Лексико-грамматические упражнения на 1 (полугодие)
учебно-методическое пособие на тему

Бондаренко Юлия Михайловна

Лексико-грамматические упражнения

на 1 (полугодие)

 

Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskie_uprazhneniya_na_1_polugodie.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматические упражнения

на 1 (полугодие)

Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей

                                                                                                                            Составила учитель-логопед

                                                                                                                            Бондаренко Юлия Михайловна

Тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Тематическое планирование

Для успешного освоения общеобразовательной программы и подготовки детей к школе некоторые темы были дополнены лексическим материалом и разделены на возрастные группы в связи с особенностью речевого развития детей.

№ недели

Недельная тематика

Сентябрь

1

Организация диагностики и мониторинга

2

Организация диагностики и мониторинга

3

«Урожай» : 5-6л –«Грибы-ягоды», 6-7л –«Злаки»

4

«Краски осени»

Октябрь

1

«Животный мир»: 5-6, -«Домашние животные»; 6-7л- «Домашние животные Климатические условия»

2

«Я - человек»

3

«Народная культура и традиции», 5-6л –«Обувь», 6-7л –«Головные уборы»

4

«Наш быт»: 5-6л –«Мебель», 6-7л –«Бытовые приборы»

Ноябрь

1

«Дружба», «День народного единства»–  «Наша Родина. Столица нашей Родины» «День народного единства. Символика»

2

«Транспорт»

3

«Здоровей – ка». 5-6л – «Туалетные принадлежности», 6-7л – «Продукты питания. Витамины»

4

«Кто как готовится к зиме» (Дикие животные)

Декабрь

1

«Здравствуй, зимушка-зима»

2

«Город мастеров» (профессии людей)

3

«Новогодний калейдоскоп»

4

«Новогодний калейдоскоп» (зимние забавы)


Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Урожай» Грибы-ягоды.

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Съедобный – несъедобный».

 Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.

Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.

Первая малинка, вторая малинка…  и т.д.

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.

Первая малинка, вторая малинка…  и т.д.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных.

6.  «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Суп из грибов – грибной.

Блюдо из грибов – грибное.

Сок из смородины (какой?) - смородиновый

Варенье из  смородины (какое?) - смородиновое  и т.д.

Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик.

Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика.

 7.Составить описательный  рассказ  про  грибы (по выбору), по плану:

8.Составить описательный  рассказ  про ягоды (по выбору), по плану:

Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какая на вкус?

Съедобная или несъедобная?

Что из нее можно приготовить?

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Краски осени»

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Назови ласково».

Месяц – месяцы – много месяцев и т.д.

Дождь – дождик (дождичек) – дождики (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица, урожай).

3. «Скажи со словом «осенний». Согласование ИС с ИП.

4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Небо (какое?) – осеннее;  ветер (какой?) – осенний;  аллея (какая?) – осенняя;  тучи (какие?) - осенние  (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).

Осень (какая?) –  золотая, дождливая, пасмурная, красивая, урожайная и т.д.

5. «Он (она) – они». Образование множественного числа глаголов, ИС и ИП.

6.  «Скажи наоборот». Поиск антонимов.

Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).

Осень ранняя – осень поздняя.

День веселый – день грустный.

День солнечный – день пасмурный.

Облако белое – туча черная.

Составить описательный рассказ  про  осень, по плану:

Когда наступает осень?

Осенние месяцы.

Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).

Что делают птицы и животные осенью?

Труд человека в осенний период.

Осенняя одежда.

Любишь ли ты осень? Почему?

««Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – ветреная.

Если на улице холодно, какая погода? – холодная.

Если пасмурно – пасмурная.

Если сыро – сырая.

Если хмуро – хмурая.

Если солнечно – солнечная.

Если ясно – ясная.

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Краски осени» Деревья

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Назови ласково».

Клен – клены – много кленов и т.д.

Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень).

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

4. «Чьи плоды (семена)?». Поиск соответствующего понятия.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов.

Одна яблоня – две яблони – пять яблонь.

Одна береза – две березы – пять берез и т.д.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

Желуди растут на – дубе.

