"Особенности работы воспитателя в период адаптации" из опыта роботы
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Чистикова Анастасия Олеговна

Добрый День! Я Чистикова Анастасия Олеговна, работаю уже пятый год воспитателем в детском саду. Я готова поделиться своим опытом работы о роли «Развитие мелкой моторики в период адаптации».

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений; строгий режим дня, отсутствие родителей,  новые требования к поведению ребенка, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения  отличный от домашнего. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

В этот период и воспитатель проходит свой период адаптации и знакомства с детьми и родителями.

Девиз детского сада «Если  хочешь чтобы ребенок был здоровым, сделай его счастливым", а что в детском саду может осчастливить наших детей? Это то, что им интересно…

Я, как увлеченный творческий человек, знаю по себе: если чем-то заниматься, то и время летит незаметно.

Свое творчество я решила применить в практике с детьми в адаптационный период. И наблюдая за детьми во время совместной деятельности, заметила, что те, кто отстранялись, плакали, стали заинтересовываться и наблюдать, а впоследствии и потихоньку вовлекаться и увлекаться. И тогда во время деятельности, обсуждая, что мы делаем, как мы делаем и из чего дети с трудностями в общении старались повторять и на своем языке что-то рассказывать. Для меня стало актуальным высказывание Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальчиков". я перефразировала «Успех адаптации – в развитии мелкой моторики и находится в моих руках и на пальчиках детей». Всю свою деятельность мы проводим в игровой форме.

Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что  у большинства ребят возникают трудности:

                  Большая часть детей в группе   быстро утомлялась, их движения  отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

            Некоторые  испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания.

            Многие дети, находясь за столом, разливали содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и одежду, не могли самостоятельно одеться и раздеться.

           Бывало, предметы произвольно выпадали у них из рук.

            Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: в работе: лепке, рисовании. Рисунки выполнялись неуверенными кривыми линиями,   слабо передающими контур предмета.

Недостаточное развитие мелкой моторики             проявлялось в   ручной деятельности, развитии речи.

И это еще раз доказывало мне, что мой выбор - развитие мелкой моторики правильный

Строя свою работу перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития мелкой моторики.

2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.

3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально

Уже пятый год я работаю в младшей группе (в этом году у меня новый набор - дети раннего возраста от 1.5-ти  до 4х лет) и провожу целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Перед каждой творческой деятельностью   провожу с  воспитанниками   игру.  Детям нравятся игры: «Чудесный мешочек», «Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики».  Затем вместе с детьми разминаем ручки или проводим массаж ладоней, а потом приступаем к работе. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук.  

Я  учу детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делает, он осознает, осмысливает, пропускает через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получаются совершенно разные. 

Это некоторые работы которые были сделаны детьми, они все разные. Я прививаю интерес к нетрадиционным методиками: в рисовании мы рисуем ватными палочками, пальчиками, ладошками, оттиск паралоном, картофелем.

В лепке работа: с макаронами, крупой, различным природным материалом.

В аппликации: работа с ватой, ватными дисками, приучаю к обрывной аппликации, работа с манкой

Для эффективной творческой деятельности детей мы совместно с родителями создаем развивающую среду группы: конструкторы, кубики, мячи массажные, разный бросовый и подручный материал и многое другое.

Для себя я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей

         В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитат...

Статья "Особенности работы воспитателя адаптационный период"

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело п...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...