Программа "Мир, в котором мы живём"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Емельянова Юлия Владимировна

               Аннотация на программу «Мир, в котором мы живём»

 

  1. Названиепрограмма по формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет «Мир, в котором мы живём».
  2. Составитель: Емельянова Ю.В. , воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 95 «Радуга» компенсирующего вида г. Северодвинск.
  3. Экспертиза программы:   Утверждено на заседании экспертного Совета при Управлении образования. Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Председатель экспертного совета –  Л.Д. Храпко.

  В 2011 -2012г. программа претерпела изменения в связи с введением новых ФГТ.

Адресность: для работы с детьми 4-5 лет в ДОУ комбинированного, компенсирующего вида, работу проводит воспитатель.

Цель: формирование социально-нравственных представлений у детей  4– 5 лет.

Основные направления (структура программы):

Содержание программы включает пять основных блоков: «Я - концепция»,«Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо». Все блоки взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свои задачи, и реализуются черезобразовательные области: коммуникация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество. Для успешной реализации программы внутри каждого блока - перечень педагогических мероприятий. В дополнение к программе разработано приложение, включающее примерное планирование работы по ознакомлению детейс предметным миром, конспектынепосредственной образовательной деятельности, модели -характеристики свойств и качеств материалов. Программа предусматривает использование экспериментальной и исследовательской деятельности в условиях ДОУ. В программе отражены формы работы с родителями по вовлечению в воспитательный процесс (встречи, беседы, участие и привлечение родителей).

 

Формы реализации:    Программа предполагает проведение непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми с учётом ФГТ. Тематическое планирование непосредственно-образовательной и совместной   деятельности с детьми разработано с учётом реализации задач по блокам: «Я – концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо». Для реализации программы   с детьми в совместной и самостоятельной деятельности  организуются следующие формы работы: познавательно - исследовательская деятельность, ситуации общения, беседы в кругу, этюды, упражнения, коммуникативные игры, дидактические игры, речевые игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, книг, энциклопедий, досуги, игры-эксперименты, работа со схемами, моделями - характеристиками свойств и качеств материалов, сбор информации и оформление индивидуальных  портфолио.   

 

  Программа может быть использована в дошкольном учреждении, использующем в работе общеобразовательную  программу «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой),  и другими программами, реализующими образовательную область - «Социализация»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx245.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

           

                     

                       ПРОГРАММА

      по формированию социально - нравственных    

               представлений у детей 4-5 лет 

   «Мир, в котором мы живём»

                   (изменена в соответствии с ФГТ в 2011 г.)

                              Составитель: 

                                      Емельянова Ю.В.,

                                      воспитатель МБДОУ № 95

                                      «Радуга», г. Северодвинска

                                 2010 г.  

                                                                                                                                                                             

       

Составитель: Емельянова Ю.В., воспитатель «МБДОУ № 95 «Радуга» компенсирующего типа», г. Северодвинск, Архангельской области

Рецензенты:

Ногина В.А., преподаватель методики развития детской речи и основ логопедии с практикумом по логопедии ГОУ СПО «Архангельский педагогический колледж»;

Терентьева Л. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СФ ПГУ имени М.В. Ломоносова.

Программа рассмотрена на заседании экспертной комиссии при Управлении образования. Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Руководитель экспертной комиссии – Н.В. Михеева.

Утверждена на заседании экспертного Совета при Управлении образования.

Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Председатель экспертного Совета – Л.Д. Храпко.

                     

                                                          Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3

                 

  1. Условия реализации программы……………………………………………………….5

  1. Тематическое планирование совместной  познавательно-исследовательской деятельности с детьми по формированию социально-нравственных

      представлений у детей 4-5 лет………………………………………………………….9

                 

  1. Содержание программы………………………………………………………………. 10

  1. Методика работы по реализации программы………………………………………...11

  1. Содержание  совместной с педагогами и самостоятельной деятельности детей по программе……………………………………………………………………………….13

  1. Результаты освоения программы и диагностический инструментарий…………….17

  1. Библиография…………………………………………………………………………...19

  1. Приложение:

а)   Примерное поэтапное  планирование работы по ознакомлению детей 4-5 лет с предметным миром    ………………………………………………………………………20

б)   Поэтапное планирование работы  по ознакомлению детей    с предметным миром (на примере знакомства с различными материалами) в средней группе……………….21

в)   Диагностический инструментарий……………………………………………………22

г)  Литература для чтения и рассматривания детям……………………………………...26

д)  Конспекты занятий с детьми 4-5 лет…………………………………………………..27

е)   Конспекты мероприятий с родителями и детьми…………………………………….36

з)   Модели-характеристики свойств и качеств материалов……………………………..41

                                               Пояснительная записка

       Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. 

     Социально-нравственное воспитание детей пятого года жизни направлено на развитие умения понимать других людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремится к общению и взаимодействию.

     В современной психологии и педагогике существуют различные подходы к изучению и  пониманию данной темы. В последние годы возрос интерес к изучению межличностных отношений дошкольников. В многочисленных исследованиях Я.Л. Коломенского, Т.А. Репиной, В.Р. Кисловской, А.В. Кривчук, В.С. Мухиной и других большое внимание уделено характеру отношений ребёнка со сверстниками.

