"ТРИЗ в развитии познавательной активности дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Слажнева Оксана Александровна

Консультация для педагогов в рамках проекта "Играем вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx263.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида №1 Сибирячок».

Консультация для педагогов в рамках проекта «Играем вместе»

ТРИЗ в развитии познавательной  активности дошкольников

                                                                                                      Консультацию подготовила

                                                              воспитатель первой

                                                                               квалификационной категории

                                                     Слажнева О.А.

                                                                                                                                                                                                                       

г.Бердск.

   Проблема   познавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку этот вид деятельности является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Федеральный закон от 29.12.2009 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности. Одним из результативных способов формирования познавательной активности является ТРИЗ, кроме того именно этот метод современной инновационной педагогической технологии формируют успешность в ребенке.

Впервые термин ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) возник в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов). Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать ее во многих областях, в том числе и в педагогике. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987 году и используется до настоящего времени.

    Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольников, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы  познавательного  развития (  С.И. Гин, Т. А. Сидорчук, Н.Н Хоменко).   При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную   деятельность творческого характера.   ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Даёт в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ в применении к дошкольникам — это полный отказ от стереотипов. Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять барьеры общения, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Цель Триз- не передать детям готовые знания, а создать условия по формированию у них способов познания мира и обучение применению этих способов в конкретной деятельности., поэтому основным средством работы является педагогический поиск.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

  • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  •  Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
  • Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  •  Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
  •  Обязательная активизация творческого воображения.

Игры и упражнения:

«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины).

Пособие «Царица загадок».

Игры на выявление противоречий:

«Хорошо–плохо» - Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

Игра"Черное-белое”- Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . .)
Можно разбирать в качестве объектов: "Драка”, "Стульчик”,
"Наказание”.

Игра «Много - мало»- Цель этой игры формировать понимание относительности количес-тва. Воспитатель   называет различные ситуации, дети    соответственно реагируют.     Если много – руки развести широко в стороны, мало –  ладони  сблизить,   достаточно – рука на руку .Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
*
Одно ведро воды для муравья? 
* Одно солнце в небе?

Игра «Разбежались»- помогает  систематизировать навык    классификации по    внешним признакам. Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разде-литься на две группы  и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети. 
*
мальчик направо, девочки  налево; 
*
одежда с карманами – без карманов.

«Да–Нет» — игроки   разгадывают   “тайну”,  заданную ве-дущим. Для этого игроки     задают  ведущему вопросы в та-кой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Цель "да-неток" - научить детей задавать  сильные  вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окру-жающего мира, научиться слушать других, быть вниматель-ным (не повторять вопросы). 

Для того, чтобы лучше понять суть игры, приведу пример разгадывания несложной «данетки».

Ведущий озвучивает игрокам: «Пилот выпрыгнул из самолета, но остался жив. Как такое может быть?»

Игроки задают вопросы, а ведущий на них отвечает, вот примерный диалог:

— Он выпрыгнул с парашютом?

— Нет.

— Он разбился обо что-то, когда летел?

— Нет.

— Это происходило ночью?

— Не имеет значения.

— Его удалось спасти?

— Не имеет значения (суть не в этом).

— Он достигнул земли?

— Да.

— Самолет летел?

— Нет.

— Пилот выпрыгнул из самолета, стоящего на взлетной полосе?

— Да.

Всё, ситуация разгадана).

Огромным плюсом игры является то, что игра заставляет думать, развивает логическое мышление и включает фантазию, учит грамотно формулировать вопросы. Ситуации могут быть совершенно нестандартными, а для их решения потребуется не только логика, но и воображение – в этом и заключается вся прелесть этого увлекательного интеллектуального развлечения.

Игра «Волшебный поясок».

«Складушки – вычиталки »- на развитие  мышления.

Белка + осень =  

Дерево - лист =  

Небо + вода =  

Огород + тепло =  

Холод + лист =  

Человек + холод =  

Шишка + сосна =  

Воздух + холод =  

« 4 – й лишний»- учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире.

«Кольца Луллия» В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов.

Не всегда легко и просто объяснить ребёнку с ОНР сложившиеся ситуации и как можно их разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребёнке качества активного    созидателя,            формировать навыки,   позволяющие

самостоятельно решать  свои проблемы,  учить  думать. 
Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму, части,  изменения  во времени,  материал, и  др. 
Для этого нужно, прежде   всего, научить  различать объекты,  познавать их

через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного - нужно лишь уметь это видеть.
Помогут в этом игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, дети с нарушениями речи определяют для себя окружающий мир.
  Основная цель работы с кругами  Луллия освоение  способа познания мира. 
 

«Матрица»- метод активизации признаков, цель- формирование у детей самостоятельной достройки знаний.

Положительные стороны ТРИЗ

  • У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности, активизируется познавательная деятельность .
  • ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
  • ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

   На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Решение изобретательских задач позволяет активировать все основные направления развития ребенка: волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формирует умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

 Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка. Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом  Альтшуллером  Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических     задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности

          Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Решение изобретательских задач позволяет активировать все основные направления развития ребенка: волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формирует умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Взрослый не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задается вопрос, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь

познания и преобразования предмета или явления.

Имя признака

Какой

Что такое же

http://www.temm.ru/resources/3603-original.gif

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что  любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.  

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/02/%D0%A1%D0%9E-7.jpghttp://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/02/ОС-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –развитие творческих способностей ребенка, а испо...

Презентация "Триз в развитии познавательной активности дошкольников"

В перзентации представлены Триз-игры, влияющие на развитие познавательной активности дошкольников....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Развитие познавательной активности дошкольников, через использование элементов технологии ТРИЗ в экспериментировании

Статья, где описываются отдельные элементы технологии ТРИЗ для старших дошкольников: метод маленьких человечков в экспериментировании...

Педагогический проект "Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий"

Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологии»

В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Технология ТРИЗ способна помочь...