Главные вкладки

    Консультация. Особенности развития ребенка дошкольного возраста.
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Арнавутова Алена Владимировна

    Консультация. Особенности развития ребенка дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portret_doshkolnika.docx146.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие ребенка 2 - 3 лет

    Важнейшим новообразованием раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-образного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой деятельности (рисование, лепка, конструирование). В этот период жизни ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

    Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер. Он может выделить в предмете лишь ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенны-ми. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, цвету, величине) при непосредственном сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:

    - 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

    - 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый.

    Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

    Внимание, восприятие, память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

    В этом возрасте дети восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они подвержены «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним.

    Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

    Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

    О кризисе трех летhttp://detski.ucoz.ru/131fcf62e9e4-1-.jpg

    Кризис трех лет — первое настоящее испытание терпеливости взрослых. Именно в этот период некоторые, присущие и ранее малышу, конфликтность, капризность и упрямство усиливаются настолько, что пропустить наступление критического возраста практически невозможно.

    Как всегда, когда речь заходит о ступенях развития, возрастные рамки кризиса весьма условны. Он может начаться и в 2,5 года, и в 4.

    Продолжительность его в большей степени зависит от умения и желания взрослых подстроиться под изменившиеся способности и желания ребенка. При наихудшем стечении обстоятельств кризис может длиться до года, с ярким проявлением самых негативных его особенностей. В то же время новые приобретения в результате кризиса настолько серьезны, что вряд ли малышу удастся справиться с ними быстрее, чем за полгода.

    Детские психологи заметили: от того, как ребенок переживает этот первый серьезный кризис, как родители помогают (или мешают) ему приобретать новые навыки, напрямую зависит характер ребенка, который окончательно формируется к трем годам. Поэтому так важно знать, что скрывается за капризами и упрямством маленького бунтаря.
    Очень хорошо, если психолог имеет возможность передать родителям знания о внутренних причинах изменений в характере малыша. В большинстве случаев этого будет достаточно, чтобы естественное развитие ребенка продолжалось, а отношения с ним перешли на более глубокий уровень взаимного уважения.

    В поисках золотой середины. К трем годам ребенок начинает ощущать силу своих мышц, а его умственное развитие достигает такого уровня, что он с легкостью может делать выводы. Два этих фактора толкают еще вчера беспомощного и полностью зависимого от взрослых карапуза на исследование собственных возможностей и силы взрослых (в первую очередь эмоциональной).

    Естественным следствием появившейся уверенности является протест против самых близких людей и установленных ими рамок, которые мешают ребенку осваивать окружающий мир. Так он постепенно отделяется от родителей психологически и начинает ощущать себя личностью — свободной и полноправной.
    Ребенок очень избирательно проявляет свои отрицательные эмоции. Как правило, к человеку, на которого направлено больше всего негатива, он испытывает большую привязанность.

    Формирование нового, захватывающего чувства «Я» — главное достижение кризиса трех лет. И именно с ним связаны все «прелести» этого периода. Почувствовав силу, ребенок требует от близких признания своей независимости и самостоятельности. А отсутствие умения ощущать время приводит к нетерпимости. Он не может ждать, когда станет взрослым, потому что хочет и, главное, чувствует в себе силы сделать ЭТО сию минуту! Вот тут и понадобится огромное терпение, приправленное уважением желаний ребенка и принятием произошедших в нем изменений.

    Но проблема в том, что трехлетка из-за возрастных особенностей может далеко не всё и по-прежнему остается зависимым от взрослых. Потому дети этого возраста так обидчивы, чувствительны и эмоциональны. А их возмущение часто выливается на родителей, особенно на маму, которая больше остальных проявляет заботу.
    Именно на взрослых лежит вся ответственность за тяжесть протекания кризиса, возможные на его фоне сложности и последствия. От характера взаимоотношений с близкими зависит течение кризиса: чем больше давление на ребенка, тем сильнее его сопротивление.