      Значительное количество исследований посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений (А.В. Петровский, М.И. Лисина). Так в концепции М.И. Лисиной, отношения рассматриваются как внутренняя психологическая основа общения и взаимодействия людей. Исследования, выполненные под её руководством, показали, что именно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнёром по общению, чем взрослый.

      Интересным на наш взгляд является  подход к проблеме нравственного воспитания Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, рассматривающих формирование чувство общности с другими и способности видеть в сверстниках друзей и партнёров, как главную цель нравственного воспитания.

      В ситуации общения с ровесниками ребёнок более самостоятелен и независим. По мнению О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, именно в процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растёт его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

     Вопросы воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояли перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел “социально-эмоциональное” или “нравственное” воспитание, посвящённый формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и прочее. Важность этой задачи очевидна, поскольку, именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанты, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другим. Однако в большинстве существующих программ главные методы социально-нравственного воспитания различны и зачастую носят односторонний характер. Так, программа эмоционально - личностного развития Е.В. Котовой «В мире друзей» ставит перед собой целью развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими. Программа способствует эмоциональному развитию, делая акцент на самовыражение ребёнка, но имеет узко направленный характер.

     Программа Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Учусь жить среди людей» рассматривает вопросы нравственного воспитания,   взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, развитие эмоционального мира.  Программа ставит целью развитие нравственно-этических представлений у детей, но её разделы не всегда логически связаны между собой.

    В программе С.А.Козловой «Я – человек» раскрываются основы социализации личности ребёнка, но, на наш взгляд, сужен подход к окружающему миру, в частности к предметному миру. 

    Немаловажным аспектом в формировании творческой самостоятельности и социальной активности  является освоение ребёнком предметного мира, его многофункциональности (информативная, эмоциогенная, регуляторная). Дыбина О.В. обоснованно обратила  внимание  на связь «ребёнок – предметный мир – творчество». В ходе ознакомления ребёнка с предметным миром важно раскрыть не только знание конкретных вещей, их свойства и происхождение, но и сформировать бережное к ним отношение.

    Часто мы сталкиваемся с  тем, что ребёнок не всегда осознаёт до конца правила поведения, бережного отношения к предметам; с несогласованностью действий ребёнка со сверстниками; с концентрированием внимания ребёнка только на самом себе, на своих достоинствах и достижениях, с неосознанным отношением к окружающему миру (в том числе - миру предметов и вещей).   В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию социально-нравственного поведения. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счёт развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним и окружающим миром. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

    В представленной программе «Мир,  в котором мы живем» описывается система мероприятий, направленных на формирование самопознания; развитие эмоциональной культуры, взаимоотношений со сверстниками, с  взрослыми; на усвоение социальных норм и правил. Разделы программы взаимодополняемы и логически обоснованы.  

    Наиболее ярко развитие данных направлений прослеживается в игре – ведущей деятельности дошкольника. Поэтому основные методы и приёмы носят игровой характер, большое внимание уделено их  разнообразию, вариативности и многогранности Важное место также отведено и расширению общих представлений детей об окружающем мире, взрослых, детях, формированию ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости.  

    Одним из способов активного освоения мира в дошкольном возрасте является экспериментирование, обладающее познавательно-научной и продуктивной направленностью. Поскольку экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, мы отвели ему особую роль  в решении поставленных нами задач.

Программа «Мир,  в котором мы живем»  расширяет представления детей не только о себе самом, но и об окружающем мире вокруг (предметной мир, мир людей, мир чувств и переживаний), с целью развития эмоционального  восприятия мира, отношения к нему и умения  ориентироваться в этом мире. Особое внимание уделено взаимоотношениям детей  друг с другом (создание условий для успешной социализации) и знакомству с предметным миром (ознакомление с различными материалами, их свойствами и качествами, связь с назначением и строением, воспитание бережного к ним отношения). Ознакомление с материалами (дерево, металл, резина, пластмасса, стекло, ткань) предполагает 3 этапа:

  1. развитие умения использовать сенсорные способы анализа предметов и материалов;
  2. развитие умение устанавливать связи между назначением, строением и материалом;
  3. развитие действий различного характера с целью овладения различными приёмами творчества.

      Содержание программы включает пять основных блоков: «Я - концепция»,  «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо». Все блоки взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свои задачи и реализуются через  образовательные области: коммуникация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество.

       Для успешной реализации программы внутри каждого блока дан перечень педагогических мероприятий. В дополнение к программе разработано приложение, включающее примерное планирование работы по ознакомлению детей  с предметным миром, конспекты занятий, модели-характеристики свойств и качеств материалов.

Программа построена с учётом принципов:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- деятельностного подхода;

- принцип учёта психологических и индивидуальных особенностей;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения;

- принцип коллективного взаимодействия.

       

        Программа предполагает проведение непосредственно - образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми.  

                                             Цели и задачи программы

         Целью данной программы является формирование социально-нравственных  

      представлений у детей 4 – 5 лет.

