Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы «От рождения до школы»
рабочая программа на тему

Ирина Алексеевна Кузнецова

Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких определенных ФГОС ДО задач, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_detskogo_sada.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение

реализации основной образовательной программы «От рождения до школы»

Составитель программы:

Кузнецова И.А.

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких определенных ФГОС ДО задач, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.

Целью психологического сопровождения   является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развития детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.

Задачи

  1. Способствовать развитию индивидуально-личностных психологических особенностей детей.
  2. Содействовать формированию навыков сотрудничества, конструктивного взаимодействия со взрослыми, сверстниками в зоне ближайшего развития.
  3. Способствовать психологизации системы дошкольного образования, а именно проведению в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду, отвечающей требованиям безопасности и психологической комфортности (соответствие возрастным особенностям;  доступность; визуальный психологический комфорт; гибкое  зонирование; преобладание игрового материала для самостоятельной деятельности; мобильность и трансформируемость среды; полифункциональность игрового материала;  содержательность;  безопасная расстановка мебели и выбор материалов).  

 Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.

  1. Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей. Осуществляется в следующих организационных формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, родительские клубы, информационные стенды; психолого – педагогические консилиумы.
  2. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации ДОУ, педагогов, родителей.
  3. Психологическая коррекция и развитие - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по коррекции и развитию их психофизиологических возможностей и индивидуально-личностных психологических особенностей, а так же в форме создания игровых ситуаций.
  4. Консультативное направление  - оказание конкретной психологической помощи обратившимся взрослым в осознании ими природы их затруднений, в анализе и своевременном разрешении насущных психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций (по запросу).

Основные этапы процесса психологического сопровождения

1 этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психологическое просвещение (выступления на родительском собрании, информация в уголках для родителей) и консультирование семей.  
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика нарушений психического развития.

2 этап

  • Индивидуальные и групповые консультации с родителями и педагогами, работающими с ребенком.
  • Совместная  деятельность педагога-психолога с детьми, включающая в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с педагогами, родителями и детьми: (праздники, спортивные мероприятия, совместные проекты, организация выставок).
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап 

  • Отслеживание динамики после совместной деятельности
  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения:

Дети:

  • специально организованная деятельность детей по развитию познавательной, социальной и  эмоционально-личностной сферы;
  • наблюдение в естественных условиях, в привычной, комфортной для ребенка среде (игра, занятия, режимные моменты)
  • игровые упражнения, игровые этюды, коммуникативные игры, беседа, подвижные игры, элементы психогимнастики, пальчиковая гимнастика, элементы арттерапии, релаксационные упражнения, рефлексия и т.д.
  • индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми (развитие социальной, личностной и познавательной сферы).

Взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе совместной деятельности  построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе совместной деятельности предусмотрено музыкальное сопровождение, звуки природы, использование художественного слова (сказки, метафоры и т.д) и иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, пиктограммы эмоций и т.д).

Педагоги:

  • консультации, беседы, педсоветы, консилиумы, психологические буклеты, памятки, наглядно-текстовая  информация, тематические выставки психологической литературы и т.д.;
  • участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных карт развития.

Родители: информационные письма, родительские собрания, беседы, родительские клубы, психологические буклеты, памятки, наглядно-текстовая  информация, тематические выставки психологической литературы и т.д.

Особенности контингента.

  • Семьи воспитанников детского сада имеют высокий социальный и экономический статус. Для родителей большое значение имеет формирование и развитие социально успешной личности ребенка, его лидерских качеств, высокого интеллектуального уровня.
  • Большая часть детей воспитывается в условиях, характеризующихся наличием недостаточного социально – личностного взаимодействия со сверстниками. Такие дети часто испытывают трудности в овладении навыками конструктивного общения. Поэтому в рамках психологического сопровождения особое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы воспитанников детского сада (способности к сотрудничеству; умения договариваться, слушать и понимать других, учитывать интересы и чувства окружающих людей; навыков разрешения конфликтных ситуаций социально – приемлемыми способами и т.д.).
  • Большинство семей приглашают для воспитания своих детей нянь, гувернанток, которые зачастую проявляют чрезмерную опеку над детьми.   В связи с этим в детском саду большое значение имеет такое направление деятельности, как развитие у дошкольников самостоятельности, инициативы.