Яблоки растут на – яблоне.

Круглая шишка на – сосне.

Длинная шишка у – ели.

Грозди рябины растут на – рябине.

Сережки растут на – березе, ольхе, иве.

5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных.

6.  «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Лист березы – березовый

Ветка ели – еловая

Лист дуба – дубовый и т.д.

Клен, рябина, ель, осина;  яблоня, груша, слива, рябина;  береза, дуб, клен, смородина.

 Составить описательный  рассказ  про  деревья (по выбору), по плану:

«Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия.

Как называется дерево?

Хвойное, лиственное или фруктовое?

Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?

В каком лесу растет?

Какую роль дерево играет в окружающем мире?

Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный

Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный

Если в лесу растут ели, березы, дубы и.т.д., то этот лес – смешанный.

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Я  - человек»

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Назови ласково».

 Ухо – уши –ушей (глаз, рот, нос, палец, волос, ноготь, рука)

глаз - глазик (рот, губы, нос, волосы, язык, рука, пальцы, нога, плечо)

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами  в ед. и мн. числе.

Одна рука – две руки – пять рук

Один палец – два пальца – пять пальцев и т.д.

У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.

5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

6.  «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.

Глаза, нос, палец, рот, брови;  нога, рука, плечи, желудок, шея.

7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.

У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.

Составить описательный рассказ про человек  (по выбору), по плану:

Кто это?

Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Как называют детенышей?

Какую пользу приносит?

«Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.

Глазик– глаза – глазище

Ротик – рот – ротище

Носик – нос – носище

Лобик – лоб – лбище

Ручка – рука - ручище

Ножка – нога -ножище

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Животный мир» Домашние животные

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Назови ласково».

 Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).

Собака - собачка (кошка, лошадь, корова, овца, баран, коза)

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами  в ед. и мн. числе.

Одна овца – две овцы – пять овец

Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.

У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.

5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

6.  «Кто лишнее и почему?». Классификация предметов.

Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.

Коза, собака, белка, корова;  теленок, жеребенок, ягненок, свинья.

7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.

У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.

Составить описательный рассказ про домашнее животное  (по выбору), по плану:

Кто это?

Домашнее или дикое животное?

Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Как называют детенышей?

Какую пользу приносит?

«Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.

Котик – кот – котище

Ротик – рот – ротище

Носик – нос – носище

Лобик – лоб – лбище

Хвостик – хвост – хвостище

Усики – усы – усищи

Глазки – глаза - глазищи

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Народная культура и традиции» «Одежда, обувь, головные уборы»

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Назови ласково».

Носок – носки – много носков т.д.

Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).

3. «Счет одежды». Согласование ИС с числительными.

4. «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных

Одно пальто – два пальто – пять пальто

Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д.

Это чья шапка? – Моя.

Это чей кроссовок? - Мой.

Это чьи перчатки? – Мои.

Это чье пальто? – Мое.

5.  «Какой, какая, какое, какие?». Образование относительных прилагательных. Шарф из шерсти – шерстяной.

Платок из шелка – шелковый.

Куртка из кожи – кожаная.

Пальто из драпа – драповое.

Сапоги из резины – резиновые 

6.  «Четвертый лишний». Классификация предметов.

Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф.

7. «Подбери предмет». Согласование ИС с местоимениями.

8. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Моя – кепка ... ; мой  - носок … ;  моё – пальто … ;  мои – туфли …  .

Плащ (какой?) –  кожаный, теплый, черный и т.д.

Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору), по плану:

Что это?

Из какого материала сделана?

Какого цвета?

Из каких частей состоит?

В какое время года носят?

Назначение (мужская, женская или детская).

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Моя семья»

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Назови ласково».

 Семья – семьи – много семей (ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец 

Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка

Мама - … и т.д.

3. «Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.

4. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.

Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий.

Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … .

«Кто старше? Кто младше?». Составление ССП с союзом а.

«Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС.

Папа – сын («Папа старше, а сын младше»)

Папа – дедушка

Дядя- племянник

Внук – дедушка.

Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).

«Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи.

Сколько в твоей семье человек?