К основным задачам программы относятся:

  1.  Расширять представления детей об окружающем мире, о мире предметов, о  взрослых и детях.  
  2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру.
  3. Создать условия, способствующие формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет: для развития   самопознания,  эмоциональной культуры у детей, умения устанавливать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; а также,  чувства общности и способности увидеть другого.
  4.  Способствовать усвоению социальных норм и правил.

                                        Условия реализации программы

 

     Реализация программы возможна при создании ряда условий:

  1. Готовность педагога к работе по формированию социально-нравственных представлений у детей  дошкольного возраста:
  1. владение психолого-педагогическими знаниями по  проблеме формирования социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет, повышение квалификации педагогов в данных вопросах через изучение научно-методической литературы;
  2. создание организационно-педагогического сопровождения: владение методикой  нравственного воспитания, социально - эмоционального развития, творческий поиск педагогических технологий в работе с детьми;  
  3. разработка структуры подготовки, проведения и анализа совместной работы

            по  формированию  социально-нравственных представлений у детей 4 – 5 лет;

  1. умение организовать социально-нравственную ориентированную деятельность детей в образовательном процессе ДОУ.

Структура подготовки, проведения и анализа совместной работы

     по  формированию  социально-нравственных представлений у детей 4 – 5 лет.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды:

  1. создание развивающей предметно-пространственной среды в группе (см модель предметно - развивающей среды);
  2. наполнение организационно-педагогическим содержанием каждого компонента развивающей предметно-пространственной среды в группе;
  3. социально ориентированная активность ребёнка в развивающей среде группы.

                              Модель предметно-развивающей среды.

 3.    Организация педагогического процесса с детьми:

  1. программа может быть использована в дошкольном учреждении, использующем в работе общеобразовательную  программу «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой),  реализующем образовательную область - «Социализация»;
  2. программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет;
  3. программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Коммуникация»: обогащение и расширение лексики, работа над грамматическим  строем речи, развитие диалогической, монологической речи и речи-рассуждения; воспитание бережного отношения к живому,  закрепление      правил поведения на природе, проведение совместных акций, создание проектов.  

«Познание»: расширение представлений о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, о предметах ближайшего окружения, о свойствах и   качествах материалов; развитие наблюдательности, исследовательской деятельности.

«Безопасность»: формирование основ безопасного поведения дома, на улице, на природе и других местах; умение безопасного обращения с предметами ближайшего окружения.

«Художественное творчество»: создание проектов, изготовление поделок (в том числе и  нетрадиционными способами).

«Чтение художественной литературы»: знакомство с литературными  произведениями, фольклором.

  1. программа предусматривает использование экспериментальной и исследовательской деятельности в условиях ДОУ;
  2. программа определяет разнообразные формы работы по формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет;
  3. программа учитывает организацию предметно-развивающей среды в зависимости от тематического планирования.

  1.  Работа с родителями.   

В программе отражены формы работы с родителями по вовлечению в воспитательный процесс (встречи, беседы, участие и привлечение родителей).

      Формы работы с родителями по формированию социально-нравственных            

                                          представлений у детей 4 – 5 лет.

Формы работы

Задачи

Содержание

Беседа,

 встречи

- мотивация начального интереса у родителей;

- создание условий для укрепления связей родителей с детьми и коллективом группы;

- нацеливание на активное сотрудничество.

- посещение семей

- родительское собрание

- индивидуальные беседы

- консультации

- анкетирование

Привлечение родителей

- повышение интереса родителей к профилактике и коррекции проблем в социально-нравственном развитии ребёнка;

- повышение знаний родителей по данной проблеме.

- помощь в оснащении ППРС группы;

- составление портфолио детей;

- оформление наглядной информации из опыта семейного воспитания;

- участие родителей в мероприятиях.

Участие

 родителей

- повышение авторитета родителей в глазах ребёнка;

- формирование положительного отношения родителей к ребёнку;

- воспитание потребности у родителей к дальнейшему формированию социально - нравственных представлений у детей.

- проведение совместных мероприятий (праздники,  развлечения, спортивные соревнования, КВН );

- совместный анализ работы.

  1. Координация работы с общественными организациями и        

              образовательными учреждениями:           

  1. Детская библиотека микрорайон «Мир знаний»
  2. Краеведческий музей
  3. Детская художественная школа №1
  4. Муниципальная образовательная школа № 28

 

              Тематическое планирование непосредственно - образовательной

                                      и  совместной деятельности  с детьми  

          по формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет.

         Раздел

                          Темы

          Время  

     проведения

             

          «Я»

1. «Кто я? Автопортрет»

2. «Тайна моего имени»

3.. «Мой внутренний мир»

4. «Мой любимый сказочный герой»

5. «Я и моё тело»

6. «Мои умные помощники»

7. «В гостях у Мастерилкина»

2-я неделя сентября

3-я неделя сентября

4-я неделя сентября

1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

      «Наши  

     чувства»

8.   «От чего зависит настроение?»

9.   «Радость»

10. «Обида. Злость»

11. «Гордость»

12. «Интерес»

13. «Волшебница Соломинка»

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

      «В мире

       друзей»

14. «Мы так похожи и мы такие

        разные»

15. «Язык жестов и движений»

16. «Давайте жить дружно!»

