Картотека игр по лексическим темам во второй младшей группе детского сада
картотека (младшая группа) на тему

Акуленко Светлана Николаевна

Эта картотека будет полезна воспитателям при работе в совместной деятельности с детьми, при планировании образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по лексическим темам во второй младшей группе детского сада.

Тема: Здравствуй, детский сад. Игрушки.

Физкультминутки:

Матрешки.

Мы веселые матрешки -            Дети хлопают в ладоши.

Ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки -          Топают ногами.

Топушки-топушки.

Сарафаны наши пестры -           Кружатся.

Вертушки-вертушки.

Мы похожи, словно сестры, -    Хлопают в ладоши.

Ладушки, ладушки.

Игрушки.

На большом ковре и в ряд              Дети маршируют на месте, 

Куклы Танины стоят,                      останавливаются, изображают

Два медведя, Буратино                    персонажей.

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять –             Прыгают, маршируют, садятся на свои места

Вместе мы пойдем гулять!

Подвижные игры:

  1. «Передай мяч»

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

Ты беги веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мячик, начинает подпрыгивать, а дети сопроводают его прыжки словами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.

  1. Мячик.

Дети встают в круг. Воспитатель просит детей представить, что в его руках мяч. Он передает его рядом стоящему ребенку: «Держи мяч, не урони. Расскажи, какой он». Ребенок характеризует мяч: «Он большой, круглый, тяжелый».

Затем воспитатель просит представить, что мяч превратился в воздушный шарик: «Какой шар у тебя в руке! Шар рвется в облака, держи крепче за ниточку! Передавай его дальше!» Затем дети представляют, что воздушный шар превратился в тяжелый камень: «Он очень тяжелый, твои руки еле держат его! Передавай его дальше!»

Воображаемые предметы передаются по кругу, превращаясь в тарелку с горячим супом, в ёжика, снежок, маленького котенка, горсть песка, пригоршню воды… игра продолжается до тех пор, пока детям не станет скучно. Правила игры можно изменить: предложить детям самим называть предметы.

  1. Непослушная неваляшка.

Кукла-неваляшка встала, не лежит.                   Дети ритмично поворачиваются из      стороны в                   сторону.

Сильно раскачалась, весело звенит.        

Дили-дили-дили-дон –

Раздается всюду звон.

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                              Ритмично покачивают «куклу» на руках.

Слышен Лены громкий плач.

Неваляшка все не спит,

Не ложится, не сидит.                                           Ритмично наклоняются вперед.

Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом –

Закрутились вдруг волчком.                                 Кружатся.

Лена плакать перестала                                          Ритмично хлопают в ладоши.

И сама качаться стала.                                            Качаются.

Сюжетно-ролевые:

«Наши куклы»

Методика проведения. Воспитатель заранее подготавливает предметно-игровую среду: в кукольном уголке за столом сидят четыре куклы, на столе коробки из-под конфет, на скамейке сумочки, на столике швейная машина, флаконы из-под духов, на табурете – тазик с платочками.

Воспитатель: я и не заметила, что в кукольном уголке встретились подружки. Это наши куклы. Они давно не виделись и встретились, чтобы поговорить. (Обращается к кукле) Здравствуй, Даша, ты у нас сладкоежка? Тебе всегда дарят конфеты и пастилу. Кто тебе подарил коробку с зефиром? (Медвежонок). Он тоже любит сладкое. (Девочке.) Лена, ты не видела, Мишка приходил к Даше? Не видела? Даша у ас сладкоежка, у тебя нет конфет? Ты поделишься с Дашей? (Девочка угощает куклу) Даша говорит тебе спасибо.

А вот Жанна. (Показывает куклу) Жанна, ты опять в новом платье. Дети, смотрите, какое красивое платье у Жанны. Она у нас модница, сама шьет себе платья. Вот швейная машинка. Жанна умеет шить. А этот флакончик, Жанна, твой? Какие хорошие духи! (Девочке) Оля, ты чувствуешь, какой запах?! Жанна умеет покупать хорошие духи. Она приходит в магазин и просит дать ей духи, у которых хороший запах. Оля, посмотри, какой красивый флакончик духов у Жанны. Она носит их в сумочке. У тебя есть сумочка? В ней поместится флакончик духов? (Девочка берет флакон)

А вот кукла Дина. Она у нас любит наводить чистоту. Дина, у тебя уже готов тазик. Что ты будешь стирать? Платочки. У Гали тоже приготовлены платочки для стирки. (Девочке) Галя, Дина предлагает тебе постирать вместе с ней. У тебя есть тазик? Приноси, поставишь рядом и будешь стирать. А Лиза веревку натянет, можно будет повесить. (Девочки стирают).

