Метод проектов в образовательном процессе ДОУ
проект на тему

Олюшина Наталия Михайловна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsul-tatsiya-proekt.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад №1

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

                                                                                           Воспитатель: Олюшина Наталия Михайловна

Цель : внедрение проектного метода в практику работы ДОУ.

Основные задачи:

  • повышение профессиональной компетентности  педагогов;
  • обучение педагогов проектной деятельности;
  • развитие  творческой инициативы педагогов.

Предварительная работа:

  • анкетирование педагогов ;
  • изучение методической литературы по проектной деятельности.

Содержание :

  1. Что такое метод проектов.
  2. Виды, типы проектов.
  3. Педагогическая значимость проектов.
  4. Особенности проектной деятельности в ДОУ.

 Презентация проекта?

Предварительная работа: реализация  проектов с воспитанниками

                  «Проект» в переводе с латинского языка обозначает «брошенный вперед».

                                                     

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.

В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

                                     

Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а  на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.

Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:

  • По составу участников (дети, родители, сотрудники);
  • По срокам реализации ( краткосрочные(1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца);долгосрочные (учебный год);
  • По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
  • По тематике.

   

Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ:

  • межгрупповые;
  • групповые  ( «День рождения группы»);
  • индивидуальные( «Я и моя семья»);
  • комплексные  («Книжкина неделя»).

Типы проектов:

  • исследовательско - творческие;
  • ролевые, игровые;
  • информационно - практико-ориентированные;
  • творческие.

Педагогическая значимость проектов

В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.           Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.

    Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в ДОУ

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

    Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности

  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
  • Совместное с педагогом достижение цели.

  Распределение деятельности педагога и детей в процессе реализации  проекта

Этап

проведения

Деятельность педагога

Деятельность

детей

 1 этап

Подготовительный

Формулирует проблему, цель,          исходя из интересов детей.

Вводит в игровую, сюжетную ситуацию.

Организует мотивацию детей.

Намечает план мероприятий для поддержания интересам детей и родителей.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

2 этап

Основной

Помогает в решении задач.

Организует деятельность.

Оказывает практическую помощь.

Направляет осуществление  проекта, организует разные виды деятельности (беседы, игры, продуктивную деятельность,  и др.)

Организует работу с семьёй.

 Привлекает специалистов ДОУ.

Объединение детей.

Совместная деятельность с детьми и родителями.

3 этап

Заключительный

Представление продукта проектной деятельности: досуг, праздник выставка и др.  Обсуждение результатов.

Участие в итоговом мероприятии.

Совместное со взрослыми обсуждение результатов.

         Как разработать проект

  1. Определить цель проекта.
  2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
  3. Определить состав участников проекта.
  4. Составить план-схему ( с указанием сроков и результатов).
  5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
  6. Реализовать проект.
  7. Представить итоговый продукт совместной деятельности( мероприятие, праздник, выставка и др.)
  8. Проанализировать результат.

Паспорт проекта

Авторы :____________________________________________

Тема проекта :_______________________________________

Вид проекта :________________________________________

Цель проекта :_______________________________________

Задачи проекта :_____________________________________

Участники проекта :__________________________________

Сроки реализации :___________________________________

Ожидаемый результат: ________________________________

План-схема оформления проекта

Этап

(сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы

и средства для реализации проекта

Примечания

1 этап

(подготовительный)

2 этап (основной)

З этап (заключительный)

 

 

 

В педагогической практике  дошкольных учреждений на данном этапе педагогической деятельности используются в основном два вида проектов. Это детские исследовательские проекты и творческие проекты педагогов.

Остановимся на детском исследовательском проекте. Метод детских исследовательских проектов ориентирован на:

  • осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  • приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
  • применение и приобретение детьми новых знаний.

Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.

Реализация проекта включает несколько этапов:

I этап – определение темы исследования, задач для педагога, родителей, детей.

II этап – обозначение темы для детей. Предложить оформить папку, книгу по теме проекта.

III этап – совместная работа детей и родителей по организации и оформлению исследовательского проекта.

IV этап – защита или презентация.

При защите выделяются интересные открытия, делаются замечания, предложения.

Детские исследовательские проекты проходят несколько этапов защиты и презентации.

I этап – в группе для детей или родителей.

II этап – в детском саду для детей других групп или педагогов детского сада.

Реализация детских проектов помогает многим детям:

  • испытать радость открытия;
  • чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
  • успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.

Достижения ребенка представлены в портфолио.

Творческие проекты педагогов.

При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т.д., или другие формы, более близкие педагогу).

 Мною разработана  следующая структура проекта:

I. Обоснование актуальности выбора темы (актуальность темы).

II. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность.

III. Этапы реализации проекта.

1 этап – этап подготовки проекта.

Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:

  • определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
  • разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
  • определяют прогнозируемый результат;
  • обсуждают проект с родителями;
  • выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
  • определяют содержание деятельности всех участников проекта.

2 этап – этап практической реализации проекта.

На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.

3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.

4 этап – презентация и защита проектов

Это может быть тематический педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МКДОУ, аттестация и т.д.

Основные результаты, которые мы предполагаем получить:

  • эмоциональный отклик ребенка на ту или иную информацию.

активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач нравственно-патриотического воспитания.

Используемая литература:

1. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова    

    Образовательные проекты в детском саду.

    Айрис Пресс, Москва 2008 г.

 2. Л.Д.Морозова

    Педагогическое проектирование в ДОУ : от методики

    Практике.

   Творческий центр «Сфера», Москва 2010 г.

                                                 

АНКЕТА

для педагогов ДОУ

 «Выявление  уровня владения педагогами проектным методом»

1. Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?

* да;

* нет;

* частично.

2. Имеете ли Вы представление о методе проектов ?

* да;

* нет.

3.  Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам :

* разработать и реализовать проект самостоятельно;

* с помощью старшего воспитателя, коллег.

4.. Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать ?

* постановка цели проекта;

* определение задачи;

* прогнозирование конечного результата;

* поэтапное выполнение проектных мероприятий;

* презентация проекта.

5. Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство на    основе проектного метода ?

* владею всеми критериями;

* владею подконтрольно;

* испытываю затруднения в понимании и организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"

Методические рекомендации по разработке  и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....

«Внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ»

методическая разработка по внедрению проектного метода в работу детского сада...

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ...

Статья "Эффективность влияния методов проектов на образовательный процесс ДОУ".

Внедрение инновационного опыта в образовательное пространство ДОУ через проектную деятельность....

Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».

Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...