17. «Девочки и мальчики»

18. «Сердце группы»

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

2-я неделя января

3-я неделя января

4-я неделя января

 

   «Взрослые

      и дети»

19. «Моя семья»

20. «Родители»

21. «Мамы всякие нужны, мамы  

        всякие важны»

22. «Правила домашнего этикета»

23. «Королева Вилка»

24. «Дом, в котором я живу»

25. «Федорино горе»

26. «Мой город»

27. «Всё о колесе»

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

2-я неделя марта

3-я неделя марта

4-я неделя марта

1-я неделя апреля

   «Хорошо –  

      плохо»

28. «Общение с животными»

29. «Нарочно и нечаянно»

30. «Что такое хорошо и что такое  

        плохо»

31. «Дурные привычки»

32. «День рождения»

33. «Одежда для Буратино»

34. «Путешествие на остров  

        Вежливости»

2-я неделя апреля

3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

1-я неделя мая

2-я неделя мая

3-я неделя мая

4-я неделя мая

                                                            итого

   34 занятия

Содержание  программы

      Содержание план - программы включает пять основных блоков. Все блоки взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свои задачи и реализуются через разнообразные образовательные области.

Блок 1. «Я-концепция»

Направление работы с детьми: развитие представлений о самом себе (самопознание).

Задачи блока:

- формировать умение отделять себя от других;

- учить чувствовать себя самостоятельной личностью;

- проявлять свою индивидуальность;

- учить выражать свои потребности и желания;

- развивать самооценку в отношении внешности, предпочтений, возможностей;

- формировать стремление узнавать о своём организме, о функционировании отдельных органов.

Методы и приёмы:

- ситуации общения;

- рассматривание фото и беседы по ним;

- познавательно - исследовательская деятельность;

- персонифицированные игрушки;

- дидактические игры;

- продуктивная совместная деятельность ( в.т.ч. оформление портфолио).

Блок 2. «Наши чувства»

Направление работы с детьми:  развитие эмоциональной культуры.

Задачи блока:

- учить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движение, интонации;

- учить понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, жестам, эмоциям;

- учить устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием детей и взрослых.

Методы и приёмы:

- работа с пиктограммами;

- игры-имитации;  этюды на проявление эмоций;  игры-инсценировки;

- рассматривание картин с сюжетом и беседа по ним;

- игры, направленные на развитие невербального общения;

- дидактические игры;

- рассматривание скульптур.

Продуктивная деятельность: изготовление кукол-марионеток (с эмоциями); рисование

Блок 3. «В мире друзей»  

Направление работы с детьми: развитие взаимоотношений со сверстниками.

Задачи блока:

- развивать умения устанавливать и поддерживать контакты;

- развивать сотрудничество;

- учить разрешать конфликты и находить компромиссные решения;

- развивать чувство общности и способности увидеть другого.

Методы и приёмы:

- игровые, проблемные ситуации;

- сюжетно-ролевые игры;  режиссёрские игры;

- игры-упражнения на развитие навыков;

- коммуникативные игры;  коллективные игры (подвижные, хороводные, творческие);

- беседы в кругу; рассказы детей из личного опыта;

- чтение художественной литературы;  рассматривание картин

 Участие в реализации совместных проектов.

Блок 4. «Взрослые и дети»

Направление работы с детьми: формирование представлений о взрослых и детях.

Задачи блока:

- углублять представления о взрослых людях (пол, возраст, профессия);

- знать членов семьи и ближайших родственников;

- формировать представления о детях разного возраста, мальчиках, девочках.

Методы и приёмы:

- ситуации общения;  беседы по телефону;

- наблюдение за трудом взрослых; создание фотоальбома о работниках д\с;

- познавательно-речевая деятельность;

- дидактические игры;  сюжетно-ролевые игры;

- чтение художественной литературы; рассматривание картин.

Блок 5. «Хорошо - плохо»

Направление работы с детьми: усвоение социальных норм и правил.

Задачи блока:

- формировать обобщенные представления  о хороших и плохих поступках;

- учить правилам культурного поведения в среде детей;

- пользоваться правилами  и нормами поведения в общественных местах и дома;

- формировать умение соблюдать правила игр.

Методы и приёмы:

- игры с правилами;  творческие игры;

- игровые и проблемные ситуации;

- драматизация;

- беседы; рассказы из личного опыта;

- ситуации взаимной поддержки;

- совместно с детьми придумывание правил поведения в группе;

- введение символов  (можно - нельзя).

Методика работы по реализации программы.

       Программа предполагает проведение непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми с учётом ФГТ. Тематическое планирование непосредственно-образовательной и совместной   деятельности с детьми разработано с учётом реализации задач по блокам: «Я – концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо».

 Для реализации программы   с детьми в совместной и самостоятельной деятельности  организуются следующие формы работы: познавательно - исследовательская деятельность, ситуации общения, беседы в кругу, этюды, упражнения, коммуникативные игры, дидактические игры, речевые игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, книг, энциклопедий, досуги, игры-эксперименты, работа со схемами, моделями - характеристиками свойств и качеств материалов, сбор информации и оформление индивидуальных  портфолио.    

