Как играть с ребёнком (Советы родителям)
консультация (средняя группа) на тему

Павлова Инна Александровна

Как играть с ребёнком (Советы родителям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_kak_igrat_s_rebenkom.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как играть с ребёнком (Советы родителям)

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения.

В игре ребёнок может делать всё, что хочет, и всё у него «получается». В игре он таков, каким ему хочется быть, — добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребёнок там, где ему хочется быть, — на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий – лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Что из того, что ребёнок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с упоением «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в «Детском мире» руль; может устраивать гонки маленьких автомобилей, строить гаражи для машин, ангары для самолётов и целые города. Если он ещё не ходит в школу, как старший брат или соседская девочка, — тоже не беда. Ведь он может «учить» своих плюшевых зайцев и медведей, ставить им оценки и объяснять задачи. А может и сам стать учеником, приспособив бабушкину сумку вместо ранца и её же записную книжку вместо тетрадей.

Игра помогает ребёнку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворённости, если что-то ему не удалось в действительности. Детская игра чрезвычайно важна для развития ребёнка.

Психологами и педагогами установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий.

Сначала – это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение содержания игры и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»).

Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности «в уме» создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно и само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая, специфически человеческая деятельность.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия, а в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредоточиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Психологические исследования показывают, что ребёнку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Игра помогает решать и более узкие педагогические задачи, т.к. в игре может происходить усвоение ребёнком отдельных знаний, умений, навыков. Можно, например, так построить игру «в школу», что ребёнок будет с большим интересом и охотой осваивать азбуку, а специально организованная игра «в магазин» может помочь закреплению элементарных счётных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в совместной игре детей со взрослыми членами семьи. Взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. Но, для того чтобы игра стала генератором развития, ребёнок должен овладеть этой деятельностью во всей её полноте, стать человеком играющим, то есть научиться играть, и взрослые должны ему в этом помочь.

На протяжении дошкольного детства ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры в следующей последовательности:

– предметно-действенный способ построения игры;

– ролевой способ построения игры;

– сюжетосложение.

Однако если условным предметно-игровым действием к трём годам овладевает большинство детей, то усвоение более сложных способов построения игры в дальнейшем происходит у детей в разное время и не всегда в полной мере. Это часто бывает результатом неправильного подхода взрослых – требования от детей разыгрывания готовых, заданных взрослым сюжетов, что препятствует самостоятельному творческому построению ребёнком сюжета игры.

Формирование самого простого способа построения игры – предметно-действенного – может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий с предметами, то есть освоил назначения бытовых предметов (ложкой – едят, расчёской – причёсываются и т.п.). Обычно понимание таких простых функций вещей становится доступным детям к полутора годам.

Переход к ролевому поведению в игре в значительной мере связан с возрастающими возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием его речи, которая становится одним из важных средств реализации роли в игре. Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5 – 3 лет.

На 5-летний возраст большинство исследователей указывают как на переломный в игре (переход детей к воссозданию сложных ролевых отношений, сложных событийных последовательностей). Простое воссоздание жизни взрослых через условные предметные действия и определённые роли перестаёт устраивать ребёнка, сдерживает его активность в игре, мешает использовать расширяющийся опыт. Поэтому возраст в 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения – способа построения игры, несущего на себе значительно  большую, чем предыдущие способы, развивающую нагрузку.

Мир современного ребёнка трудно себе представить без игрушек. Игрушка игрушке – рознь, и не только по своей тематике, но и по способу, которым представлены в ней реальные предметы и образы. Всем, конечно, известно, что дети в своих играх используют и разнообразный предметный материал – палочки, шишки, камушки, верёвочки и т.п., которые замещают необходимые в ходе игры настоящие предметы (например, камушки вместо конфет, опавшие листья вместо горчичников, песок вместо каши и т.п.). Кроме того, в ход часто идут и любые другие вещи из «взрослого» обихода (стулья для конструирования «машины», диванные подушки для устройства «дома» или «пещеры», папин ремень для обозначения роли солдата и т.п.). Все эти предметы, не предназначенные специально как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребёнком в ней, психологи и педагоги называют предметами-заместителями.

Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии детского мышления и творчества.

Психологические исследования показывают, что включение предметов-заместителей в игры детей способствует переходу от наглядно-действенного мышления к образному; у старших дошкольников они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества.  Среди многих родителей бытует представление, что чем больше у ребёнка игрушек, тем лучше он будет играть и тем свободнее будут сами взрослые. На самом деле это далеко не так. Обилие игрушек приводит лишь к механическим манипуляциям с ними, рассеивает внимание ребёнка. При большом количестве игрушек (а это очень распространённое явление) целесообразно разделить их на несколько равноценных наборов и периодически (раз в 1-2 месяца) менять их.