Примечание. Воспитатель оставляет кукол детям и они начинают самостоятельную игру: угощают кукол сладостями, надевают на них платья, стирают кукольные вещи.

Дидактические игры:

 1. «Чего не стало»

Цели: Обогащение словарного запаса по теме.

Развитие зрительного внимания.

На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.

2. «У кого какая игрушка»

Цели: Сравнение игрушек по величине.

Активизация словаря.

Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.

3. «Найди пару»

Цели: Сравнение игрушек по цвету.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Какой игрушки не хватает»

Цели: Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.

Воспитание зрительного внимания.

Активизация словаря.

Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.

5. «Что здесь спрятано»

Цели: Развитие воображения.

Активизация словаря по теме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.

Тема недели: Осенины. Урожай.

Подвижные игры:

  1. «Собери урожай». Цель: учить различать фрукты и овощи.

На импровизированной полянке разбросаны муляжи овощей и фруктов. Дети делятся на две команда. Первая команда должна собрать в свою корзинку только овощи, вторая команда – только фрукты.

  1. «Овощи и фрукты»

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт – поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг вперед.

Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

  1. «Капуста-редиска»

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» - хлопнуть в ладоши.

Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, а дети выполняют движения.

Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например, на слово «морковка» - прыжок на месте).

  1. «Посадка овощей»

Играющие делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны по одному. На противоположном конце площадки (группы) чертят 5 кружков. Первым игрокам вручают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель) или с предметами, их изображающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружи, и передают пустой мешочек вторым игрокам. Они бегут, собирают овощи и передают мешочек с овощами третьим игрокам и т.д.

        Побеждает та команда, которая раньше завершила игру.

  1. «Грядка»

Как-то вечером на грядке          Дети идут по кругу, взявшись за руки,

в центре сидит водящий с завязанными глазами.

        Репа, свекла, редька, лук

        Поиграть решили в прятки,

        Но сначала встали вкруг.

        Расчитались четко тут же:

        Раз, два, три, четыре, пять.             Останавливаются, крутят водящего.

        Прячься лучше, прячься глубже.

        Ну а ты – иди искать!                       Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

6.  «Огуречик»
В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети . дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:
Огуречик, огуречик ,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

7. «Огород»

Цель: развивать координацию движений, умение действовать по команде.

       ХОД ИГРЫ:

 Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород".

В огороде у ребят

Есть морковка и салат,

Все для ребят,

Все для ребят!

Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".)

Старый дедушка устал,

Сел на травку, задремал.

Дедушка спит,

Дедушка спит.

(Садится, дремлет.)

Курочки бегут, бегут

И цыплят к себе зовут

Морковку щипать,

Морковку щипать.

(Дети-"курочки" выбегают на носочках.)

Дедушка нас услыхал,

Всех курочек прогнал.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

(А. Ануфриева)

(Щиплют "овощи", поглядывая на "дедушку". "Дедушка" просыпается и прогоняет "курочек".)

"Куры с цыплятами" убегают. Игра повторяется снова. "Дедушку" может изображать ребенок, а "курочку" - взрослый.

Театрализованная игра:

«Кто из нас из овощей»

Программное содержание: обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить вовлекать в содержание сказки.

Материалы: овощи (помидор, капуста, огурец).

Ход игры:

Воспитатель в роли хозяйки встречает детей с капустой в руках. Дети рассматривают качан, а воспитатель расхваливает капусту:

Уродилась густо крепкая  капуста,

Выросла на грядке ладная, складная.

Зачем капуста нужна?

В щах хороша?

Дети: Да!

Хозяйка: В борщах важна?

Дети: Да!        

Хозяйка: В пирожки кладут?

Дети: Да!

Хозяйка:  В бочках солят?

Дети: Да!

Хозяйка: Любите капусту?

Дети: Да!

Хозяйка: Козочкам дадим?

Дети: Дадим!

Хозяйка: А зайцев угостим?

Дети: угостим!

Воспитатель начинает хороводную игру. Выбирает одного ребенка на роль заиньки.

Хороводная игра «Заинька».

Дети ходят по кругу. Заинька стоит в середине, отвечает на вопросы детей.

Дети:    Заинька маленький, где бывал?

              Заинька маленький, что видал?

Заинька: В поле бывал,

                Огород видал.

Дети:      Заинька маленький, чей огород?

                Заинька маленький, кто стережет?

Заинька:   Кумы огород,

                  Кум стережет.

Дети:        Заинька маленький, зачем убежал?

                 Заинька маленький, в лесок убежал?