    Авторитарность, часто необходимую в общении даже с двухлетним малышом, дошкольник не приемлет. Если взрослые не чувствуют необходимости изменить тактику взаимоотношений, продолжают излишне проявлять собственную волю и ограничивать самостоятельность ребенка, кризис приобретет характер противостояния. Капризность, агрессивность и крайняя раздражительность будут усиливаться и могут закрепиться, став отрицательными чертами характера, бороться с которыми придется, возможно, всю жизнь. Во взрослом возрасте такой человек не будет чувствовать в себе достаточно уверенности, ему будет тяжело находить общий язык с окружающими, он станет пассивным и тревожным.Но и излишняя мягкость вредит не меньше. Уступая капризам и истерикам, родители подрывают собственный авторитет и формируют в ребенке завышенную самооценку и эгоизм. Поняв, что криками и истеричными выходками можно достичь всего, трехлетка будет применять их всегда, когда чего-то захочет. И никогда не научится согласовывать свои желания с реальными возможностями, что, безусловно, повредит ему в будущем.Конечно, нелегко найти середину между этими крайностями. Но проявленные в течение кризисного периода тактичность, доброжелательность и гибкость в скором времени принесут свои плоды в виде самостоятельности, инициативности и сговорчивости ребенка. Вполне вероятно, что эти черты останутся у него на всю жизнь.

    Признаки позитивных изменений.

    Семь характеристик поведения ребенка, переживающего кризис трехлетнего возраста:•негативизм,•упрямство,•строптивость,•своеволие,•обесценивание,•протест-бунт,•деспотизм.

    Эти особенности в той или иной мере присущи каждому ребенку. Представление о них дает возможность взрослым с наименьшими потерями пережить кризис самим и помочь в этом малышу.

    Важно! Подобные «симптомы» кризиса являются признаками позитивных изменений личности ребенка, необходимых для его полноценного развития. А негативными их делает в большей степени отношение к ним.

    Под негативизмом понимается стремление сделать наоборот. Направлен он на взрослого и не имеет никакого отношения к желаниям ребенка. Противоречие исходит лишь из желания делать не так, как говорят взрослые, даже если ребенок только что сам хотел это сделать.Эта форма протеста иногда приводит к таким крайностям, как отказ от своих любимых конфет или нежелание гулять с лучшим другом, только по той причине, что это предложение исходит от взрослого. Он действует так потому, что пока еще не умеет отстаивать собственное «Я» другими способами.Часто вспышки негативизма взрослые провоцируют сами, отдавая приказы, крича, требуя беспрекословного подчинения и не проявляя элементарной заинтересованности в достижениях маленького капризули. Лучший способом избежать или хотя бы уменьшить проявление этой черты — дать ребенку возможность делать то, что он хочет. В пределах разумного, конечно. Если задуманное удастся, ребенок почувствует себя более уверенным и получит заряд положительных эмоций. Если же не удастся — это будет ему уроком, который он усвоит надолго.

    Желание поступать как взрослый эффективнее всего перенаправляется в игру (кукла «понарошку» пошла в магазин за продуктами) или соревнование (кто быстрее оденется). Родители очень помогут ребенку сформировать уверенность в себе, предоставляя ему возможность выбирать, из какой тарелки есть, с какими игрушками идти гулять, во что играть, что читать. В крайних случаях можно давать ребенку задание, противоположное тому, чего взрослые хотят от него добиться. Это следует делать в шутливой форме и не увлекаясь. Ведь обман и манипуляция — не лучшие приемы воспитания.

    Упрямство отличается от негативизма тем, что ребенком в этом случае движет стремление отстоять свою точку зрения. Он будет упорно двигаться к цели, пока не почувствует, что с его мнением считаются.Это проявление свидетельствует о развитии такой положительной черты характера, как умение отстаивать свое мнение. Важно лишь, чтобы родители не устраивали с ребенком соревнований в упрямстве, упорствуя там, где без риска для здоровья крохи авторитета взрослого можно уступить. Ситуации с проявлением упрямства легко сглаживать, научив ребенка находить компромиссы и проявив, со своей стороны, уважение к мнению другого, достаточную гибкость и долю здорового упорства.

    Строптивость, в отличие от негативизма, безлична — она направлена против норм и привычного образа жизни. А от упрямства отличается «глобальностью». Часто приступы строптивости встречают естественный отпор уверенного в своей правоте взрослого и поэтому сопровождаются истериками. В этом возрасте истерики уже меньше связаны с переутомлением и больше являются инструментом манипуляции взрослыми.
    Здесь по возможности следует на время отступить и предоставить ребенку возможность обдумать смысл того действа, которого ждет от него взрослый. Эффективнее будет, если при этом ребенку отказывают в получении чего-то желаемого, пока он не сделает то, что необходимо (не пойдет гулять, не соберет игрушки). Соответственно, избежать протеста можно, заранее предоставив приятную перспективу («Мы сейчас уберем игрушки, а потом пойдем кататься с горки»).Во время истерики не следует говорить с ребенком — он не услышит. К разным детям необходим различный подход для успокоения: одним требуется полное игнорирование, другим помогает, когда их «жалеют», третьих легко отвлечь. Но в любом случае важно проявить твердость и всем видом излучать уверенность и спокойствие.