Организуя дома условия для самостоятельной сюжетной игры, не следует забывать ещё об одном виде игрушек, которые обеспечивают основные самостоятельные занятия ребёнка, — о дидактической игрушке. Она предназначена для развития восприятия и умственных способностей ребёнка. это различного рода пирамидки, матрёшки, коробочки-вкладыши, доски со вставками разной формы, разрезные картинки т.п. Занимаясь с ними, ребёнок осваивает цвет, величину, форму предметов, упражняется в тонких движениях. При первоначальном освоении таких игрушек обязательно участие взрослого. Взрослый должен раскрыть для ребёнка правило действования с игрушкой, только тогда в последующих самостоятельных занятиях ребёнка будет реализовываться развивающее значение дидактической игрушки.

От 3 до 5 лет совершается переход ребёнка в игре от простой неосознанной имитации, подражания действиям взрослых к называнию себя именем того лица, которому принадлежат воспроизводимые в игре действия и далее – к осознанному принятию роли, свободному оперированию ею (не только через условные предметные действия, но и через речь, через ролевое общение с партнёрами).

Развитие ролевого поведения у ребёнка в значительной мере зависит от включения его в сообщество других детей, уже владеющих таким способом построения игры, или от определённых стимулирующих воздействий взрослого. В домашних условиях эти воздействия идут главным образом от родителей, которые время от времени должны играть с ребёнком, поощрять его самостоятельную ролевую игру, подбирать игрушки, способствующие такой игре. Для стимуляции речевой активности ребёнка полезно использовать игру с различными куклами. Эти игрушки заставляют ребёнка отвлечься от предметных действий и перемещают центр игры в плоскость ролевого диалога. За одну из кукол действует взрослый, за другую – ребёнок. Выбор конкретной роли можно предложить самому ребёнку, а взрослый подберёт соответствующую ей дополнительную роль (врач – пациент, продавец – покупатель, Белоснежка – гномик и т.п.).  Когда ребёнок уже владеет способами ролевого поведения (устанавливает множественные связи ролей, легко переходит от одной роли к другой в своей игре), взрослый должен позаботиться об активизации его воображения, стимулировать творчество в его игре.

Целесообразно предоставлять ребёнку предметы, позволяющие обозначить принятую им игровую роль. Это уже не специальные ролевые атрибуты, а ненужные взрослым предметы, которые можно приспособить для самых разных игр (например, старая шляпа для гнома или кота в сапогах, кусок старого тюля – для феи, принцессы и т.п.). Конечно, игрушки нужны ребёнку-дошкольнику. Каждая новая игрушка приносит ему радость, однако взрослые должны знать, что сами по себе игрушки не рождают полноценной игры. А если ребёнок овладел способами построения игры – любая вещь может стать для него игрушкой, может быть приспособлена для игры.

С 4 лет дети уже начинают осваивать игры с правилами – подвижные и настольные, взрослый должен уделить им внимание. Дома можно вечером играть в настольные игры (детское лото и домино с картинками, игры с полем и фишками, можно начать учить ребёнка играть в шашки). Если игра новая, надо объяснить ребёнку правила и постоянно уточнять их в ходе самой игры. Будьте терпеливы и не обвиняйте ребёнка в нарушении правил; он ещё не до конца понимает, что правила – это закон для всех играющих, не может справиться со своими желаниями, сдержать себя.

Обращая внимание на игру, не забывайте и о других видах деятельности дошкольника – рисовании, лепке, конструировании. Их содержание во многом совпадает с содержанием игры и определяется непосредственными впечатлениями ребёнка. Можно ставить и специальные задачи для ребёнка – нарисовать или вылепить игрового персонажа, построить для него дом и т.п. Тем самым будут активизироваться эти виды деятельности, а игра получит подкрепление в виде нового, созданного самим ребёнком игрового материала.