Где вы живете? (домашний адрес)

Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)

Кем работают родители?

Сколько лет брату (сестре)?

В каком классе учится брат (сестра)?

Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…).

«Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия.

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Наш быт» Бытовые приборы

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

2. «Назови ласково».

Телевизор – телевизоры – телевизоров (магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, торшер, лампа, компьютер, холодильник, утюг, машина, плита, микроволновая печь, музыкальный центр, домашний кинотеатр, видеомагнитофон, плеер, принтер, сканер, миксер, фен, вентилятор, кондиционер, обогреватель, тостер, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, кухонный комбайн).

Утюг – утюжок

Пылесос – пылесосик, телевизор – телевизорик, люстра – люстрочка, холодильник – холодильничек и т.д.

3. «Счет электроприборов». Согласование ИС с числительными.

4. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.

Один пылесос – два пылесоса – пять пылесосов,

Один телевизор – два телевизора – пять телевизоров,

Один холодильник – два холодильника – пять холодильников,

Одна люстра – две люстры –пять люстр,

Одна соковыжималка – две соковыжималки – пять соковыжималок и т.д.

Один цветной телевизор – два цветных телевизора – пять цветных телевизоров

Одна хрустальная люстра – две хрустальные люстры – пять хрустальных люстр

Один высокий холодильник – два высоких холодильника – пять высоких холодильников.

«Беседа по теме». Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи.

Какие электроприборы ты знаешь? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся  у вас на кухне, в спальне, в гостиной? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом  доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)

«Закончи предложение». Согласование слов по типу управления.

Мама стирает белье в …(стиральная машина).

Папа чистит ковер …(пылесос).

Дочь гладит одежду …(утюг)

Владик поджаривает хлеб в …(тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из …(холодильник).

Даша готовит обед на …(плита).

Илья разговаривает с другом по …(телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по …(телевизор).

Арина читает книгу под настенной …(лампа).

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Дружба, День народного единства» Наша Родина. Столица нашей Родины.

1. Вопросы о Родине.

2. Выучите с ребенком стихотворение З.Александровой «Родина». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

— Как называется наша Родина?

— Наша Родина называется Россия, или Российская Федерация.

— Какие народы живут в России?

— В России живут разные народы, но основное население — русские.

— Как называется главный город нашей страны?

— Столица нашей Родины — Москва.

— Какие еще города есть в России?

— Санкт-Петербург, Великий Новгород, Рязань, Орел, Новосибирск, Калининград, Владивосток, Екатеринбург, Челябинск, Троицк

РОДИНА

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Выучить, и объяснить смысл пословицы

4. Разделить слова на слоги.

Человек без Родины что соловей без песни.

Кремль, Моск-ва, сто-ли-ца, пре-зи-дент, Родина и т.д.

Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.

«Закончи предложение». Согласование слов по типу управления.

Мы живем в городе  …(   ).

Я живу на улице …

Мой дом построен из  …(кирпича, дерева,)

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Транспорт»

1. Вспомни виды транспорта (водный, наземный, подземный, воздушный, легковой, грузовой, железнодорожный, спецтранспорт и т.д.), их названия.

2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов (трамвай, автобус, машина, грузовик, поезд,  электричка, телега; самолет, вертолет; пароход, корабль, лодка, катер, яхта, парусник).

3. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Шина для автомобилей (какая?) - автомобильная

Билет на автобус (какой?) - автобусный

Масло для машин (какое?) – машинное.

Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д.

4. «Кто чем управляет?» Поиск соответствующего понятия.

Автобусом  управляет (водитель) Грузовиком  управляет (шофер). Поездом  управляет (машинист). Вертолетом  управляет (вертолетчик). Самолетом   управляет (пилот). Кораблем  управляет (капитан). Мотоциклом  управляет (мотоциклист). Велосипедом  управляет (велосипедист).

5. «Собери предложение». Связь слов в предложении.

Машина, ехать, дорога, по.                              

 Самолет, небо, летит, высоко, в.

Шоссе, автомобиль, мчится, по.                        