    Проявлению своеволия, как правило, сопутствует фраза: «Я сам!»
    Малыш настойчиво требует, чтобы ему предоставили право самому завязывать шапку, застегивать молнию, нести из магазина пакет с покупками, вырезать картинки… Он категорически не желает идти за ручку, с раздражением отказывается от любой помощи. Вспомните, что главной заслугой периода кризиса трех лет является появление собственного «Я». Отстоять его возможно, лишь проявив самостоятельность, доказывая этим и себе, и окружающим свою «взрослость».

    Конечно, часто дети пытаются быть самостоятельными там, где их сил еще недостаточно. Но как они узнают об этом, если никогда не попробуют? Слишком долго они принимали все на веру. Если взрослые ведут себя адекватно, в пределах разумного разрешают ребенку проявить самостоятельность, скоро он удостоверится в своих возможностях, научится оценивать их и будет доверять взрослым еще больше, чем прежде.Энергию своеволия легко направить в «мирное» русло, используя ролевые игры и предоставив ребенку определенную свободу действий в быту. Но, во избежание неприятностей, территория приложения самостоятельности должна быть максимально безопасной. Кроме того, следует установить четкие запреты, касающиеся жизни и здоровья (нельзя зажигать плиту, включать электроприборы, открывать горячую воду и пр.). Имея дело с проявлениями своеволия, важно не переусердствовать с либерализмом и вовремя пресекать демонстративное поведение.

    При обесценивании ребенок отказывается от всего, что было ему интересно и любо раньше. Забросив любимого мишку или порвав любимую книгу, ребенок отказывается от себя прежнего, показывает, что больше не нуждается в том, что ему нравилось, когда он был «маленьким». В этом случае не следует настаивать на прежних занятиях. Пусть малыш сам выбирает себе занятия и игрушки. Помочь ему можно, ненавязчиво предлагая новые игры и развлечения, каждый раз подчеркивая, что малыш вырос и теперь уже с ним можно играть по-новому.
    Тяжело дается взрослым (особенно родителям)
    протест-бунт, который проявляется в повышенной конфликтности ребенка. Он напрямую связан с обесцениванием, но направлен уже не на игрушки, а на окружающих, причем только взрослых. В общении с людьми, которые ухаживают за ним, такой бунтарь постоянно провоцирует ссоры, обзывается, говорит «плохие слова». Он намеренно делает то, что запрещено, с единственной целью — вызвать возмущение окружающих, заставить их проявить сильные эмоции.Ребенок может делать это, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы доказать свою силу и даже превосходство над взрослыми. Если в этот момент в порыве гнева опуститься до уровня трехлетки, он поймет, что способен играть чувствами других людей. И, получив удовольствие от такой игры, будет пробовать новые способы воздействия.
    Бывает сложно удержаться от шлепка или окрика, когда трехлетний карапуз вдруг вытворяет что-то из ряда вон выходящее. Но только сдержанность и терпение могут остановить этот способ самоутверждения. С помощью мимики и жестов, которые дети этого возраста уже очень хорошо понимают, можно показать бунтарю, насколько его поведение неприятно. Важен и пример взрослого: его слова и отношение к другим людям.
    Важно! Ребенок, переживающий кризис, не может контролировать свои эмоции и часто поддается порывам. И расстраивается от этого ничуть не меньше, чем взрослые!

    Деспотичный ребенок диктует окружающим правила поведения и требует от них «послушания». Он не просто настаивает, а указывает, кому с ним играть, чем его кормить, кому где сидеть, пытается запрещать что-то делать. Если при этом он не единственный ребенок в семье, то энергия направляется на других детей, принимая извращенную форму ревности. Для преодоления этой неприятной черты взрослым бывает достаточно, проявив чувство собственного достоинства, сказать твердое «нет» и объяснить, что каждый вправе решать сам за себя. В случае когда взрослые поддаются на манипуляции, в ребенке развиваются авторитарные черты характера. И в то же время не самый лучший пример поведения показывает взрослый, сам проявляя упрямство.Вообще, представляется, что деспотичными детей делают завышенные требования, усиленный контроль и недостаток внимания.Часто у детей определенного склада — эмоционально неустойчивых, тревожных, с нарушениями сна, с вегетососудистой дистонией и нарушенным обменом веществ, с психомоторными нарушениями и общей ослабленностью организма — во время кризиса появляются такие невротические реакции, как:

    • Энурез,
    • ночные страхи,
    • резкие затруднения в речи,
    • заикание,
    • припадки бессильной злобы.