         В программе представлено поэтапное планирование работы по ознакомлению детей 4-5 лет с предметным миром (при ознакомлении с различными материалами: дерево, металл, пластмасса, стекло, резина, ткань). Работа по ознакомлению с предметным миром включена в каждый блок : «Я – концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо».

    На первом этапе (развитие умение использовать сенсорные способы анализа предметов и материалов) проводятся различные игры – эксперименты, дидактические игры, знакомство с алгоритмами, составление моделей – характеристик свойств и качеств материалов.             

    Структура проведения игры - экспериментирования:

*      проблема, познавательная задача;

*      гипотезы (выдвижение, отбор способов проверки - выдвигаются  детьми);

*      проверка гипотез;

*      подведение итогов, вывод;

*      фиксация результатов.

       Второй этап (развитие умения устанавливать связи между назначением, строением и материалом) предполагает проведение специально - организованной деятельности с детьми.

       Структура непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей 4-5 лет с предметным миром включает  3 части: вводную, основную, заключительную. 

Структура непосредственно-образовательной деятельности:

  1. Вводная часть.

Мотивация. Рассказ педагога или героя (сообщение новых фактов, сведений, информации).

  1. Основная часть.

Экспериментирование, исследовательские действия (дети выдвигают предположения, проверяют разными способами; либо отбирают необходимый материал, который подходит под описание, предложенное героем или педагогом).

Организуется работа в парах, группой, индивидуально.

  1. Заключительная часть.

Дети делают выводы: почему предмет изготовлен именно из данного материала, как правильно использовать   его по назначению, выражают своё отношение к предмету. Детям предлагается воссоздать историческую хронологию предмета  по иллюстрациям (закрепление материала). Итог занятия- проводится оценка деятельности детей.

      На третьем этапе (развитие действий различного характера с целью овладения различными приёмами творчества) проводятся дидактические игры (на закрепление материала и творческое преобразование предметов), организуется  художественно-творческая деятельность (совместная и самостоятельная деятельность) – изготовление сюрпризов, подарков, поделок из различных материалов.

 

   

 

                                                     Содержание  совместной и самостоятельной деятельности

по  программе  «Мир, в котором мы живём».

Блоки

(задачи)

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

  1.  «Я»

    (Самопознание)

Задачи: формировать умение отделять себя от других, учить выражать свои потребности и желания, научить принимать себя таким, какой есть, формировать стремление узнавать о своём организме, о функционировании отдельных органов.

Познавательно - исследовательская деятельность: «Кто я? (автопортрет)»,«Тайна моего имени», «Я хочу», «Я могу», «Мой внутренний мир»,«Мой любимый сказочный герой»,

«Я и моё тело», «Мои умные помощники».

Продуктивная деятельность: изготовление

персонифицированных игрушек, рисование «Живая рука», оформление «Визитной карточки»,  «Именной карточки», листа «Волшебные руки» для портфолио, приготовление витаминных салатов и несложных блюд.

Ситуации общения: «Мой поступок», « За что бы я сегодня себя похвалил?», «Что ты знаешь о себе?», «Зачем тебе глаза?», «Как правильно чистить зубы?», «Как ты дышишь?», «Какие игры ты любишь?», «Почему ты огорчён?», «Жил-был Я», «Самопрезентация» и др.

Разработка «Правил здорового питания», «Правил здорового сердца» и др.

 Игры: «Поём имя», «Соседи», «Потерялся мальчик», «Дотронься до…», «Колокольчик», «Комплименты», «Свободный танец», «Надуваем шарик», «Умею – не умею», «Опасно – не опасно», «Полезное  - вредное».

Проведение Дня Хобби (коллекции, любимые игрушки, книжки).

Продуктивная деятельность:

Рисование: человечков (по трафарету), микробов (по замыслу), клеточек организма (по замыслу), «Я умею и могу», в раскраске «Я такой человек!» и др.

Дидактические игры: «Конструктор тела», «Доктор», «Витамины», «Игры с зеркалом», «Вижу, слышу, чувствую», «Лото осторожностей».

Работа со схемами.

Рассматривание фотографий, семейных фотоальбомов, книжных иллюстраций, энциклопедий.

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Дом», «Магазин» и др.

  1. «Наши  

   чувства» (эмоциональная  

   культура)

Задачи: учить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонации; понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, жестам, эмоциям; устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием детей и взрослых.

Познавательно - исследовательская деятельность: «От чего зависит настроение?»,

«Радость»,«Обида. Злость»,«Гордость»,«Интерес».

 Коммуникативные игры: «Группа в обручах», «Травинки», «Звери на болоте», «Связующая нить», «Поводырь», «Что случилось», «Зеркало движений».

Этюды, игры–ассоциации: «Различное настроение», «Поссорились – помирились», «Лисёнок боится», «Любящие родители», «Солнышко»,  «Цветы и травка»,  «Птицы».

Упражнения с зеркалами, пиктограммами, схемами; «Пирамида любви».

Игры: «Кубик», «Хоровод», «Волны», «Зеркало», «Повстречались», «Мама и детёныши», «Клоун Тяп-Ляп», «Передай настроение», «Общий круг»; игры на развитие невербального общения: «Птенцы», «Волны», «Театр теней», «Ожившие игрушки», «Позлись и улыбнись» и др.