Даже когда ребёнок переходит из детского сада в школу, игра не исчезает, она занимает меньше места в жизни ребёнка, но всё равно необходима ему для эмоционального благополучия, самовыражения и самоутверждения, для организации общения со сверстниками. Ребёнок с удовольствием отвлечётся от своих занятий, если взрослый проявит желание поиграть с ним. Всем известно, как дети любят «заманивать» взрослых в свою комнату, игровой уголок, демонстрируя им игрушки и пытаясь втянуть в игру. Обычно такое поведение ребёнка старшего дошкольного возраста направлено на гостей, т.к. ребёнок знает, что обращаться на этот счёт к родителям уже почти безнадёжно. «Не мешай мне!», «Я очень занят», «Поиграй сам, ты уже большой» – обычные ответы родителей на заявления ребёнка: «Мне скучно одному играть». Но, если взрослый научит ребёнка строить интересные и разнообразные сюжеты игр, проблема скуки будет решена. Следует снабдить ребёнка сюжетными игрушками для режиссерских игр. Это автомобильчики, солдатики, маленькие куклы с соответствующей мебелью и лоскутками для шитья, наборы небольших животных, то есть всё то, из чего можно построить целый «мир». Также необходимы строительные наборы разного размера; они обеспечивают ребёнка свободным конструированием и могут быть использованы в сюжетной игре для обозначения игрового пространства или в качестве предметов-заместителей. «Пещера» под столом, накрытым скатертью, «ракета» из перевёрнутых стульев, стремянка – «капитанский мостик» – всё это придаёт игре привлекательность. Доступными для ребёнка должны быть и материалы для рисования и лепки, предметы для игр-упражнений (мяч, скакалка, обруч, кегли и т.п.). Все материалы для игры и самостоятельных занятий ребёнка должны располагаться так, чтобы он имел возможность организовать самостоятельную деятельность и сменить один её вид на другой без лишних обращений к взрослому. Не надо хранить игровые материалы в разных местах. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен сам убирать за собой игрушки, мыть кисточки после рисования, поэтому всё это должно быть компактно расположено в доступном для него месте (на низком стеллаже, в шкафчике). Умеет ли ребёнок играть интересно? Справедливо ли поступает в  совместной игре? Это одни из важных критериев, которые определяют отношение сверстников к ребёнку, их симпатии. А войти в общество сверстников – очень важная вещь для эмоционального благополучия ребёнка. Неумение играть вызывает отвержение ребёнка обществом сверстников и часто оборачивается непоправимыми последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний конфликт (его не принимают в игру) переходит во внутриличностный – снижается самооценка ребёнка, у него возникает чувство малоценности или, наоборот, негативизм, который уже с трудом поддаётся психолого-педагогической коррекции. На начальной стадии всё ещё вполне поправимо – надо просто помочь ребёнку овладеть необходимыми способами построения игры.  Другой причиной конфликтов со сверстниками (кроме неумения играть) может быть слишком высокая самооценка ребёнка, привыкшего играть и общаться со взрослыми, которые снисходительны к нему, чрезмерно хвалят, понимают с полуслова. Такой ребёнок хочет быть первым в любой игре, не принимает сверстников как равных партнёров с их собственными замыслами и намерениями.

Здесь неоценимую помощь окажут игры с правилами. Правила обязательны для всех, выбирать первого – по справедливости (по очереди, по считалке и т.п.) – всё это должен понимать ребёнок, чтобы не вызвать к себе недоброжелательного отношения сверстников.

Игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребёнком даже не всегда нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребёнка, вы обеспечиваете его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Так что потраченное время и силы взрослых окупятся с торицей. Совместная игра с ребёнком имеет ещё один очень важный аспект – лишь через общение с ребёнком взрослый проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души. Отсутствие полноценного общения с ребёнком обернётся потом отчуждённостью, непонятостью ребёнка родителями, а родителей – детьми. Быть может, как раз в этом истоки конфликтов поколений родителей и детей.

В дошкольном детстве основой общения взрослого с ребёнком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в форме игры. Когда ребёнок подрастёт, общение взрослого с ним примет другие формы, а пока основное – игра!

С уважением, воспитатель второй группы раннего возраста №13

Чернова Татьяна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подражания для речевого развития ребёнка (советы родителям)

В отношении ребенка важно различать: он «еще не умеет» или «еще не может уметь», то есть, позволяет ли возраст ему научиться необходимому?Существует много точек зрения на то, с какого возраста н...

Непослушный ребёнок.Советы родителям

Советы:Как часто непослушные дети не обращают внимания на слова мамы и папы! И тогда начинаются родительские окрики, угрозы, а потом родители зачастую переходят от слов к делу - и тогда за провинность...

Логопедические игры на кухне. Советы родителям.

Не секрет, что значительную часть времени вы  проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас....

Консультация для родителей. Музыка в общении с ребёнком. Советы родителям.

Предложенный материал будет полезен в работе музыкальным руководителям ДОУ, воспитателям, старшим воспитателям....

Гиперактивный ребёнок.Советы родителям.

Как помочь малышу научив его управлять своей активностью и своими эмоциями?Советы для Вас дорогие родители!....

Консультация для родителей "Правильная осанка у ребёнка: советы родителям"

Многие не задумываются над тем, что правильная и красивая осанка не дается с рождения, а формируется путем ежедневных совместных усилий родителей и ребенка. Как бы нам не хотелось, но число юных па...

Гиперактивный ребёнок. Советы родителям

Гиперактивный ребёнок. Советы родителям...