    Таким образом дети часто проявляют протест. И в таких случаях детям и их родителям, конечно, необходима помощь специалистов. Кроме психологических особенностей, этот период характеризуется и некоторым физическим напряжением, которое связано с бурным ростом ребенка — его тела и органов. Организм на время становится более чувствительным к инфекциям.Тяжело проходит кризис как у детей, к которым предъявляются слишком строгие требования, так и у детей, родители которых излишне мягки. В первом случае только появившееся «Я» ребенка подавляется, во втором — отсутствие сопротивления также не дает возможности проявить личность.

    Чего хочет ребенок?

    Теперь, зная, почему трехлетка становится капризным, можно предположить, чего он хочет от взрослых, проявляя упрямство и строптивость. Научившись понимать желания ребенка, которые он еще не умеет высказывать, взрослые смогут построить с ним отношения, соответствующие возрасту малыша.

    Таким образом, в основе кризиса трех лет лежит мечта ребенка о том, чтобы взрослые изменили свое отношение к нему. Уважение и терпение — вот главные помощники в переживании этого трудного периода. Это время признания за ребенком определенной самостоятельности, время формирования иного типа взаимоотношений. А каким он будет — зависит и от характера ребенка, и от характера взрослых, и даже от их прежних отношений.

    «Хочу быть взрослым!» Малыш к трем годам уже не так мал, как это может казаться. Да и сам он чувствует себя уже почти взрослым. Всячески поддерживая это убеждение, взрослые помогут формированию здоровой психики. Кстати, под понятием «быть взрослым» в первую очередь подразумевается желание иметь право на те же ошибки и недостатки, которые есть у взрослых.

    «Хочу общаться на равных!» А с взрослым человеком и разговоры уже должны быть серьезными. Ребенок этого возраста ценит, когда взрослые с ним говорят, обсуждают, оценивают (поступок, а не ребенка).

    «Хочу кричать! Хочу плакать!» Умением контролировать негативные эмоции может похвастаться не каждый взрослый. Что уж говорить о детях. Но эмоции, которые во время кризиса могут захлестывать, надо куда-то девать. Сдерживание их ведет к напряжению, а длительное напряжение чревато стрессом. Задача взрослых — помочь ребенку дать выход эмоциям так, чтобы от этого никто не пострадал. Лучше всего малышам подходят подвижные игры: попрыгать, побегать, побеситься. А смех разрядит атмосферу и даст ребенку уверенность в том, что «все хорошо».Мнение о том, что не переживший кризиса ребенок отстает в развитии, — ошибочно. Некоторые дети вовсе не проявляют негативных черт или проявляют их слабо, другие всегда одинаково агрессивны, уперты и непослушны. Намного важнее, чтобы к четырем годам ребенок стал достаточно самостоятельным и инициативным.

    «Хочу знать, что можно и что нельзя!» Как это ни странно, но не все дети чувствуют границы приемлемого поведения. И виноваты в этом, как правило, взрослые, которые не проявляют необходимой последовательности. Абсолютные запреты должны существовать в любой семье. Они утверждаются с целью сохранения здоровья. В остальных сферах пусть у ребенка остается достаточно пространства для действий и выбора. Конечно, желательно единодушие в этом вопросе со стороны всех членов семьи. И требуется проявлять всю свою твердость в те моменты, когда ребенок проверяет неизменность запретов.

    «Хочу знать свои обязанности!» В решении этой задачи поможет правильный режим дня. Если четко ему следовать и объяснять ребенку назначение действий (руки надо мыть, чтобы грязь не попала в рот; спать надо, чтобы отдохнуть, и т.д.), со временем он сам уже пойдет мыть руки после прогулки и спать — после обеда. Если ребенок ЗНАЕТ, что после одного действия всегда следует другое, это уже не будет вызывать у него протеста. Конечно, если распорядок дня предполагает достаточно времени для игр и саморазвития ребенка.«Хочу, чтобы меня хвалили!» Похвала — это источник положительных эмоций и уверенности в себе. Именно похвалы взрослых ждет ребенок, достигнув новых высот, получив новые умения. Хвалить, может быть, даже важнее в тех случаях, когда ребенок потерпел неудачу в своем деле. Ведь всегда можно порадоваться старанию и устремленности малыша.

    Вредные советы родителям трехлетки.