Продуктивная деятельность: рисование «Какого цвета мой страх», человечков (весёлых, грустных…), лепка из солёного теста «Лица человечков», плетение фигурок из проволоки, пальчикового театра.

Чтение художественной литературы, слушание  аудиозаписей.

Театрализованная деятельность: пальчиковый, кукольный театры,  небольшие сказочные постановки.

Организация «Часа веселья», «Конкурса «боюсек», «Конкурса на самый добрый вопрос» и др.

Продуктивная деятельность: рисование «Оживите кружочки», «Удивлённое яблоко», «Облака», «Испуганный поросёнок», «Бабулечки Ягулечки» (доброй и весёлой), иллюстрации к понравившимся стихам, сказкам и др.

Работа со схемами.

Дидактические игры: «Эмоции», «Настроение», с пиктограммами, «Путешествие в мир эмоций», «Ребята нашего двора», «Зоопарк настроений», «Пойми меня».

Рассматривание иллюст-ций, картинок, фотографий, схем.

Театрализованная деятельность: пальчиковый, кукольный театры (по замыслу).

  1. «В мире

      друзей»

   (взаимодействии

   со сверстниками).

 Задачи: развивать умения устанавливать и поддерживать контакты; развивать сотрудничество; учить разрешать конфликты и находить компромиссные решения; развивать чувство общности и способности увидеть другого.

Познавательно - исследовательская деятельность:

«Мы так похожи и мы такие  разные»,«Язык жестов и движений»,«Давайте жить дружно!»,

«Девочки и мальчики»,«Сердце группы».

Дидактические игры: «Мы – разные», «Не забывай о товарищах».

Беседы в кругу: «Кто мы?», «Что такое дружба», «Мои добрые поступки», «Как быть вежливым», «Кто мой друг».Этюды: «Кто виноват?», «Два друга», «Странная девочка», «Делай как я».

Упражнения: «Спиной к друг другу», «Что не так», «Моё – общее»; игры: «Две конфеты», «Ленточка щедрости», «Мы похожи – мы отличаемся», «Мы с тобой в паре».

Игры – драматизации: «Три товарища».

Подвижные игры: «Вспомни имена своих товарищей», «Не намочи ноги», «Замри», «Весёлый танец» (в паре), «Весёлый мяч»

Продуктивная деятельность: совместные проекты «Кукольная семейка», «Сердце группы», «Мешок жалоб», «Шкатулка с секретами»; плаката «Давай прогоним скуку!». Оформление листов для портфолио «Мои достижения», «Дом для моих друзей».

Чтение художественной литературы.

Театрализованная деятельность (создание и разрешение  игровых и проблемных ситуаций на примере кукольной семейки).

Сюжетно-ролевые игры (в соответствии с темой). Организация чайной церемонии «Мы за чаем не скучаем», игротеки «Наше многоборье».

 Продуктивная деятельность: рисование «Мой друг», «Волшебный рисунок друг другу»; лепка из солёного теста «Угощение для друзей».

Работа со схемами.

Рассматривание иллюстраций, групповых  фотографий, книг.

Совместные игры: с кукольной семейкой, с настольным и кукольным театром.

Сюжетно-ролевые игры (по замыслу).

Танцевальный час (с разными предметами).

  1. «Взрослые

         и  дети»

(представление о взрослых и детях).

Задачи: углублять представление о взрослых людях (пол, возраст, профессия); знать членов семьи и ближайших родственников; формировать представления о детях разного возраста, мальчиках и девочках.

 Познавательно - исследовательская деятельность: «Моя семья»,«Родители»,«Мамы всякие нужны, мамы  всякие важны»,«Правила домашнего этикета»,«Волшебница Соломинка»,«Королева Вилка»,«Дом, в котором я живу»,«Федорино горе»,«Мой город - Северодвинск»,«Всё о колесе».

Ситуации общения: «Как быть послушным», «Что делают наши мамы, папы», «Как вести себя во время разговора», «Что делать, когда потерялся», «Секретики вдвоём» и др.

Сбор информации и оформление «Генеалогического древа» для портфолио.

Игры-эксперименты: «Какие предметы умеют плавать», «Приключения карандаша», «Какие предметы тонут»,  «Почему не тонут корабли», «Рыбалка», «Колокольчики», «Курочка Ряба»,  «Мыльные пузыри», «Соломинка - пипетка», «Весёлый трамвай», «Вода принимает форму», «Солнечные зайчики», «Всё увидим, всё узнаем» (лупа), «Звенящие бутылочки», «Воздушный шарик», «Горячая резинка», «На чём полетят человечки».

Дидактические игры: «Кто больше назовёт действий», «Узнай по звуку», «Что я видел?»,  «Кому нужен материал?»,  «Оглянись вокруг», «Расскажи о предмете», «Путаница», «Отгадай материал» - алгоритмы,  «Где твоё место?», «Кого покатаем на машине?», «Объедини предметы»,  «Назови предмет по описанию»,  «Помоги Незнайке» - алгоритмы, «Эволюция предметов», «Можно - нельзя», «Измени материал», «Сделай по-другому», «Цепочка слов», «Кому - что нужно для труда».

