Курсы повышения квалификации
презентация по теме

Васильева Анна Александровна

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ С СДВГ

Краткая аннотация:

 

Слушатели освоят методику работы с детьми 6-10 лет с проблемами саморегуляции, в том числе с СДВГ. В ходе обучения слушателям предлагается лекционно-семинарская работа, участие в мастер-классах, выездных открытых занятиях, выполнение практических работ и контрольных заданий с целью формирования нового подхода к организации образовательного процесса, направленного на формирование системы саморегуляции произвольной деятельности у детей, в том числе с СДВГ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, с СДВГ». ТО «Зеленоградское» Педагог-психолог Васильева А.А .

Слайд 2

Понятие УУД Умение учиться, т.е. способность субъекта (ученика) к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .

Слайд 3

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 4

целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД

Слайд 5

целеполагание – стратегия, связанная с постановкой цели деятельности; моделирование – стратегия, опосредующая порождение в уме целевого замысла; планирование – стратегия, определяющая процедуру построения алгоритма деятельности с учетом имеющихся для этого условий; самоконтроль – стратегия, анализа продуктивности своей деятельности – необходимости сопоставления получаемых результатов с целевым замыслом. самокоррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Ключевые метастратегии саморегуляции деятельности, формируемые в процессе посещения занятий программы «Золотой ключик»

Слайд 6

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей объективной реальности. Именно сензитивный период старшего дошкольного и младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования этого важного структурного компонента саморегуляции деятельности.

Слайд 7

Развитие навыков самоконтроля у детей Существует множество определений понятия «самоконтроль». Вот некоторые из них. «Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» (В.И.Страхов). « Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им». (Г.А. Соболева). « Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих действий и поступков, движения с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам и требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий» (В.Л. Крутецкий ).

Слайд 8

Структурные элементы самоконтроля Николай Дмитриевич Левитов Внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам. Наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д. Мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека. Точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении.

Слайд 9

Четвертый вариант акцентуации нарушения саморегуляции поведения, связанный с недостаточной сформированностью стратегии самоконтроля Этот вариант опосредован недостаточной сформированностью стратегии самоконтроля – когнитивной метастратегии - навыка, предписывающего мыследеятельностному процессу осуществление постоянной самооценки результатов своей деятельности (поведения) необходимости в процессе деятельности непрерывно контролировать актуальные состояния, замечать, учитывать возникающие рассогласования с целью и своевременно принимать решения о коррекции исполнительских действий.

Слайд 10

Особенности поведения детей с нарушением стратегии -самоконтроля Дети с этим синдромом не контролируют ход выполнения собственной деятельности, не видят собственных ошибок. Они не критичны к собственным действиям. Не способны взглянуть на себя со стороны. В неудачах винит внешние обстоятельства, но только не себя. Как правило, у таких детей неадекватны критерии оценки результатов своих действий. Не редко отмечается завышение критериев успешности деятельности, что приводит к формированию излишней самоуверенности, некоторой легкомысленности, отсутствие взвешенной, критической самооценки самих себя, своих действий и полученных результатов, даже тогда (а это бывает практически всегда), когда последние не совпадают с намеченными целями. Будущее не конкретизируется и видится в радужных красках.

Слайд 11

Ключевые особенности поведения Отсутствие контрольных оценок своих действий по ходу их выполнения. Отсутствие или неадекватность ( заниженность или завышенность ) субъективных критериев оценки результатов деятельности, особенно ее рассогласования. Неадекватность оценивания как фактов рассогласования достигнутого результата и цели деятельности, так и причин, приведших к этому. Необоснованность перехода от одного действия (операции) к другому («И так сойдет!») Неспособность гибко адаптироваться к изменению условий деятельности – принимать обоснованное решение (т.е. не на обум ) о коррекции своих действий. Отсутствие склонности к произвольной коррекции действий. Неадекватность (неразвитость) самооценки.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование саморегуляции деятельности у детей 6 -10 лет в дошкольных учреждениях и начальных школах, на основе программы "Оптимист" ВАСИЛЬЕВА А. А. Педагог-психолог ТО «Зеленоградское»