    «Вредные» советы предназначены родителям, которые получают удовольствие от кризиса, хотят увеличить его протяженность и считают недостаточной силу негативных проявлений.

    Чаще требуйте от ребенка невозможного. Настаивайте на том, чтобы он мгновенно вставал утром, быстрее мамы одевался, не крошил хлеб и не болтал ерунды.

    Будьте всегда строги и даже суровы: ругайте каждую минуту, посильнее шлепай-те, наказывайте даже с целью профилактики, при любом удобном случае подчеркивайте свое превосходство, критикуйте за неудачи и противодействуйте во всем с целью мести.

    Долго и занудно объясняйте, чего вы от него хотите. Чем меньше ребенок поймет — тем лучше.

    Постоянно меняйте требования. Строго следуя запретам, вы проявите излишнее упрямство. Не забывайте: если сегодня залезать на дерево нельзя, то завтра это обязательно нужно будет разрешить.

    Чтобы ребенок не закатил истерику, предложите ему конфету или катание на карусели. Вы ведь не деспот — не можете пережить ни одной слезинки на любимом личике своего крохи.

    Всегда всё делайте сами, не разрешайте ребенку самому одеваться, есть и чистить зубы. Ведь он так расстроится, если что-то не получится!

    Развитие ребенка 3-4 лет

    Итак, вы наконец дождались, что вашему ребенку уже три. Причем не просто три, пошел четвертый годик. К тому же он – в разгаре кризиса трехлеток. И день и ночь твердит: «Я сам! Я сам!» А это значит то, что осознает себя как личность. Вчерашний несмышленыш – и вдруг…осознает. Вы становитесь свидетелем того, как будет разгораться еще недавно безымянная звезда.

    Итак, каков же он на самом деле? Что может, что умеет? Прежде всего он в возрасте, когда уже возможно вам предсказать его характер со всеми добродетелями и пороками, когда он учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла, и сравнивать себя с другими, когда он хорошо усвоил, как надо правильно вести себя, и в тоже время это не мешает ему хитрить и даже быть двуличным. Он не всегда наивно искренен и знает, как надо выглядеть и перед кем, умея говорить не то, что думает. А в нужных случаях – хранить и тайну, используя ее потом в своих же интересах.

    Его эмоции ярки, но неустойчивы, и он в них – целиком, единственное утешение, что не надолго. Одной из самых негативных и травмирующих малыша эмоций в этом возрасте является обыкновенно страх – страх перед сказочными персонажами. Бабой Ягой, Кощеем, Бармалеем. Затем усиливается страх темноты и появляется страх одиночества, чуть позже – замкнутого пространства. Все эти страхи объединяются в триаду страхов, обуревающих малыша, обычно когда ему необходимо лечь в постель, где в одиночестве и темноте, в гнетущем замкнутом пространстве комнаты ему мерещатся преследующие его персонажи. Помимо этого уже с трех лет малыш боится также боли, уколов, крови, визитов к врачу. Обычно в этом возрасте ребенок начинает стыдится нежелательных поступков, а это говорит о том, что у него есть совесть. А раз есть совесть – значит, есть сочувствие и сострадание. Но эти качества не исключают и такие как зависть, агрессивность, конфликтность.

    Он начинает понимать оттенки и нюансы окружающего мира, способен уловить насмешку над собой и не прощает унижения себя. Он может жаловаться, может ябедничать на детей из самых благих побуждений, чтобы уточнить усвоенные нормы поведения, и не из самых благих побуждений, чтобы показать какой он правильный. Ему не чуждо чувство хвастовства. Он может оценить, кто в доме – главный, кто – второстепенный и кто какую роль выполняет. Он знает, кому надо жаловаться на кого, кого третировать, кого игнорировать.

    Наивность в нем сплетается с лукавством, и он уже умеет выйти сухим из воды. Малыш обычно подражает сильному, не понимая то, что сильный – не всегда самый достойный.

    После трех начинается период романтической любви к родителям. Мальчики с восторгом обожают своих мам, а девочки – отцов, испытывая часто ревность к родителям своего пола. Ребенку все труднее обходиться без ровесников. Общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет, и появляется потребность сверстниках. Давая волю нарастающей фантазии, ребенок часто «заменяет» сверстников каким-то воображаемым партнером, партнером-другом, партнером-невидимкой. С трех лет видоизменяется привязанность ребенка к матери. Она становиться уже не той, когда малыш при всех цепляется за юбку, а скрытой от всех посторонних глаз, хотя ребенок еще связан с матерью невидимой паутинкой отношений.

    Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает свой родной язык (на 90%). Активный словарь малыша от 3 до 4 лет усваивается буквально не по дням, а по часам, примерно до ста новых слов за месяц. Учитывая возрастную норму, почащеразговаривайте с ним о тех предметах и вещах, которые ему знакомы и которые он знает, и не затрагивайте в речи непонятные для малыша абстрактные понятия, хотя бы типа «счастье». Его понятие о прошлом или будущем еще в известной мере ограничено. Речь большинства трехлеток однотипна. Все предложения похожи друг на друга незыблемым порядком слов, короче говоря, простые предложения, легко воспринимаемые малышом.

    В этом возрасте начинает развиваться символическое, образное мышление, оказывающее огромное влияние на интеллект. Благодаря растущему запасу слов, малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы. Он может вам пересказать услышанное и рассказать о том, что видел, особенно когда вы задаете наводящие вопросы. Малыш способен по картинке составить рассказ. В четыре года дети начинают обобщать и понимать, что чашки т тарелки называются посуда, столы, кровати, кресло – мебель, и знают, что имеется в виду когда мы произносим слова «овощи», «фрукты».

    В четыре года малыш может заниматься одним делом до 40 или 50 минут. Однако постоянно отвлекается, переключая свое внимание с одного предмета на другой. Прерывая начатое дело, малыш берется снова за него, если оно еще не надоело. Когда ребенок увлечен игрой, он концентрируется на ней полностью.

    Совершенствуются навыки движений и параллельно улучшается их координация. Ребенку все равно какую руку он использует, но с четырех предпочитает правую и реже – левую. Он одевается и обувается самостоятельно.

    Малыш сам начинает резать ножницами. Рисует круг без образца перед глазами, пытается нарисовать квадрат, который получается с неровными краями. В три года рисует человека – символ «головонога». В четыре – человека с шестью частями тела.

    Малыш ест аккуратно, чистит зубы и полощет рот. Сам умывается вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом. Он помогает взрослым в поддержании порядка. Сам убирает свои книжки и игрушки. Он может поливать цветы, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.

    Развитие ребенка 4-5 лет

    От четырех до пяти ребенок может сделать еще больше, чем до четырех. Продолжая самоутверждаться, малыш, чтобы пустить нам пыль в глаза, приписывает себе качества и свойства, которыми еще не обладает, но очень бы хотел сам обладать, прекрасно понимая всю их ценность. Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки, вплоть до капризов и придуманных истерик, завуалированных фраз и явственных намеков. И это несмотря на то, что он усвоил нравственные нормы.

    В четыре года у ребенка может появиться первая влюбленность, наивнее и чище которой не найти. Малыш не прячет свою окрыленность, а выставляет яркость чувства напоказ, то бурно радуясь, то безутешно поддаваясь грусти. В четыре года самый яркий сорванец при виде нравящейся ему девочки способен превратиться вдруг в «пай-мальчика», а юная проказница, лишь только для того чтобы его очаровать, потупит взор и поразит всех скромностью и кротостью.

    Малыш переступил порог застенчивости. Он на пороге одного из самых важных этапов полноценного развития ребенка. Обычно это начинается в пять лет. Теперь он мало упивается успехами, а в основном стыдится недостатков, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Все это подтверждает то, что ваш ребенок – на качественно новом уровне развития в вопросах постижения себя и формируется как личность.

    Малыш так, как и раньше , весь в эмоциях, то загорается, то потухает. Но он уже умеет скрывать обиду и даже сдерживает слезы и страх. В пять лет у малышей обычно пик страхов перед сказочными персонажами. Им не дает заснуть то Змей Горыныч, то Кощей. Малыш боится неприятных сновидений и, так же как и раньше, темноты.

    От четырех лет до пяти у многих малышей обычно появляются стереотипы их полового поведения, мужского и женского, что больше всего отражается в играх. И девочки предпочитают тихие, «семейные», без выплеска эмоций игры, то мальчикам необходимы азарт, соревнования, технические средства. Обычно этот возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. При этом любовь к родителям еще не прошла, и девочки по-прежнему безумно обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. И ревность большинства детей к родителям еще теплится где-то в их душе. Помимо ревности малыш испытывает зависть, чаще всего к кому-то из детей в семье.

