Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живём»
методическая разработка

Бушаева Марина Вячеславовна

Парциальная программа

духовно-нравственного  воспитания дошкольников

«Мир, в котором мы живём»для детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_my_zhivyom.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №22»

города Аши Челябинской области

Парциальная программа

духовно-нравственного  воспитания дошкольников

«Мир, в котором мы живём»

для детей 3-7 лет

Автор-составитель:

Бушаева  Марина Вячеславовна

воспитатель, стаж работы 2 года

Аша

2016

Пояснительная записка

Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда у него формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления о семейном укладе и родной земле,  об окружающем мире, добре и зле в нем.  Главным при этом являются  не  разовые мероприятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников,  а реализация целостной педагогической системы, построенной на основе традиционных отечественных духовных и нравственных ценностей с учётом возрастных особенностей детей  и условий их  общественного и семейного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

• нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); •нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания, определенным «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  являются базовые национальные  ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемых от поколения к поколению.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, государства.

Воспитанию у дошкольников чувства патриотизма,  гуманного отношения к окружающему миру, формированию  у них социально-коммуникативных умений и навыков, этических представлений, социально-общественных качеств,  умению дружно играть и трудиться, адекватно оценивать свои поступки и поступки других детей, созданию  благоприятных условий для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты будет способствовать реализация парциальной программы духовно-нравственного  воспитания дошкольников  «Мир, в котором мы живем»  (далее «Программа»).

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по дошкольному  образованию, методических рекомендаций ведущих отечественных педагогов и психологов, анализа педагогического опыта дошкольных учреждений по данной проблеме.

Программа  рассчитана на четыре возрастные группы (младшая (3 – 4 года), средняя (4 – 5 лет), старшая (5 – 6 лет), подготовительная к школе группа(6 – 7 лет) и  является неотъемлемой частью основной образовательной программы, реализуемой воспитателем в группе «Ромашка» МК ДОУ 22, г. Аша.

        Программа включает целевой раздел; в ней указаны принципы, формы и  методы работы, особенности организации образовательного процесса, планируемые результаты духовно-нравственного воспитания, условия реализации. Она может использоваться как целиком, так и отдельными блоками.

Цели и задачи

Цель: Формирование у дошкольников духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа и  природе родного края на основе  отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

        Задачи:

  • создание  в группе условий, обеспечивающих  эмоциональное благополучие и творческое развитие каждого ребенка;
  • изучение истории, государственной символики,  культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России;
  • формирование у детей  способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;
  • развитие познавательных интересов, коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;
  • воспитание у детей  чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, гражданско-патриотических чувств.

Особенности организации образовательного процесса 

Поставленные задачи реализуются в процессе  всех режимных моментов (ОДД, прогулки, самостоятельная деятельность). Особенность организации ОДД по духовно-нравственному воспитанию заключается:

- в светскости отечественного образования;

- необходимости учитывать  особенности дошкольного возраста (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории» и понимания социальных явлений);

- в наличии обязательных  элементов: игровая деятельность, чтение и обсуждение литературных произведений, слушание и анализ музыкальных произведений,  знакомство с художественными произведениями и предметами народного творчества , диалогов с детьми;

- в использовании различных видов художественной деятельности: рисования (раскрашивания), аппликации, ручного труда (изготовление подарков).

При планировании любой формы работы с детьми предусматриваются компоненты:

  • содержательный – овладение детьми объёмом представлений и понятий об окружающем мире (социальном устройстве общества, жизни   народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края),  доступных возрасту;
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремлении участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельностный - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Работа педагога строится на принципах:

  • комплексного и личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
  • целенаправленности, систематичности, последовательности педагогического процесса;
  • природосообразности (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);
  • культуросообразности    (воспитание строится в соответствии с ценностями, традициями и нормами национальной культуры и особенностями региона);
  • выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
  • сотрудничества взрослого и ребенка; педагогов и родителей.

Методы:

  • словесные, наглядные, практические;
  • методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
  •  методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
  •  методы стимулирования: поощрение, одобрение, соревнование, награждение.

Методы духовно-нравственного воспитания дошкольников применяются в комплексе. Основаниями для отбора методов служат ведущая воспитательная задача, возраст и индивидуальные особенности детей, особенности воспитания в семье.

Работа осуществляется  по направлениям:

  • «Моя семья, мой дом»  ( развитие интереса к членам семьи и  своим близким, друзьям; воспитание уважительного отношения к старшим, желания помочь младшим).
  • «Наш детский сад» (история детского сада и его сотрудники).
  • «Наш город Аша» (история города, его улицы и памятные места; люди, прославившие город; предприятия города;  природа).  
  • «Родная страна Россия» (символика России; важные исторические события; защитники Отечества;  государственные праздники; народные промыслы; народные праздники; природа страны;

Каждое  из  направлений повторяется во всех возрастных группах, при этом изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.

         В ходе реализации Программы:

  • дети должны получить элементарные знания об истории России, о городе, в котором они живут, о государственной символике, культуре народов России;  о природно-экологическом своеобразия родного края; народных праздниках  и промыслах;
  • у детей должны быть сформированы навыки доброжелательного поведения дома, в среде сверстников, вежливого обращения со старшими; культурного  и безопасного поведения в общественных местах, природе; умения различать и оценивать отношение и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро - зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;
  • у детей должно быть воспитано отрицательное отношение к грубости, жадности, чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия; внимательное отношение близким и незнакомым людям; положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда;  
  • у детей должны быть развиты познавательные  интересы, коммуникативные умения, речевое взаимодействие и управленческие способности.

Обеспечение реализации Программы

Кадровое обеспечение Программы осуществляют воспитателем группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Материально-техническое обеспечение: предметно-развивающая среда группы, зал для музыкальных занятий, физкультурный зал, игровые площадки ДОУ.

Литература

Нормативные документы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»//http :// минобрнауки. рф /документы/2974

2.Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования// http :// www.rg. ru.2013/ 11/ 25/doshk- standart- dok. Htm

3. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам  дошкольного образования» // http :// www.rg. ru.2013/ 10/ 23/ obr-dok.html

Учебно-методические пособия

1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк, 2010. - 189с.

2. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива, 2009. - 298с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования.  М.: Просвещение, 2009. - 256с.

4. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос, 2008. - 289с.

5. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.

6. Нравственно - духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р.С. М., 2010. - 209с.

7. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.

8.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.

9. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. - 2011. - 398с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мир, в котором мы живём"

Аннотация на программу «Мир, в котором мы живём» Название:  программа по формированию социально-нравствен...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"

Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живём И берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою дом И душистый, золотистый х...

консультация для воспитателей "Сказка как средство духовно-нравственноговоспитания детей"

консультация для воспитателей "Сказка как средство духовно-нравственноговоспитания детей"...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности "Край в котором мы живём"

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по познавательному развитию Край в котором мы живём...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»

Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все  структурные единицы занятия  логически связаны...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно нравственноговоспитания дошкольников.

Статья по взаимодействию семьи и детского сада, материал для родительского собрания....

ПРОГРАММА ДОУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет

ПРОГРАММА ДОУДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет...