Консультация для педагога "Культура речи"
консультация на тему

Доклад

тема: «Культура речи педагога»

 

Сегодня мы поговорим о культуре речи педагога.

Что такое речь?

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, передача накопленного опыта веками, создаваемых на основе определённых правил.

 Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования, полоролевых установок.

Культура речи это, прежде всего Этикет. Что же такое этикет?

Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям/родителям. Это нормы и правила, отражающие представление о должном поведении людей в обществе.

Существуют несколько стилей речи. В русском языке существует пять основных стилей речи.

1. Научный стиль  -  научная сфера.

2. Публицистический стиль – ораторское мастерство и зык газет.

3. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.

4. Литературно-художественный – художественные произведения.

5. Разговорный  -  общение в неофициальной обстановке.

К какому стилю речи относится речевой стиль педагога?  

Официально-деловой стиль!

 Задачи официально-делового стиля: передать официальную и деловую информацию, это точность изложения информации в административно-общественной деятельности, т.е. общение между педагогами/воспитателями и родителями.

Из чего складывается культура речи педагога?

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

·         образование педагога;

·         качество языкового оформления речи;

·         ценностно-личностные установки педагога;

·         коммуникативная компетентность;

·         четкий отбор информации для создания высказывания;

·         ориентация на процесс непосредственной коммуникации;

·         воспитание в семье;

·         самообразование.

 

Как влияет культура речи педагога на взаимоотношения с родителями?

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям/родителям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу. От того, как и что человек говорит, - зависят его деловые личностные контакты.   Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса. За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова-паразиты. Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонами, если ударения и произношение режет слух.

Стиль речи педагога – официально – деловой, тои обращение к родителям - официальное.

Обращение педагога к родителям предполагает форму: на «Вы»  это подчеркивает

вежливое и уважительное отношение к человеку, т.е. к родителю.  «Вы» обычно используется при официальном обращении, при обращении к малознакомым людям, родителям!

Если речь педагога поставлена правильно и не содержит слов-паразитов, а также не засорена бранью, родители в большей степени будут с уважением и радостью получать информацию от педагога.  И впечатление о вас, как о педагоге будет на высшем уровне!

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.

Культура речи - одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование.

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога - владение нормами речевого этикета.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ «Культура речи педагога» Подготовила: педагог-психолог, воспитатель высшей квалификационной категории Лобова О.И. 2017 г.

Слайд 2

Что такое речь? Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, передача накопленного опыта веками, создаваемых на основе определённых правил.

Слайд 3

Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка , поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Слайд 4

Культура речи – этикет!!!

Слайд 6

Официально - деловой стиль речи воспитателя/педагога

Слайд 7

Компоненты профессиональной речи педагога: образование педагога; качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации; воспитание в семье; самообразование (чтение методической и худ. литературы, посещение выставок, музеев, театра и т.д.).

Слайд 8

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой этикет. Речевой этикет является словесным выражением отношения к людям/родителям. От того, как и что педагог говорит, зависят его деловые личностные контакты с родителями. Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседни ка засорен жаргонами, словами-паразитами.

Слайд 9

Стиль речи педагога – официально – деловой, то и обращение к родителям - официальное. Обращение педагога к родителям предполагает форму: на «Вы» это подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку, т.е. к родителю. «Вы» обычно используется при официальном обращении, при обращении к малознакомым людям, родителям! Если речь педагога поставлена правильно и не содержит слов-паразитов, а также не засорена бранью, родители в большей степени будут с уважением и радостью получать информацию от педагога. И впечатление о вас, как о педагоге будет на высшем уровне!

Слайд 10

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Слайд 11

Культура речи и речевой этикет просто необходим в профессиональной деятельности педагога, как с детьми, так и с родителями!!! Культура речи – одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование!!

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....