Заинька:   Я капустку брал,

                  Я морковку рвал,

                 От кума и кумы

                 В дальний лес убежал.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат морковь, лук, капуста, свекла, кабачки, огурцы, помидоры, и показывает овощи, а дети называют их. Далее воспитатель усаживаетдетей полукругом у стола и рассказывает сказку.

Сказка про овощи.

Однажды на огороде овощи заспорили: кто из них самый красивый. Первой стала хвастаться капуста: «Я белая, хрустящая. Я самая красивая». Потом сказал огурец: «Я зеленый, крепкий. Я самый красивый». Обиделся помидор: «Я самый красивый, потому что я - красный». Овощи долго спорили. Тут на огород прибежал зайка. Он увидел капусту и сказал: «Капуста самая красивая. Она самая вкусная». Взял кочешок и – был таков. Потом прибежал Коля. Он увидел огурец и сказал: «Какой красивый огурчик! Надо попробовать!» Взял его и убежал. Последней пришла мама. Ей понравился помидор: «Какой красавец!» сорвала его и понесла домой, чтобы сделать салат. Так овощи перестали спорить, потому что всем они понравились. Тут и сказке конец.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Оставляет муляжи овощей на столе, чтобы дети могли поиграть в сказку про овощи.

Дидактические игры:  

«Овощи и фрукты».

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

Тема: Я – человек.

Подвижные игры:

«Это я».

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Это глазки. Вот. Вот.                    (Показывают сначала левый, потом правый глаз)

Это ушки. Вот. Вот.                      (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое).

Это нос, это рот.                            (Левой рукой показывают нос, правой рот).

Там спинка, тут живот.                 (Левую ладошку кладут на спину, правую на живот).

Это ручки. Хлоп, хлоп.                 (Протягивают обе руки, два раза хлопают).

Это ножки. Топ, топ.                     (Кладут ладони на бедра, два раза топают).

Ой, устали, вытрем лоб.                (Правой ладонью проводят по лбу).

 Дидактические игры: «Собери человечка», «Назови ласково» (части тела).

Тема: Лесной урожай (грибы, ягоды).

Подвижные игры:

  • «Грибы-шалуны». Цель: совершенствовать умение выполнять движение по сигналу.
  • «Мы корзиночку возьмем». Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Дидактические игры:

  • «Грибок, полезай в кузовок». Цель: учить детей пользоваться способами сравнения количества предметов.

Игровые правила: начинать класть грибки по одному в кузовок только после сигнала воспитателя.

Ход игры: воспитатель приглашает детей в лес за грибами. В лесу детям встречается косолапый мишка. Он тоже собирает грибы. В лесу растут грибы с красными и белыми шляпками. Мишка любит грибы с белыми шляпками, а грибы с красными шляпками он предлагает собирать ребятам. Дети должны помочь мишке отобрать грибки в корзину.

        Педагог дает каждому ребенку карточку, на котором изображены две полоски с нарисованными на них квадратами-«кузовками». Дети «кладут» (прикладывают) в нарисованный квадрат («кузовок») грибок и приклеивают его к полоске: с красными шляпками для себя (сверху над полоской – лицо ребенка), с белыми шляпками –для мишки (над полоской-мордочка медведя).

Затем дети сравнивают количество грибов путем соотнесения их на двух полосках в кузовках-квадратах: у кого больше грибов, у ребенка или у мишки. Выигрывает тот, кто не ошибается и правильно определяет, где грибов больше и где меньше.

  • «Собери в корзинку». Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой-маленький, один-много, закреплять название цветов.
  • Дидактическая игра по развитию количественных представлений

«Сбор урожая»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в огород собрать урожай картошки, уточняем, сколько картошки в огороде (много). Предлагаем собрать по одной. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него картошек. «Давайте сложим все картошки в корзинку. Сколько ты положил, Дима? Сколько ты положила, Варя? Сколько стало картошки в корзинке? (много) По сколько картошки осталось у вас? (ни одной) .

Тема: Золотая осень

Дидактические игры:

 1. «Найди свой листок»

Цели: развитие зрительного внимания.

Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (6 штук) изображения листочков, отличающихся друг от друга по цвету. Дети вместе с педагогом рассматривают листочек. Называют его цвет. Затем на большом поле, где изображены все листочки, ребенок должен отыскать свой и закрыть его карточкой.

2. «Слушай дождик»

Цели:Развитие слухового внимания.

Активизация словаря.

Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.

3. «Такие разные листочки»

Цели: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Разноцветные тучки»

Цели:Развитие умения сравнивать предметы по цвету.

Воспитание зрительного внимания.

 Активизация словаря.

Закрепление названий основных цветов.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.

Тема: День народного единства. Малая родина. (Дом, село, родина)

Игры малой подвижности:

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)

На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок»)

За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)

Вокруг дома частокол. (Раки перед собой, пальцы растопыривают.)