Слайд 2

Повышение педагогической компетентности в вопросах организации процесса сопровождения детей с СДВГ в начальной школе и детском саду обусловлена следующими факторами : Ростом числа детей с СДВГ( 10% учащихся начальной школы, т.е. по 2 -3 человека в классе) Образовательный процесс в школе- «слабое звено» детей с СДВГ Слабой информированностью учителей начальной школы и воспитателей детских садов об истинных причинах специфических проблем детей с СДВГ Полной не информированностью учителей в содержании и основных методах педагогического сопровождения детей с СДВГ 46% педагогов рассматривают специфические нарушения у таких детей как проявления психоневрологического заболевания, которое необходимо лечить, т.е. перекладывают решение по сути психолого-педагогической проблемы на органы здравоохранения. 54% педагогов рассматривают в качестве основной причины поведенческих нарушений у детей с СДВГ неблагополучную обстановку в семье, т.е. социальную запущенность, невоспитанность.

Слайд 3

Синдром ДВГ - как полидисциплинарная проблема

Слайд 4

Цель программы Организация и проведение психолого-педагогического поддержки педагогов, работающих со старшими дошкольниками и младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, направленного на формирование адекватной обучающей позиции, Развитие педагогической компетентности и саморазвитие личностной сферы педагога, приобретении поведенческих стратегий и основ саморегуляции, на оптимизацию отношений, обеспечивающих оказание поддержки и содействие ребенку, имеющему признаки СДВиГА в школе и детском саду

Слайд 5

Задачи программы Диагностические задачи Информационные задачи Обучающие задачи Воспитательные задачи Просветительские задачи

Слайд 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ В работе с гиперактивными детьми целесообразно использовать следующие основные принципы построения программ педагогического сопровождения: психофизиологический блок проблем развитие дефицитарных функций (саморегуляции произвольного поведения, двигательного контроля) ; социально-личностный блок проблем - отработку конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками ; Педагогический блок проблем - коррекция педагогических проблем

Слайд 7

Психофизиологический блок Изменение окружения Работу с гиперактивными детьми необходимо строить индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Изменение режима нагрузок Измените режим урока с включением энергичных физкультминуток. Это один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь. Позволяйте ребенку использовать спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет" урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д. Желательно работать с ребенком в начале дня, а не вечером – вторая смена не для детей с СДВГ! Контроль за ситуацией в классе Остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его. Поэтому поддерживайте с ними постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить. Избегание категоричных запретов. Установите границы дозволенного. Границы - не наказание. Они сдерживают и успокаивают. Контролируйте их выполнение постоянно, последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание

Слайд 8

РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно. Поскольку синдром детской гиперактивности и дефицита внимания – это дефицитарность лобных отделов, то развитие произвольной саморегуляции – основное направление коррекционной работы с такими детьми. Работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться пошагово и адресно. В начале работы необходимо обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правил выполнения конкретного задания. Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе. Вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействии со сверстниками) – тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых занятиях и мероприятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, и результате - дефициту активного внимания.

Слайд 9

Психологический блок Организации процесса развития системы саморегуляции деятельности Создание положительной мотивации учебную деятельность Коррекция негативных форм поведения

Слайд 10

Педагогический блок. используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. на определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. исключите или сократите для детей с СДВГ количество контрольных и проверочных работ обращайте больше внимания на качество домашних заданий, а не на их количество разбивайте длинные задания на более короткие давая ребенку задание, поддерживайте с ним зрительный контакт всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий следите за своим учительским темпераментом

Слайд 11

В оказании психолого-педагогической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа не только с учителями, а так же с родителями. Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять и принять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с имеющимися у него трудностями. Педагог и психолог должны объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование саморегуляции деятельности у детей 6 -10 лет в домашних условиях, на основе программы "Мудрые родители" ВАСИЛЬЕВА А. А. Педагог-психолог ТО «Зеленоградское»

Слайд 2

Актуальность программы Семья как малая группа, как социальный институт, как система значимых эмоциональных отношений обеспечивает воспитание и развитие ребенка. Формирование адекватных детско-родительских отношений в ситуации воспитания ребенка с СДВГ сложная психолого-педагогическая задача. При этом семью необходимо рассматривать как целостное уникальное образование, в котором должно обеспечиваться развитие всех ее членов, что способствует оптимальному существованию семьи в сложных условиях современности

Слайд 3

Направленность программы Программа психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников и младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности «Мудрые родители» имеет социально-педагогическую направленность. Она создает благоприятные условия для улучшения саморегуляции деятельности у детей с СДВГ благодаря привлечению родителей к участию в программе сопровождения, обучения родителей навыкам мониторинга за выполнением учебных заданий детьми и переносу полученных навыков в реальную жизнь – через семью в другие социальные группы. Программа «Мудрые родители» способствует реализации педагогического потенциала родителей и социальной адаптации детей с СДВГ.

Слайд 4

Проведение занятия Саморазвитие личности родителя происходит на групповых занятиях за счет усвоения новых воспитательных мотивов и новых видов деятельности, приобретения поведенческих стратегий и их трансляцию в повседневную жизнь семьи. На занятиях создаются и отрабатываются модели организации повседневной жизни семьи и ее членов с регламентированным распределением семейных обязанностей.

Слайд 5

Формирование родительской позиции включает переосмысление «себя как компетентного родителя». Родители обучаются приемам (методам) поощрения и наказания детей с СДВГ

Слайд 6

Основные компоненты саморегуляции деятельности, формируемые в процессе сопровождения Целеполагание - стратегия, связанная с постановкой и удержанием цели деятельности; Моделирование - стратегия, связанная с выделением значимых условий необходимых для достижения поставленной цели; Планирование - стратегия, связанная с построением алгоритма деятельности с учетом имеющихся для этого условий; Самоконтроль - стратегия, связанная с анализом продуктивности своей деятельности - сравнение результатов с целевым замыслом. Самокоррекция - стратегия, связанная со способностью перестраивать последовательность своих действий, при изменении внешних и внутренних условий.

Слайд 7

Диагностические задачи, направленные на выявление особенностей семейной развивающей среды младших школьников и старших дошкольников. Информационные задачи: расширение знаний родителей об особенностях и возможностях детей, включающие ознакомление родителей с возрастной спецификой детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проявлениями синдрома дефицита внимания в этих возрастах. Обучающие задачи, направленные на формирование родительской позиции, развитие родительской компетенции, приобретение поведенческих стратегий, что является условием развития рефлексивных структур сознания и целеполагание родителей. Воспитательные задачи, направлены на транслирование усвоенных воспитательных приемов (воспитательные санкции), новых воспитательных мотивов и продуктивных видов деятельности, имеющих совместно - разделенную и игровую формы реализации, за счет которых обеспечивается формирование адекватных форм взаимодействия родителями и детей. Просветительские задачи, направленные на формирование психологической и воспитательной культуры родителей в рамках реализации программы.

Слайд 8

Диагностика семейного взаимодействия. Ежедневник «Мудрого родителя». Психофизическое развитие ребенка 6-10лет Диагностика семейного взаимодействия. Ежедневник «Мудрого родителя». Сензитивный период развития саморегуляции. Диагностика семейного взаимодействия. Ежедневник «Мудрого родителя». Основные положения комплексной программы «Золотой ключик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры природоведческого характера"- итоговый проект на курсах повышения квалификации

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Введение 2.Игра – ведущий вид деятельности дошкольников 3.виды игр в экологическом воспитании дошкольников   - предметные игры;   - дидактические игры;   - сюжетно –...

Перечень программ курсов повышения квалификации пед. работникам.

Данный материал даст разъяснение пед. работникам пункта "2.3.1." экспертного заключения....

Курсы повышения квалификации

курсы повышения квалификации...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ

Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Свидетельства о курсах повышения квалификации

Свидетельства о курсах повышения квалификации...