 Педагогом – психологом проводится развивающая/коррекционная работа с детьми в игровой форме, которая помогает ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Непосредственно-организованная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:

  • Средняя группа (4-5 лет) – развитие адаптационных способностей; обучение элементам техники выразительных движений, навыкам  саморасслабления; развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
  • Старшая группа (5-6 лет) – формирование позитивной самооценки, развитие волевых качеств;  формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предупреждение и снижение тревожности и страхов.
  • Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – развитие эмоциональной и волевой регуляции поведения,  повышение уверенности в себе, формирование умения добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, используя весь свой внутренний потенциал; формирование социально-нравственных представлений и чувств у детей, определенной социальной позиции - основы психологической готовности к школьному обучению.  


Содержание

совместной деятельности

Цели и задачи

Контингент

Формы и методы

(приёмы)

совместной деятельности

Работа с педагогами

Взаимодействие с семьей

  1. Адаптация к условиям детского сада - развитие речевое, физическое, познавательное

1.Диагностическая деятельность

Наблюдение

2.Развивающая деятельность

Адаптационные игры, потеши, сказки, пальчиковая гимнастика, игры с песком и водой, создание «уголка удивления», «уголка приветствия».

-определение степени адаптации

-ведение адаптационного листа

- создание условий для эмоционально-комфортного и безопасного пребывания в группах детского сада;

-содействовать развитию потребности в физической активности

-развивать точные движения «тонкую моторику»

- предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с.

3,6 – 6,5 лет

Изучение степени адаптации

Наблюдение - систематическое и несистематическое

Посещение групп.

Формы и методы:

-игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния.

-игры на развитие умения действовать по речевой инструкции

-стимулирование к подражанию взрослого,

-игры на установление доверительного контакта.

Приёмы:

- переключение

-отвлечение, утешение

- контакт через игрушку,

-визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

-тактильный  контакт

-создание коммуникативных пауз

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

1)Психологическое просвещение:

- консультация для воспитателей «Степень адаптации детей к условиям детского сада»);

- работа с новинками литературы;

- информационный обмен.

2) Консультирование по результатам первичной диагностики с целью индивидуализации педагогом работы с детьми, совместная разработка мер психолого-педагогической поддержки детей «группы риска дезадаптации»;

3) помощь педагогам в организации образовательного пространства с учетом адаптационного процесса.

Индивидуальная  консультация детско-родительской пары.

Информационный обмен

Анкетирование с целью составления психологического портрета ребенка, выявления факторов риска дезадаптации

Создание  памятки  «Условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ»

Подбор и распространение специальной психолого-педагогической литературы.

Программное обеспечение

  1. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Терехина О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терехина, В.С. Богословская. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003
  4. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения. Методические материалы для специальстов службы сопровождения ДОУ. / Под ред. Афанасьевой Н.В., Ястребовой Г.А.. – Вологда: Изд.центр ВИРО, 2007
  5. Адаптация ребенка в детском саду. Советы педагогам и родителям. Сборник. Сост. Русаков А.С. – СПб: Речь.Образовательные проекты, М.: Сфера, 2010.

II.Эмоциональное благополучие –речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы.

2.Развивающая деятельность

-дидактические, развивающие, ролевые и подвижные игры и упражнения

-психогимнастика

-игровые этюды

-элементы арттерапии

-игры - драматизации

- релаксация

-определить количественное и качественное проявление тревоги

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы.

- раскрепощение и объединение детей

-развитие адекватных форм проявление эмоций -разрядка агрессивных импульсов, страха, упрямства

-развитие творческой деятельности

-формирование навыков общения

4-7 лет

Индивидуальная диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

Формы и методы:

-игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ, агрессивных импульсов.

- игры на развитие коммуникативных навыков

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение

-имитация (сказочных ролей, повадки животных),

-ролевое проигрывание,

-тактильное контакт

-похвала, поддержка.

Семинар – практикум:  «Эмоциональный мир ребенка» «Особенности мотивов поведения ребенка»

«Эмоциональное состояние взрослого, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»

Консультации:

«Как надо вести себя с гиперактивным ребенком», «Тревожный ребенок. Особенности общения с такими детьми»

«Агрессивный ребенок»

«Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Консультации:

«Эмоциональный мир ребенка»

«Как надо вести себя с гиперактивным ребенком»

«Агрессивный ребенок»

«Как помочь застенчивому ребенку». Медлительный ребенок»

«Тревожный ребенок. Особенности общения с такими детьми»

«Детские страхи»

Создание памятки:

«Активное слушание ребенка»

«Шесть рецептов избавления от гнева»

«Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой»

«Как правильно хвалить ребенка»

Программное обеспечение:

  1. Панфилова М,А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками». - М.: Книголюб, 2008.
  3. Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения». – М.: Детство – пресс, 2010.
  4. Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я». – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
  7. Хухлаева О.В. Лесенка радости, - М.: Изд. «Совершенство», 1998.
  8. .Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей». – М.: Серия «Библиотека руководителя ДОУ», 2003.
  9. Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций.  Дети 5 – 7 лет», - Ярославль.: Академия развития, 2000.
  10. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
  11. Управляем эмоциями (4 - 6). Девина И.А., Маштакова И.В. – М.: «Ось - 89», 2002.
  12. Учимся понимать людей (4 - 6). Девина И.А., Маштакова И.В. – М.: «Ось - 89», 2002.
  13. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Романов А.А.– М.: «Романов», 2001.
  14. Это – я. Пособие для старших дошкольников по курсу «Познаю себя» / Корепанова М.В., Харлампова Е.В. – М.: Баласс, 2013.
  15. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  16. Практикум для детского психолога. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004.
  17. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство – кукольный театр. Пьесы для детей – М.: Никея, 2009.
  18. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие по работе с детьми, имеющих отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

III. Психологическая готовность – физическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное  развитие

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики

-особенности саморегуляции

-особенности развития навыков общения

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

игровые упражнения,

игровые ситуации,

беседы,

психогимнастика,

пальчиковая гимнастика,

физкультминутка, релаксация.

Исследование познавательной сферы (мышление, восприятие, память, внимание, воображение);  мотивационно – потребностной сферы (включая мотивацию к школьному обучению), мелкой моторики,

изучение коммуникативных способностей.

Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию,

Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности.

5-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики

-особенности саморегуляции

-особенности развития навыков общения

Формы и методы:

- игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов

-игры на развитие коммуникативных способностей

-игровые упражнения на формирование психологической готовности к школьному обучению.

-игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие,

-релаксация,

-игровые упражнения на саморегуляцию

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение

-ролевое проигрывание,

-индивидуальный подход,

-похвала, поддержка.

Беседа  «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Рекомендации по формированию адекватной самооценки старших дошкольников»

Создание памятки:

«Игры на развитие внимание, памяти, мышления, речи, восприятия»

Беседа «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Особенности кризиса  7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти, мышления,  восприятия»

Создание памятки

«Рекомендации будущим первоклассникам»

Программное обеспечение:

  1. Шарохина В.Л. Коррекционно - развивающие занятия в старшей группе. – М.: Прометей; книголюб, 2002.
  2. Шарохина В.Л. Коррекционно - развивающие занятия в средней группе. – М.: Прометей; книголюб, 2002.
  3. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез,  2012.
  4. Панфилова М,А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  5. Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей». – М.: Серия «Библиотека руководителя ДОУ», 2003.
  6. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2006.
  8. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2014.
  9. Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
  10. Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо Пресс, 2001
  11. Панфилова М.А.  Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
  13. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева В.Е. – 6-е изд. – М. Академический Проект, 2008
  14. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»,  - «Речь», 2006.
  15. Корепанова М.В., Харлампова Е.В.  «Познаю себя» (методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста), – М.: БАЛАСС, 2007.
  16. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство – кукольный театр. Пьесы для детей – М.: Никея, 2009.
  17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4 изд.перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004.
  18. Память и внимание / Авт.-сост. Терентьева Н. – М.: ООО «Стрекоза», 2012.
  19. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Рузаева А.С., Козлова Н.А. «Цветик - семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь, 2011.
  20. Готовим руку к письму / сост. Дмитриева В.Г.. – М.: Аст, 2014.
  21. Школа внимания. Светлова Е.И. – М.: Эксмо, 2002.
  22. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор – сост. О.А.Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс»», 2014.
  23. 400 узоров. Для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста.Узорова О.В., Нефедова Е.А. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  24. Умные игры. – М.: ЗАО «Росмэн - Пресс», 2007.
  25. Мышление. – М.: Росмэн – Пресс, 2012.
  26. Жукова О.С. Развивающие игры для будущих первоклассников. М.: Астрель, СПб.: Сова, 2008.

        


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя младшей группы составлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

Рабочая программа воспитателя младшей группысоставлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на санаторную разновозрастную группу составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой срок реализации программы (2019 – 2020 уч.год)

Рабочая программа санаторной, разновозрастной группы спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей детей и запро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на среднюю группу составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019 уч.год)

Содержание рабочей программы средней группы  составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2018-2019г.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшей комбинированной группы составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2018-2019г.

Рабочая программа старшей комбинированной группы спроектирована с учетом основной образовательной программы МКДОУ «д/с № 15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, ФГОС ...

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска,разработанной на основе примерной основной образовательной программы  «От ро...