«Тук-тук-0тук – дверь открой!» - (Стучат кулачком по ладони).

«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

Дидактические игры:

 1. «Строим дом»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление предлогов В, НА.

Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п.

2. «Кто в домике живет»

Цели:Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме).

3. «Чего в доме не хватает»

Цели:Развитие логического мышления и фразовой речи.

Активизация словаря по теме.

У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает одной детали – двери, крыши или окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: - В моем доме нет окошка. Там будет темно. и т.п. - Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом.

4. «Чей дом»

Цели: Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом.

5. «Разноцветные домики»

Цели:Закрепление сенсорных эталонов.

Активизация словаря по теме.

Развитие зрительного внимания.

На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры.

Тема: Домашние животные.

Игры малой подвижности:

  1. «Кошка выпускает коготки»

На счет «один» прижать подушечки пальцев к верхней части ладони и прошипеть, как рассерженная кошка: « Ш-ш-ш»

На счет «два» быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу»!

Повторить игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.

Дидактические игры: 

1. «Кто нас зовет»

Цели: Развитие слухового внимания.

Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч.

В – 1. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал.

В – 2. У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются».

В – 3. Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание.

2. «Бюро находок»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. А это лапки, их потерял щенок.

3. «Злой и добрый»

Цели: Развитие логического мышления и фразовой речи.

Активизация словаря по теме.

На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким.

4. «Чья мама»

Цели:Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Согласование сущ. с числительными 1, 2, 3.

На больших картах у детей - изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п.

Тема: Предметный мир. (одежда, обувь, головные уборы)

Дидактические игры: 

1. «Одень Таню, одень Ваню»

Цели: развитие зрительного внимания и логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.

2. «Выбери одежду для матрешек»

Цели: развитие зрительного внимания.

Закрепление названий цветов.

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.

3. «Кто во что одет»

Цели: Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.

Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.

4. «Мишка и Мишутка»

Цели: Развитие умения сравнивать предметы по величине.

Воспитание зрительного внимания.

Активизация словаря.

Образование уменьшительной формы существительных

Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.

Тема: Предметы вокруг нас. Посуда.

Дидактические игры: 

1. «Накрой стол»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами.

2. «Помощники»

Цели :Развитие слухового внимания.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п.

3. «Разбитая посуда»

Цели: Развитие зрительного внимания и памяти.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление простого предложения.

На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.

4. «Большой – маленький»

Цели: Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Игра «Три медведя »: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.

Тема: Зимушка-зима.

Дидактические игры:

1. «Собери снеговика»

Цели:Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

2. «Наоборот»

Цели:Развитие слухового внимания, логического мышления.

Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п.

3. «Что зимой бывает»

Цели: Развитие представлений о приметах зимы.

Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

4. «Снежинки»

Цели: Развитие сильного направленного выдоха.

Закрепление в речи предлога НА.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость.

Тема: Мир растений. День леса.

Игры малой подвижности:

«Дерево, кустик, травка».

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово дерево дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» - разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Дидактические игры: 

1.        «Посади дерево»

   Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля.

2. «Прятки»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД.

Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя , где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось.

3. «Украшаем елку»

Цели: Развитие сенсорных представлений.

Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.

У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик.

Тема: Весна. Растения и животные.

Дидактические игры: 

1. «Найди место»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки. Задача детей, найти для насекомого свой «домик».

2. «Прятки»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В.

Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся.

3. «Для чего это нужно»

Цели: Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление простого предложения.

Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается.

4. «Большой – маленький»

Цели: активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Развитие фразовой речи.

Воспитатель называет большое насекомое

ПЧЕЛА

МУХА

ЖУК

Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по сезонам во второй младшей группе детского сада.

Картотека подвижных игр по сезонам во 2 младшей группе....

Конспект итогового мероприятия по лексической теме « Транспорт» во второй младшей группе детского сада. « Маша едет к бабушке»

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, развивающих центров и родителям для закрепления материала по теме "Транспорт". Дети в игровой форме знакомятся с видами общественног...

Картотека целевых прогулок по ПДД во второй младшей группе детского сада

Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге,тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания оправилах поведения на улице. Развивать наблюдательность....

Картотека целевых прогулок по ПДД во второй младшей группе детского сада

Прогулка №1"Наблюдение за светофором"Цель: Закрепить знания детей о том, что светофор управляет сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение правильн...

картотека пальчиковых игр по лексическим темам во второй младшей группе

Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе...

Картотека "Подвижные игры по сезонам во второй младшей группе детского сада"

Картотека "Подвижные игры по сезонам во второй младшей группе детского сада"...