Продуктивная деятельность: плетение из соломы, проволоки; рисование гравюр, по стеклу; кляксография с соломинкой; украшение глиняной посуды; конструирование из бросового материала; изготовление зеркальных игрушек для малышей; театр на соломинках, на вилочках; рисование «Мой дом», «Моя улица» для портфолио, создание совместного проекта «Улицы города» (дома, транспорт, знаки).

Чтение художественной литературы.

Модели обследования предметов, алгоритмы.

Организация дня «Игрушкина больница».

Игра – сюрприз «Зигзаг удачи».

Игра – ситуация «Разговор по телефону».

Упражнение «Собери посылку».

Игры-эксперименты: «Парусные гонки», «Солнечный зайчик».

Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Можно – нельзя»,  «Самый необычный предмет», «Магазин», «Лото», «Что из  чего будет», «Наоборот», «Наш город», «Чем был, чем стал», «Хорошо – плохо», «Найди друзей», «Угадай профессию», «Прогулки с увеличительным стеклом».

Продуктивная деятельность:  оригами, театр на соломинках, вилочках; конструирование из бросового материала техники; рисование  семьи, друзей, одежды; по трафаретам; лепка из солёного теста посуды; изготовление макетов -  знаки дорожного движения, светофора; изготовление билетов, денежных знаков для игр.

Рассматривание 

иллюстраций, книг, энциклопедий, фотографий города, карты города и области, атласа мира.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Ателье», «Больница», «Автобус» и др.

Работа со схемами.

  1. «Хорошо -  

        плохо» 

(усвоение норм  

               и правил).

Задачи: формировать обобщённые представления о хороших и плохих поступках; учить правилам культурного поведения в среде детей; учить пользоваться правилами и нормами поведения в общественных местах и дома; формировать умение соблюдать правила игр.

 Познавательно - исследовательская деятельность: «Общение с животными»,«Нарочно и нечаянно»,«Что такое хорошо и что такое   плохо»,«Вредные привычки», «День рождения»,«Одежда для Буратино»,«Путешествие на остров  

Вежливости».

Ситуации общения: «Что вредно, а что полезно», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Быть вежливым», «Правила поведения в театре», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения в транспорте», «Моё домашнее животное», «На меня в обиде мама», «За столом», «Беседы по телефону».

Игры- эксперименты:  «Поглотители воды»,

«Самая прочная ткань», «Игры с нитками», «Вата».

Этюды: «Упрямые козлики», «Капризуля», «Задавака».

Дидактические игры: «Найди пару», «Мои друзья», «Дом из ткани», «Ателье «Люкс», «Хорошо – плохо», «Умей извиняться», «Хорошие и плохие поступки», «Интервью», «Азбука красивых слов», «Спасибо».

Игры – драматизации: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Узнай себя», «Репка».

Подвижные игры (с правилами): «Смелые мышки», «Запрещённое движение», «Нам не тесно», «Белые медведи», «Палочка – выручалочка».

Продуктивная деятельность: коллажи, рисование одежды, рисование схем, моделей различных правил поведения.

Заполнение листа для портфолио «Мои хорошие поступки».

Организация конкурса «Добрые слова».

Продуктивная деятельность: рисование животных, людей по трафаретам, схемам, по замыслу; изготовление из бросового материала фигурок животных: «Мой ласковый и нежный зверь»; подарков (для игрушек, друзей); атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игры: «Ателье», «Одень куклу Марину», «Что хорошо и что плохо».

Рассматривание книг, иллюстраций, журналов мод, коллекций, фотографий, папок с иллюстрациями «Добрые и плохие поступки».

Театрализованные игры (кукольный, настольный, теневой театр)

                 Результаты освоения программы и диагностический инструментарий.

       Главной задачей диагностики сформированности социально - нравственных представлений у детей 4-5 лет является выявление изменений в поведении и во взаимоотношениях с  окружающими людьми (взрослыми и детьми), а также, осознанного отношения к окружающему миру (живая и неживая природа, мир предметов).

       Педагогический анализ знаний и умений детей  (диагностика), проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

      Цель: Выявление степени выраженности и проявлений ситуационно-личностных особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет для корректировки содержания мероприятий.

      Анализ изученной литературы позволил нам составить лист наблюдения за особенностями поведения детей для педагогов, схему наблюдения за особенностями поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет, анкету для родителей.

За критерии взяты задачи по блокам, а также  уровни программы «Детство», раздел «Социально-эмоциональное развитие», на основе которых были разработаны уровни сформированности социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет.

  1. Лист наблюдения за особенностями поведения детей для педагогов.

Цель: Выявить ситуационно-личностные особенности поведения детей и взаимоотношения с окружающими у детей 4-5 лет в детском саду.

Педагог на основе наблюдений за деятельностью детей  отмечает различные степени проявления ситуационно-личностных особенностей их  поведения и взаимоотношений с окружающими (общительность со сверстниками и взрослыми, проявление доброжелательности, заботы, навыки культурного поведения, участие в общих делах и играх, проявление самостоятельности, умение оценивать поступки свои и других).

Обработка данных и анализ результатов.