Едет, тропинка, по, велосипедист.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

6. «Придумай новые слова». Образование ИС префиксальным способом.

У-        

При-                        ехать (уехать, приехать и т.д.)        

Пере-                       плыть (уплыть, приплыть и т.д.)        

До-                           лететь        

Вы-                          бежать        

За-                            ходить        

Объ-        

На-        

7. «Назови одним словом машину, которая…». Образование сложных слов.

Возит молоко – молоковоз;  возит муку - … ;  возит лес - … ;  возит бетон - … ; возит цемент - .. ;  мешает бетон – бетономешалка;  черпает землю – землечерпалка;  укладывает трубы – трубоукладчик;  дробит камни – камнедробилка.

8.  Составить описательный рассказ про транспортное средство (по выбору), по плану:

Как называется это транспортное средство?

К какому виду транспорта относится (водный, наземный, воздушный)?

Из каких частей оно состоит?

Чем приводится в движение?

Для чего используется, что перевозит?

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Здоровей-ка » Продукты питания

1. Пальчиковая гимнастика «Каша»

Каша в поле росла,

(дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)

2. Какое это блюдо?

Суп из гороха, какой? – гороховый суп.

Суп из курицы - … .

Суп из грибов - ….

Каша из пшена - …

Каша из манки - … .

Компот из слив - …

Компот из малины - ….

3. Расскажи:

Какое у тебя любимое блюдо? … .

В какое время ты завтракаешь? …

В какое время ты ужинаешь? …

В какое время ты обедаешь? … .

4.  Назвать продукты:

Молочные - …

Мясные - …

Хлебобулочные - ….

Кондитерские - ….

5. Назови по образцу

Жарить картофель – значит, он какой? – жареный.

Варить свеклу - … .…

Морозить пельмени - …. ….

Мариновать помидоры - …

Солить сало - … .… .

Квасить капусту - …. …

6. Сосчитай со словами

Одна конфета – две конфеты – пять конфет.

Один пирог - …

Одно яйцо - ….

Один торт - …

Один компот - …

Одна котлета - …

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Кто как готовится к зиме » Дикие животные

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень).

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Медведь – медведушка и т.д.

3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.

Один олень – два оленя – пять оленей

Один олененок – два олененка – пять оленят и т.д.

4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами  в ед. и мн. числе.

У белки – бельчонок (бельчата) и т.д.

5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т.д.

6.  «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Волк, лиса, собака, еж;  корова, заяц, кролик, лошадь.

7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

Лиса живет (где?) – в норе; медведь – в берлоге; белка – в дупле; волк – в логове; еж – в норке.

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У волка хвост – волчий, лапа – волчья, ухо - волчье, глаза – волчьи и т.д. с остальными животными.

9. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т.д.

Лиса (какая?) - …, заяц (какой?) - …, волк (какой?) - …, ежи (какие?) - … .

10.  Составить описательный рассказ про дикое животное  (по выбору), по плану:

Кто это?

Домашнее или дикое животное?

Жилище.

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Враги.

Как защищается?

Как называют детенышей?

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Здравствуй, зимушка-зима »

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т.д.

3. «Каким бывает?» Поиск соответствующего понятия.

Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.

Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…  

4. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Что? – зима; снежная баба; снег; мороз.

Нет чего? –  зимы; снежной бабы и т.д.

Рад чему? – зиме и т.д.

Вижу что? – зиму и т.д.

Доволен чем? – зимой и т.д.

Говорю о чем? – о зиме и т.д.

5.  «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Коньки, скакалка, лыжи, санки; ворона, голубь, воробей, ласточка.

6. «Собери предложение». Связь слов в предложении.

Дети, снеговик, слепили.

Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.

Снежки, играют, в, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

7. «Объясни, как ты понимаешь». Толкование пословиц и поговорок.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Береги нос в большой мороз.

8.  Составить описательный рассказ о зиме, по плану:

Как ты заметил(а) наступление зимы?

Назови ее первые приметы в природе.

Зимние месяцы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимние забавы и развлечения.

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Город мастеров» Профессии людей

1. «Кто что делает?». Составление предложений. Работа над слоговой структурой слова.

