Концептуальное изложение педагогического опыта "Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования"
методическая разработка на тему

Вяткина Людмила Владимировна

Концептуальное изложение педагогического  опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptualnoe_izlozhenie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение  

«Авторская идея в моей педагогической практике»

"Развитие игровой деятельности

средствами макетирования"

Воспитатель

Вяткина

Людмила Владимировна

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

Развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), НОИ «Наша новая школа». Их суть заключается в переходе от получения массовости знаний детьми к деятельному подходу образования  детей дошкольного возраста, что позволяет ставить личность ребенка во главу обучения, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных при обучении.

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий

способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является

своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент

делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В

зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры,

которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет

места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к

воспитаннику. В группе, как правило, всегда должна царить атмосфера добра

и любви.

Готовить ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество - самовыражение и самоутверждение личности.

Каждый ребёнок индивидуален, имеет определенные задатки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации – задача весьма важная.

В настоящее время, для себя,  актуальной задачей считаю  - развитие активного самостоятельного творческого мышления каждого ребенка, обусловленная потребностью общества в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самореализации, способных реализовать новые идеи в различных областях знаний.

Понимая  актуальность этой проблемы,   стараюсь развивать творческое мышление через игровую деятельность детей  и во всех   видах образовательной деятельности: познавательной, коммуникативной, изобразительной деятельности,  используя различные развивающие технологии в том числе и технологию макетирования.

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра-ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большее место в жизни старшего дошкольника занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Для того чтобы режиссёрская игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекать игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду с мелкими игрушками, может быть макет.

Стержнем такой формы работы, как создание макетов, по моему мнению,   является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Основными задачами, которые я ставлю перед собой, работая с детьми, являются:

- формирование навыков совместной игры, сотрудничества и сотворчества;

- обучение  детей придумыванию новых сюжетов;

- воспитание у детей эмоционально – положительного отношения и интереса к процессу макетирования;

- способность к  самостоятельному выбору детьми художественных материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла в процессе изготовления макета;

- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и техниками;

- обеспеченность творческого  подхода  к организации и проведению интегрированной образовательной деятельности по макетированию;

- создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами;

- обеспечение  участия семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.

       Теоретическая база опыта: изучив специальную литературу, пришла к выводу что главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

      Как говорила  Е.И. Тихеева: «Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Актуальность и перспективность опыта:
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют  необходимость  формирования творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Одним из   традиционных методов  для социального становления  детей в дошкольном возрасте  является использование  инновационных педагогических технологий. Макетирование в первую очередь способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.

По моим наблюдениям тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.

Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.         

Оптимальность и эффективность средств.

Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

К макетированию привлекаются родители. Они помогают собрать природный и бросовый материал. В наше время “бросовый материал” может пополниться пластиковыми упаковками из-под йогуртов, кефира, конфет, сюрпризных яиц и другой мелочью. Этого бросового материала столько, что можно оценить как экологическое бедствие.

Для эффективной работы  в данном направлении я придерживаюсь следующих требований к макету:

1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив и легко перемещаться с места на место.

2. Макет должен быть удобным в обращении, доступен дошкольникам для свободного выбора и игры.

3. Макеты должны быть эстетически оформлены.

При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Макеты игрового пространства бывают двух типов:

1. Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них (кукольный дом, крепость-замок, дворец) ;

2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты) .

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

1. Эмоциональная отзывчивость

2. Любознательность

3. Активность

4. Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками

        Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

Организация игр детей с макетами

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного алгоритма.

Так, игра с макетом должна начинаться уже в процессе его создания. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и ситуации. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, как правило, перерастает в увлекательную игру.

Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания игровых предметов.

Подбирать предметный материал к макетам следует в зависимости от уровня развития игры воспитанников. Это могут быть универсальные (условно-обобщенные) персонажи или определенной тематики либо их сочетания.

Периодически по мере угасания интереса детей к ним педагог должен заменять персонажи новыми.