    Уже в четыре он не может обходиться без ровесников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Сюжетно-ролевые групповые игры все чаще выступают для него на первый план. И он в них главный режиссер, не только исполнитель. Роль взрослого в игре к пяти годам ребенка почти исчезает. Налаживаются взаимоотношения со сверстниками. Играя, ваш ребенок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет собственное мнение. В игре формируется самооценка ребенка. К пяти годам он знает себе цену. И, наблюдая за игрой, уже известно: ребенок лидер или нет, в чем слабости его характера, в чем сила.

    В четыре года дети воспринимают себя часто отдельно от родителей. К пяти годам дистанция «ребенок – взрослые» намного увеличивается, так как физическая близость ослабевает прямо на глазах, однако она заменяется взаимопониманием между детьми и их родителями, основанными на партнерстве и установке дружеских взаимоотношений.

    В четыре с половиной года обычно начинается скачок в нервно-психическом развитии ребенка. Малыш шагает семимильными шагами и поражает всех вокруг, умея прямо на глазах. Уже после пяти лет можно оценить особенности интеллекта вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшем.

    К пяти годам словарный запас превышает две тысячи слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь…

    Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

    Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

    В пять лет ребенок знает свое имя, фамилию, возраст. Он может четко назвать адрес и даже объяснить, как лучше и на чем добраться к нему домой. Малыш уже способен быть сознательно дисциплинированным и концентрировать свое внимание при выполнении задания или игре, не отвлекаясь по пустякам. Он учится считать. И даже самый неспособный и нелюбознательный малыш досчитывает до пяти. Причем почти все дети в этом возрасте в пределах данной цифры могут провести сложение и вычитание не ошибаясь. Помимо основных цветов ребенок уже знает многие другие, хотя использует их вольно. Он делает успехи в рисовании и лепке. Его рисунки уже сложны по сюжету, а человек, помимо туловища, рук и ног, имеет настоящее лицо: с глазами, ртом и иногда с ушами. В пять лет ребенок может начинать учиться игре на некоторых музыкальных инструментах.

    От четыре до пяти малыш напоминает «вечный двигатель». Сидит лишь только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «используя все то, что попадается на пути, поэтому родителям необходимо задуматься о его безопасности. К пяти годам малыш приобретает ловкость, гибкость, и возраст «грации» его в разгаре. Движения становятся намного совершеннее и эстетичнее. Особенно легко дается малышу гимнастика.

    Малыш преуспевает в навыках: он может застилать свою постель. Ест пользуясь столовыми приборами, причем не только вилкой, а иногда даже ножом. Он с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно до двух-трех поручений сразу. Он многое может и умеет.

    От игры к учебе, или кризис 6-7 лет

    Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя - внутренняя - жизнь, и он не собирается "за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она?http://detski.ucoz.ru/67437587_235_0313-1-.jpg

    Посмотрим.

    1. Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.

    Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но... не очень, и импульс "хочу" у него куда сильнее, чем мысль: "а что подумают обо мне другие..." и "к чему это приведет". Собственное импульсивное желание обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже (и мама не увидит!) - и поскачет, очень захочется поводить паровоз - перевернул стулья, уселся на первый - и "ту-ту-у-у" - поехали! Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, "что будет, если...", и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает, но... пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть - чтоб мама не заметила.)

    2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись во дворе от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что-то, и только по размазанному следу на щеках вы догадаетесь о том, что ему было плохо.

    3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. И из-за этого/благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от определенного результата, он радовался или огорчался по определенному поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются. Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель - обобщается. И из этой "суммы" делаются выводы "какой я" и "как ко мне относятся". И эта "сумма" напрямую влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается.

    Так, толстенькая и неуклюжая девочка все равно будет играть с подружками в "салки", даже если ее неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чем дело? Она "суммировала" все свои неудачи (в игре), все свои недостатки (во внешности) и все грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны, когда играет. Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со всеми), перевешивает желание. И все - никакие силы не заставят ее теперь гонять с подружками по двору. Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.

    4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

    5. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.

    Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.

    "Хочу, но не могу!"

    Иногда складывается такое впечатление, словно детишки, вволю наигравшись, оторвались от своих игрушек и внимательно посмотрели на взрослый люд. Посмотрели и увидели: а взрослые-то все знают и все могут, им все дозволено и они сами решают, что "можно", что "нельзя". Умницы-детки быстро соображают, что взрослым быть выгодно. И деткам хочется стать такими же - ужасно хочется. Вообще-то они уже пробовали "повзрослеть". Подражали нашему поведению и повторяли (на свой, детский лад) наши поступки, играли во взрослых (врачей, летчиков, воспитателей, поваров), были "папами-мамами", пытались докопаться до сути вещей, разбирая на запчасти то игрушки, то "взрослые" предметы. Они уже старались усовершенствовать то, что имеют, но... пришли к выводу: чего-то для взрослости явно не хватает. Чего же? Может быть, какого-то особенного уменья? Неизвестно...

