Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе по теме: «Морские жители».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Карбаинова Ирина Сергеевна

Конспект интегрированного  занятия

в старшей разновозрастной группе

 по теме: «Морские жители».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», « Познание», «Художественно-продуктивная деятельность – ручной труд».

Цели: Познакомить  детей с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, внимание, память.

- Развивать мелкую моторику рук, учить детей работать с мелкими предметами (пуговицами),

- Развивать творческое воображение.

Материал: картинки с изображением морских обитателей, аудиодиск  с шумом моря, заготовки «тела» осьминога из ткани, пуговицы.

Ход занятия:

Ребята, вы слышали пословицу «Без труда, не вытянуть и рыбку из пруда»? О чем эта пословица? Что нужно сделать, что бы поймать рыбку, сколько труда приложить? Что делает рыбак? А что делает рыбка? Мы с вами уже говорили о рыбах. Рыбок в морях и океанах  великое множество, какие из них  вы знаете? Давайте с вами вспомним, что есть почти у каждой рыбы (тело, плавники, хвост, глаза, чешуя, жабры). А из чего появляются маленькие, новорожденные рыбки – правильно, из икринок.

Если рыбка живет в море она какая…..морская.

В озере…..озерная.

В реке……речная.

Даже в болоте может жить рыба, она……болотная.

Физкультминутка.

Рыбки плавают, ныряют

В теплой, чистенькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

 

А только ли рыбы обитают в морях и океанах?

Вот просторы океана бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит - проплывает важно (Кит)

Как вы думаете – кит это рыба или животное?

 

(Каждое животное или рыба сопровождается показом иллюстраций или слайдов).

Правильно! Кит это морское животное, а точнее млекопитающее. Так их называют, потому что маленькие новорожденные киты появляются на свет не из икринок, а рождаются живыми детенышами и питаются материнским молоком. Поэтому их и называют – млекопитающими, от слова «млеко» - то есть молоко.  Этот морской великан в 24 раз крупнее самого большого обитателя суши - африканского слона. Голова кита составляет почти треть туловища. Ноздри, похожие на отверстия насоса, находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтаном пар. Вместо зубов у кита во рту до 400 роговых пластинок. Кормится гигант мелкими морскими животными: рыбками, моллюсками и рачками.

А вот следующий морской обитатель:

Над волной дугою взвился, спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин! Белобрюхий кто?  (Дельфин)

          Дельфин - это тоже морское млекопитающее.  Дельфины  живут группами, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде. Они быстро плавают и могут выпрыгивать из воды на высоту до 5 м. Между собой общаются с помощью свистящих звуков.  Всем известно, что дельфины хорошие спасатели, они не раз спасали тонущих людей.   

Ребята, посмотрите, какая красавица лежит на дне морском, как будто неподвижно, но на самом деле, она живая?

Из иглокожих, но красиво

В морской пучине это диво.

Пять рук обычно  -  пять лучей!

Бывает хищной. Образ чей?

(Морская звезда)

Звезды не имеют чешуи, плавников или жабр, но, как и другие рыбы, они получают кислород из воды, и они могут не плавать. Поэтому их  не считают рыбами.

А вот, ребята – морской ёж!

Короткое тело покрыто шипами!

Шипами умело сразится с врагами.

Раздуется важно, как шарик. И всё ж…

Порою хоть страшно, плывёт  (Рыба-ёж)

Морские ежи - это родственники морских звёзд. Тело их покрыто жёстким панцирем с подвижными иголками, с помощью которых ежи передвигаются по дну моря. У одних видов колючки короткие и толстые, у других острые и достигают длины 30 см. С нижней стороны их тела имеется рот с пятью твёрдыми зубами. Питаются они водорослями, сидячими животными и илом.

 

Полюбуйтесь, ребята, какое необыкновенное полупрозрачное существо!

Вот так Чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжётся как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь - быть беде!

(Медуза.)

Кто из вас был на море? Кто встречался с медузой, она необыкновенная, может обжечь, если дотронуться до нее. Медуза похоша на кисель. Плавает она, набирая и выпуская из под себя воду.

 

А вот знакомая всем – черепаха. Но не простая, а морская.

Передние – ласты, а задние - лапы!

Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!

Другого жилья, кроме моря, не зная,

Потомству даст жизнь, на песок выползая.

(Морская черепаха)

Морская черепаха живет в воде, но она, как и обычная сухопутная черепаха, откладывает яйца на суше в теплом песке. Маленькие черепашки, вылупившись из яйца, очень быстро бегут в море, и сразу начинают плавать.

 

Следующий морской обитатель:

             

          Ты со мною не знаком,

 Я живу на дне морском

 Голова и восемь ног

 Вот и весь я ….

       Осьминог - это существо, с телом похожим на подвижный мешок с восемью ногами. Ноги у осьминога  это и ноги и руки одновременно, это щупальца с присосками. Ими он захватывает свою добычу, осьминог – хищник. Но и у него есть враги. Осьминог имеет интересную особенность, он умеет менять свой цвет, и, встречаясь с врагом, выпускает на него особую жидкость. Пока враг приходит в себя осьминог быстро уплывает.

     Мы увидели с вами, как много разных, непохожих животных и рыб живут в морях и океанах. Предлагаю изобразить их своим телом, своей пластикой.

Физкультминутка

«Море волнуется раз… »

       Ребята, последний морской обитатель, о котором мы говорили – осьминог. Это достаточно серьезный товарищ, не забывайте, что он – хищник! И очень неприглядный на внешний вид. А я  предлагаю вам сделать сегодня веселых и добрых осьминожков. Посмотрите, какие у нас есть заготовочки тела осьминога. Сколько ног у осьминога? Правильно – восемь. У наших заготовочек по восемь ниточек.  Давайте украсим их разными пуговками! Пусть наши осьминожки будут яркие и непохожие друг на друга. За стол садимся по четыре человека. Каждому достается по сколько «ножек»? Правильно по две!

Дети под спокойную музыку выполняют задание.

  Рефлексия:

Дети любуются «осьминожками» и беседуют. О каких обитателях морей и океанов мы сегодня узнали? Какой из них вам симпатичен?

Воспитатель: Карбаинова И. С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лесные жители»

Познание - формирование целостной картины мира (дикие животные);Коммуникация - развитие монологической и диалогической речи детей, активизация словаря.Здоровье и Физическая культура - физминутки.Корре...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в (средней группе) на тему " Морские жители"

Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях....

Конспект проведения интегрированного НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы 5-6 лет. Тема: «Морские жители».

Закрепить знания детей о среде обитания некоторых представителей животного мира моря, океана. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. Продолжа...

Конспект занятия с элементами нетрадиционного рисования в подготовительной к школе группе на тему: «Морские жители».

Цель: вызвать у детей интерес к эксперименту и творчеству в изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.Задачи: познакомить с новым способом создания фона для изображения карти...

Тема: «Морские жители» ОД по познавательному развитию с использованием ИК технологий в подготовительной группе

Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна....

Задания по теме "Морские жители"

Презентация с заданиями для детей дошкольного возраста на тему "Морские жители"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Морские жители в беде"

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему: «Морские жители в беде» для детей младшего дошкольного возраста...