Народное творчество в трудовом воспитании дошкольников
статья (средняя группа) на тему

Шелест Наталия Анатольевна

В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shelest_nataliya_anatolevna.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Шелест Наталия Анатольевна

МКДОУ БГО Центр развития ребёнка – детский сад №11 г. Борисоглебск, Воронежской обл.

Воспитатель

Народное творчество в трудовом воспитании дошкольников

В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду. Люди слагали песни, былины, сказки, пословицы, поговорки об искусных мастерах и мастерицах, наделяли их высокими трудовыми качествами, восхваляли их умения.

Уже в младшем дошкольном возрасте, слушая меткие и выразительные народные прибаутки и приговорки, ребенок сталкивается с мотивами трудовой деятельности:

Сорока, сорока,

 Сорока-белобока

Кашу варила,

Детей кормила...

или:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок.

 Рано утром на заре

 Гони стадо к реке.

Идеи трудового воспитания, выраженные в этих произведениях, богаты и разнообразны. Как донести их до сознания ребенка?

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения1 совместно с родителями ведет большую работу по решению задач трудового воспитания дошкольников. Любимым делом наших ребят стал художественный ручной труд. На протяжении ряда лет мы совершенствовали формы, приемы, методы его организации. Искали связь его с другими видами детской деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда значительную роль мы отводим устному народному и народно-прикладному творчеству.

Мы организовали семинар для воспитателей по теме «Народно-прикладное искусство и его роль в формировании личности дошкольника»; изучили работы классиков педагогики и современные исследования, связанные с использованием народного творчества в воспитании дошкольника.

Членам созданной творческой группы предлагали домашние задания типа:

  • изучить литературу по данной проблеме,
  • подобрать иллюстративный материал, необходимый для работы с детьми,
  • собрать рассказы Л. Н. Толстого, в которых есть пословицы, поговорки,
  • подобрать пословицы, поговорки, песенки, зачины о труде,

— подготовить встречу с народными умельцами.

По решению группы был создан клуб «Бабушкина педагогика», цель которого выявить наиболее ценное в народной педагогике и помочь семье осознанно осуществлять трудовое воспитание детей.

Как мы использовали устное народное творчество в трудовом воспитании детей? Сначала подбирали материал для работы: сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки. Обращались и к народной педагогике, изучали ее традиции.

Для того чтобы сделать нашими союзниками родителей, мы оформили вы- ставки-передвижки: «У мамы золотые руки», «Бабушкина наука», «Музей игрушечных зверей»; организовали вечер развлечений «Вечёрки». В уголках народного творчества появились ткацкие работы бабушек. Силами отцов и дедушек оформлены интерьеры групповых комнат.

Работа по знакомству детей с народным творчеством проводится на протяжении всего учебного года. Во время бесед, экскурсий, на занятиях по ознакомлению с окружающим используем пословицы (предлагаем объяснить смысл пословицы, продолжить ее, узнать пословицу по ее концу и т. д.).

Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем и переживает вместе с ним его печали, радости, победы. Так как в большинстве случаев главным героем сказки является такой персонаж, который самоотверженно трудится ради торжества добра, то и ребенок ощущает себя активным участником этой борьбы. Сказки помогают направлять по определенному руслу эмоциональную жизнь ребенка, организуя и совершенствуя его внутренний мир. Тему труда в сказках мы использовали в беседах на темы: «Труд кормит, а лень портит», «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок», «Пословица — всем детям помощница».

Вместе с детьми воспитатели заранее приготовили выставку изделий народных умельцев, где представлены изделия из глины, соломы, холста, лозы. Работа в мастерской начинается со слушания магнитофонной записи рассказа «Краса ненаглядная» об изделиях из соломы, народных умельцах. Воспитатель напоминает детям, что для того, чтобы поделка вышла красивой, надо не лениться и не торопиться. Обращает их внимание на чертежи, образцы, наглядно-иллюстративный материал.

Успех трудового воспитания во многом зависит от форм организации самого процесса. Мы стараемся создавать обстановку сопричастности к большому полезному делу. Так, например, провели смотр-конкурс «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» на лучший «семейный» сувенир.

Успех нашей работы во многом определился благодаря помощи и поддержке родителей. Организуя встречи за круглым столом, проводя родительские собрания, дни открытых дверей, вечера развлечений, лекторий по трудовому воспитанию, мы смогли увидеть, что родители не только внимательно наблюдают за нашей работой, но и широко используют опыт дошкольного учреждения по использованию устного народного творчества в трудовом воспитании детей.

      Проделанная работа помогла сформировать у наших воспитанников устойчивый интерес к произведениям народного творчества. У них появилось желание сделать что-то своими руками, обсудить прошедшее занятие с родителями, сверстникам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей по теме«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, ...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

Приобщение детей к народному творчеству в музыкальном воспитании дошкольников

Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача. Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре и искусству. Поэто...

презентация Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников

Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников...

Семинар - практикум Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников

Цель: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство....

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Устное народное творчество как средствовоспитания дошкольников»...