    Ясно только одно: по-старому дети жить уже не хотят. То, что было, уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: "хочу, но не могу". А значит, начинается ломка старых стереотипов. Специалисты сказали бы так: на смену игровой мотивации приходит иная, познавательная. И как только это приходит - тут же начинается перестройка и "перекройка" отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и "опекатели", позволяющие им спокойно доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, те, которые поведут их дальше, причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний. (А не поведут - дети пойдут сами, на свой лад перекраивая и перестраивая картину мира.) И все это означает, что: Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис - кризис 6-7 лет.

    По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда проходить он будет несколько напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том случае, если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно.Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведет он себя... мм-м-м-м... как-то не так, дайте ребенку возможность активно учиться - и все будет в порядке. Не пугайтесь, что он маленький и "не потянет" школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, ходить в кружок "Хочу все знать", изучать азы домашнего хозяйства - это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл.

    Сигнал для родителей

    Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимой детки.Еще вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Ни с того ни с сего! И можете не задавать сакраментальный вопрос: "Что случилось?" - не ответит. Потому что просто не поймет, что вы имеете в виду. Просто хочется - и все; ну - хочется так, по-другому, себя вести. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки - привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать.Забавно, но ребенок больше всего протестует не против чего-то принципиально важного, а как раз против вот таких повседневных требований. Ну не нравятся они ему - и все! Впрочем, кризисные фокусы обычно безвредны и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно, неудобны для мам и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это явление временное. Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку-троечку совершенно нелепых собственных выкрутасов из той далекой поры, когда ходили в первый класс или только собирались пойти учиться.

    Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность - в активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит потребности своего желудка, - ведь правда? Так и тут. "Умственный голод" начинает терзать нашу детку и толкает на поиски "чего-то вкусненького". И каждый ребенок ищет (и находит) свою, так сказать, мисочку с едой. Так что все очень просто: дайте подрастающему возможность учиться - это будет самое вкусное блюдо для него. Дайте ребенку возможность насыщаться - удовлетворять свой "умственный" голод - и ему некогда и незачем станет бороться с вами.

    Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться. На смену игровой мотивации пришла другая–познава-тельная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность.Одно маленькое, но важное уточнение: учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле. Учиться - это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретет очень важное качество –компе-тентность. Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринужденно, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в них.

    Раньше он узнавал этот мир "снаружи" - глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил - теперь он будет узнавать его еще и "изнутри", чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Чтобы прийти в равновесие, в гармонию с миром.

    Три задачи для ребенка На этой школьной ступеньке ребенок должен:

    - научиться учиться и получать от этого удовольствие;

    - научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);

    - обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

    Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека со ступеньки на ступеньку - вверх - по лесенке развития.
    Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача. Сориентируйте себя правильно.

    Развитие ребенка 6-7 лет

    В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения.Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

    К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий), и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.

    Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития социальных по происхождению мотивов: познавательных, просоциальных (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Общая самооценка детей представляет собой положительное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

    К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, дети более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Ребёнок может отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

    Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении со взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избира-тельные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении они стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

    В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями о своей половой принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие половой роли в быту, общественных местах, в общении и т. д. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответ-ствии с половой ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - праздник, авария, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).

    Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

    ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

    К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

    В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоя-тельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение (шёпотом, либо про себя). Также ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа). Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

    Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

    В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений.

    Упорядочивание и классификацию предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения).Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом.

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

    Активно развивается диалогическая и монологическая формы речи. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. К 7 годам появляется речь-рассуждение.

    Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

    К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятель-ный читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

    К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге - важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в жизни - главный показатель общекультурного состояния и роста ребёнка 7 лет.

    В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИдети могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы рисования, использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.

    Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.
    Наиболее важное достижение детей - овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

    Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой. К концу дошкольного детства у ребенка появляется осознанная самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

    Особенности развития ребенка дошкольного возраста

    Особенности развития ребенка дошкольного возраста...

    Образец бланка "Педагогическая характеристика (оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста)"

    Образец бланка психологической характеристики особенностей ребенка для педагогов- психологов ДОУ...

    Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста

    Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Раз...

    Консультация для родителей: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (1,5-7 ЛЕТ)

    Оценка личностных особенностей детей, определение потенциальной «группы риска»....