Милиционер регулирует уличное движение    и т.д. со словами:

Врач, учитель, продавец, фотограф, почтальон, строитель, портной, крановщик, каменщик, точильщик, милиционер, библиотекарь, доярка, водитель, плотник, тракторист, экскаваторщик, носильщик, стекольщик, сварщик, слесарь, электрик, часовщик,  сапожник, парикмахер, пожарник, маляр, писатель, художник, комбайнер, птичница, ткачиха, летчик, композитор, пианист, переводчик, проводник, пилот, машинист).

2. «Назови». Поиск соответствующего понятия.

а) детского врача (педиатр), зубного врача (стоматолог), глазного врача (окулист), врача, делающего операции (хирург), врача, лечащего нервы (невропатолог), помощника врача (медицинская сестра);

б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);

в) медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет, стетоскоп).

3.  «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Регулировщик – регулировщики –много регулировщиков и т.д.

4. «Он – она». Образование ИС женского рода.

Он художник, а она – художница (так же со словами: ткач,  воспитатель, учитель, певец, пианист, скрипач, проводник, переводчик).

5. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один часовщик – два часовщика – пять часовщиков (так же со словами милиционер, библиотекарь, экскаваторщик, стекольщик, водопроводчик, фотограф, регулировщик).

6.  «Почему так названы?». Образование сложных слов.

Рыболов – …(ловит рыбу), пчеловод –  … (разводит пчел), землекоп - …(копает землю), лесоруб - … ,  трубочист - … , водопроводчик - …  .

7. «Кто чем работает?»  Образование творительного падежа ИС.

Маляр – кистью, дворник - … , садовник - … , парикмахер - … , портной - …  

8. «Кому что нужно для работы?»  Образование дательного падежа ИС.

Поварешка нужна повару, письмо нужно … , метла нужна … , указка нужна … , топор нужен … , градусник нужен … , весы нужны …  .

9. Беседа по теме. Поиск соответствующего понятия и построение монолога.Что такое профессия? (Дело, работа, занятие). Назови профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Для чего надо учиться профессиям?

10. «Опиши профессию по плану». Построение монолога.

Название профессии.

Что делает человек этой профессии?

Какие инструменты нужны для работы по этой профессии?

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Новогодний калейдоскоп»

1. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Темный – светлый

Короткий – … (длинный)

Холодный – … (теплый, горячий)

Пасмурный -  … (ясный, солнечный)

Ветер - … (безветрие, тихая погода)

Заморозки - … (оттепель)

Зимний - … (летний).

2. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Елка (какая?) - …

Праздник (какой?) - …

Елочные игрушки (какие?) - …

Дед Мороз (какой?) - …

Подарки (какие?) - …

Снегурочка (какая?) - …

3.  Отгадай загадку.

На первую ступеньку встал парень молодой

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)

4. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.

Одна новогодняя ночь – две новогодние ночи – пять новогодних ночей

Один холодный день – два холодных дня – пять холодных дней

5. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом.

Чего больше – снегопадов или снежинок?

Чего меньше – зим или зимних месяцев?

6.  Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков.

Елка

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с посохом в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

- Кто меня разбудил?

- Это я, Саша.

- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Новогодний калейдоскоп» Зимние забавы

1. Отгадай загадку.

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?  (Лыжник)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки).

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. (Санки)

По снегу покатите – я подрасту.

На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)

2. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев.

Один саночник – два саночника – пять саночников.

Один лыжник  - два лыжника – пять лыжников.

Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов.

Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов.

Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков.

Одна снежная баба – две снежные бабы – пять снежных баб.

3.  «Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец – бегает на коньках; саночник – катается на санках; лыжник – катается на лыжах; хоккеист – играет в хоккей; фигурист – занимается фигурным катанием.

4. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник – лыжники – лыжников и т.д.

5. «Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).

Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

6.  «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

7.Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков.

Снежная баба.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

8. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я играл(а) зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"

Многозначные слова  - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».

Данный материал -  результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и  проводится по следующим напр...

Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....

Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.

Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....