Ответы оцениваются следующими баллами:

0 – нет проявлений, 1 – проявляются иногда, 2 – проявляются часто, 3 – всегда, постоянно.

Количество баллов суммируется:

0 – 12 – проявления неустойчивы, наблюдаются негативные проявления в общении с окружающими (скованность, агрессивность, упрямство, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и т.д.);

13 – 24 – часто стремится к положительным формам поведения, стремится к общению со взрослыми и сверстниками;

25 – 36 – проявляются постоянно желание общаться, в общении с о сверстниками выдвигает много идей, следует правилам поведения и игры.

  1. Анкета для родителей.

Цель:  Выявить особенности поведения и взаимоотношения с окружающими в семье.

Анализ результатов анкет родителей позволяет более полно представить особенности поведения детей дома в общении с близкими и родными, на позицию взрослых в воспитании нравственных качеств и социальных навыков у детей.

      Обработка данных и анализ результатов по анкетам для родителей.

Ответы оцениваются следующими баллами:

Нет - 0 баллов; иногда – 1 балл; часто – 2 балла; всегда – 3 балла.

Количество баллов суммируется:

0 – 20 – поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления;

21 -  40 – ребёнок стремится к общению и сотрудничеству, внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстников и близких, проявляет сочувствие;

41 – 60 – охотно вступает в общение, стремится к самостоятельности, выполняет элементарные правила культуры общения и поведения со взрослыми и сверстниками, делает попытки оценить действия и поступки других с позиции известных правил.

  1. Схема наблюдений за особенностями поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5лет.

Цель: Наблюдение за особенностями поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет (по уровням программы «Детство», раздел «Социально-эмоциональное развитие»).

 Проводится оценка особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет по следующим разделам: отношение  ребенка к самому себе; эмоциональная культура; ребенок и взрослые; ребенок и сверстники; усвоение норм и правил. Схема наблюдения заполняется педагогами группы.

Обработка данных и анализ результатов:

Ответы оцениваются следующими баллами:

0 – нет проявлений, 1 – иногда, 2 – часто, 3 – всегда, постоянно.

Количество баллов суммируется и выявляется уровень сформированности  социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет.  Уровни соответствуют уровням программы «Детство», раздел «Социально-эмоциональное развитие»:

0 – 23 – низкий уровень; 24 – 46 – средний; 47 – 69 – высокий уровень.

По результатам диагностики определяются основные направления   работы.

  1. Социометрические исследования по методике «Секрет» (по Репиной Т.А.)

 ( проводится совместно с  педагогом – психологом).

Цель: Выявить социометрический статус детей в группе сверстников.

      Результативность:

- повышается умение чувствовать и сопереживать друг другу и взрослому;

- формируется бережное отношение к предметам рукотворного мира;

- увеличивается проявление социально одобряемых форм поведения во взаимодействии с другими;

- повышается стремление к общению и сотрудничеству; социальная уверенность;

- чаще проявляется отношение к сверстнику как к равному партнёру по игре;

- сокращается количество конфликтов;

- следование правилам  и нормам становится более устойчивым и самостоятельным;

- в сюжетно-ролевых играх увеличивается присутствие согласованности игровых действий по ходу игры.

                                       

                                                         Библиография.

 1.   Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

2.    Давайте познакомимся!  Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 4-6 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96с.

3.    Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.Ан. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 224 с.

4.    Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144 с.

5.    Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.

6.  Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы? Сценарии игр для детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ «Сфера», 2004 – 120с.

7. . Дыбина О.В. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 160с.

8. . Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128с.

9.   Заозёрская Н.И., Мулько И. Ф. Учусь жить среди людей / Программа и методическое пособие по нравственно-этическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Архангельск, 2001.- 160 с.

10.  Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112 с.

11.  Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребёнка к социальному миру. – М., 1996. – 20с.

12.  Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988. – 102с.

13.  Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.

14.  Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.

15.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 86 с.

16.  Метенова Н.М. Педсовет «Нравственное воспитание». – Ярославль, 1999. – 60 с.

17.  Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: «Аркти», 2000

18.  Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 112 с.

19.  Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н,Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. -  М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

20.  Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.

21.  Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

22.  Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 384 с.

23.  Якобсон С.Г. Моральное воспитание: материалы для работы с детьми 4-7 лет. – Смоленск, 1996 .- 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию "Россия - страна в которой мы живём"

Памятка поможет быстрее запомнить последовательность цветов Российского Флага, даёт полезную и интересную информацию о них. Применяются литературный и стихотворный тексты....

"Россия - страна, в которой мы живём!"

Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну....

"Село, в котором мы живём"

Конспект НОД по познавательному-речевому развитию детей второй младшей группы.Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, художественное творчест...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ

развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей....

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором мы живём»

Игра нацелена на расширение  и закрепление  знаний детей о родном городе, воспитание  любви  к малой Родине....


 

Комментарии

Бережная Нина Валентиновна

Материал понравился, проголосовала! Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу- http://nsportal.ru/node/216399. Заранее благодарна! Удачи Вам!!!

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052
Спасибо и удачи Вам!

Чемакина Марина Игоревна

Здравствуйте коллега! Отдаю свой голос за вашу работу. Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу по ссылке http://nsportal.ru/node/472896

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020