Для развития у дошкольников воображения и творчества в группе

можно поместить ящик с предметами-заместителями:

крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов
и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона, пенопласта и т. д.

Главное требование - их безопасность для детей. Воспитанникам, которым не удается сразу подобрать предметы-заместители вместо недостающих игрушек при обыгрывании построек, воспитатель может подсказывать возможные варианты замены предметов, направлять их на поиск новых оригинальных решений.

Придать творческий импульс игре можно, соединив, в одном макете фигурки-персонажи с подходящим антуражем из двух-трех разных тематических контекстов. Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих разные смысловые контексты, к которым относятся персонажи, расширит смысловое пространство игры.

Каждый из макетов может использоваться в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Дошкольники совместно строят   и творчески развивают сюжеты  игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют  разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия.

В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

           Работу с родителями я построила по двум направлениям:

- теоретическое (педагогическое просвещение родителей);

- практическое (включение родителей в деятельность).

Для повышения педагогической  грамотности родителей мною систематически проводятся консультации по  созданию макетов. Эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Я стараюсь активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах  на лучший семейный проект. Так мною были проведены консультации для родителей "Как изготовить макет в домашних условиях»,  "Макетирование -занятие интересное и полезное". Родители, принимавшие активное участие в создании макетов были награждены благодарственными письмами.

        Результативность опыта: работа осуществляется в течение двух лет, с детьми второй младшей и средней групп.

Ожидаемые результаты: это раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка; развитие творческих способностей дошкольников; выработка коммуникативной компетенции; налаживание тесной взаимосвязи с семьей.

       Результатом работы с макетами стало: 

каждый ребенок смело выбирает наиболее привлекательную для него деятельность (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).; прослеживается положительный результат в  развитии у детей воображения, образного мышления;

совместное изготовление макетов вызывает огромный интерес, как у взрослых, так и у детей.

Подводя итоги проделанной работы, могу сделать следующие выводы:
макет-это центральный элемент, организующий предметную среду, для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового организма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. То есть воспитатель направляет замысел детей вопросами «Что было дальше», «Что с ними случилось» и т.д. Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников. Является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

         Благодаря грамотной организации и руководству этой деятельности, тесному взаимодействию с семьей были отмечены положительные результаты влияния макетирования на общее развитие детей. В повседневной жизни дети стали задавать больше вопросов , касающихся предметов и явлений, не входящих в сферу их непосредственного наблюдения. Повысился познавательный интерес детей, они стали  использовать  в игровых сюжетах сформированные представления о природе, исторических событиях, космосе, научились определять цель игры, самостоятельно дополнять макет по своему желанию. Дошкольники совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют свои действия. В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссёра, директора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует активному развитию дошкольников. Воспитанники широко используют в играх с макетами предметы-заместители, природный и подсобный материал, игрушки собственного изготовления. Появление длительной перспективы игры свидетельствует  о высоком уровне развития детского творчества.

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Опыт моей работы обобщен на уровне образовательной организации и представлен на личном сайте  в сети Интернет (http://nsportal.ru/lauta).  В рамках "Родительского всеобуча" провела мастер-класс для родителей «Совместное изготовление макетов с детьми".

Работа в данном направлении будет продолжаться, так как она является частью моего педагогического мастерства. В перспективе планирую провести: Семинар для воспитателей на тему "Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования", тренинг для родителей "Создание игровых макетов".

 А сколько еще новых идей впереди… Надеюсь, что они помогут моим детям в жизни стать активными, творческими, успешными людьми!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей трёх лет

Описаны направления и работа по развитию игровой деятельности детей трёх лет...

Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек

Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...

Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это тот период,  когда ребенок  усиленно  растет и  развивается, когда он  приобретает первые  знания.  Поэтому очень  важно помочь ...

Педагогический проект "Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста"

Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...

Педагогическая мастерская. Игровая деятельность, как средство познания мира. Игра: "Доктор" дети старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность - это вид деятельностив условиях стуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением дошкольни...

Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...