.

В данное время мы работаем в разновозрастной группе. В этом году прибыли дети младшего возраста, для которых самое сложное было – адаптация к условиям детского сада. Наблюдения и сравнительный анализ показали, что в настоящем году детей с легкой степенью адаптации составило 70%. Период длился от 7 до 14 дней, у детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение, они легко вступали в контакт со сверстниками и взрослыми, быстро восстановились крепкий, спокойный сон и хороший аппетит. Средняя степень адаптации была у 23% детей. Тяжелая степень адаптации – 7 %. В сравнении с предыдущими показателями – результат улучшился на 13 %.

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников. Значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно – развивающая среда группы.

На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей, дает возможность самовыражению и самопознанию. В этом основная ценность традиционной народной куклы.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (К, Д, Ушинский)


Список литературы:

  1. Берестнева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., ООО «Белый город», 2004.
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла, традиции, технология. М.,2007г.                                                                                                                    
  3. Дайн Г.Л., Русская игрушка. Альбом. М., «Советская Россия», 1987.           
  4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Раритет.2010.
  5. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012. 
  6. Лыкова И. А. Куколки из сундучка. Издательство «Цветной мир», 2012 .  
  7.  Марков Б.В. Культура повседневности. Учеб. пособие./Питер, 2008.
  8.  Морозова Е.Ю. Кукла как образ человека. // Дошк. воспитание. №1, 2009.                                    
  9.  Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100, Детский сад 2100», под ред. Д.И. Фельдштейна, изд. «Баласс», 2011.                                                                                                    
  10.  Тараканова Л.В. Народная тряпичная кукла - эффективное средство духовно- нравственного воспитания дошкольников./Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации / под  ред. Макашиной Т.Ю., Широких О.Б.-Коломна: МГОСГИ, 2013.                                                                          
  11.  Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1997. 
  12.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2008.
  13.  Интернет – ресурсы:

http://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-igrushka-kak-sredstvo-sotsializatsii-doshkolnikov,

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00362347_0.html

http://sociosphera.com/publication/conference/2012/147/narodnaya_igrushka_kak_sredstvo_socializacii_doshkolnikov/

http://research-journal.org/pedagogy/sociokulturnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-izobrazitelnoj-deyatelnosti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальное изложение педагогического опыта

laquo;Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Концептуальное изложение педагогического опыта "Су-Джок" стимуляторы и камешки "Марблс" - универсальные нетрадиционные материалы используемые в логопедической работе

Цель нашей работы – это использование нетрадиционных материалов в создании комфортных условий для достижения высокой результативности в развитии речи дошкольников. Исходя из этого, нами определе...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: « Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя  заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего  народа. С уверенностью можно сказать, что боль...

из опыта работы по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы"

Данный опыт будет полезен для воспитателей ДОУ, студентов педагогического колледжа. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, оп...

МАСТЕР-КЛАСС «Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы»

Одним из немаловажных факторов приобщения детей к социокультурным ценностям является знакомство с культурным наследием нашей страны, с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать...