ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мы почемучки»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Шалаева Ирина Сергеевна

Цель данной программы - развитие познавательной  активности детей в процессе экспериментирования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_pochemuchki.docx56.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

Утверждено

приказ №48/1 от «26» августа 2015 года

заведующий МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»» _______________________JI.Г.Ясакова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Мы почемучки»

для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

на 2016-2017 учебный год

Автор: Шалаева Ирина Сергеевна

Содержание

Оглавление

Стр.

I. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи  реализации Программы

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

1.3.Планируемые результаты освоения   Программы

II. Содержательный раздел.

2.1. Комплексно-тематическое  планирование

III. Организационный раздел.

3.1.Продолжительность и этапы реализации Программы

3.2. Материально – техническое обеспечение программы

3.3.Методическое обеспечение реализации Программы

4  Литература

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых дней жизни малыша. Явления и объекты привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дети по своей природе исследователи.  С большим интересом они участвуют в самой  разной  исследовательской  работе.  

Малыши очень любопытны и пытливы, а экспериментальная деятельность – это то, что им нужно. В процессе экспериментальной деятельности у ребенка задействованы все органы чувств. Он имеет возможность потрогать, понюхать и попробовать, если это безопасно, и самостоятельно все провести.

Эксперимент – это часть большой исследовательской деятельности, а значит это подготовка к дальнейшим исследованиям. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности  в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддъяков, 1995).

Эту программу можно продлить на все четыре дошкольных года, если у детей будет интерес к самостоятельной познавательной деятельности через эксперимент.

 Программа основана на системном подходе. Системный подход – это совокупность, преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов в соответствии со статьей № 8 РФ «Об образовании». Система познавательных занятий является актуальной в развитии познавательного интереса ребенка.

Прилагается тематический план по экспериментированию младшей группы.

Цель

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

Задачи

  1. Создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
  2. Учить детей ставить цель, решать проблему,  проверять их опытным путем, делать выводы, рассуждать.
  3. Поддерживать у детей  стремление к открытию и чувство удовлетворения от проделанной работы.

Принципы

Принцип научности - его сущность состоит в том. Чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

Принцип развивающего обучения - По мнению Л.С.Выгодского: «Обучение не должно ориентироваться на достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного забегая вперед, чтобы ребенку необходимо приложить усилия для овладения новым материалом». Он имеет две зоны развития: Зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень. Зона ближайшего развития – это завтрашний уровень развития ребенка. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития»

Принцип систематичности и последовательности - Он предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе. Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.

Принцип наглядности - Этот принцип «золотое правило дидактики, ибо ничего нет в уме, чего не было в ощущениях» (Я.А.Каменский) Он способствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное. Реальные предметы наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Обеспечивают понимание и прочное запоминание. Но все хорошо в меру. Необходимо помнить, что переоценка наглядности в обучении задерживает развитие словесно-логического мышления.

Технологии

  • Система
  • сотрудничество
  • игровые

Методы и приемы

  • Эксперимент
  • проектирование
  • практический (повторения, упражнения, частичный показ)
  • словесный (рассказ, объяснение, вопросы, рассуждения)
  • наглядный
  • тактильный

Формы

  • Подгрупповые
  • Индивидуальные

Правила безопасности

  • Во время эксперимента вести себя спокойно, не вертеться, чтобы ничего не уронить, не пролить;
  • Учиться брать только те предметы, которые требуются;
  • Ничего нельзя брать в рот и пробовать;
  • Ничего не уносить с собой с эксперимента;
  • Соблюдать аккуратность и осторожность в работе со стеклянными  предметами и жидкими веществами;
  • Пользоваться спецформой  в лаборатории.

Планируемые  результаты

В результате освоения программы по дополнительному образованию у  детей младшего дошкольного возраста сформированы основные компетенции: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Содержание работы

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Кол-во часов

 Сентябрь

Составление плана работы

Подготовить весь необходимый материал для работы в лаборатории с детьми второй младшей группы.

Заготовить необходимый природный и бросовый материал.

Октябрь

Знакомство с лабораторией

Познакомить детей со словом «лаборатория» и с содержанием в ней

Познакомить с правилами безопасности

Вызвать желание работать в лаборатории.

Весь лабораторный материал

1 ч

Ноябрь

Песок

Глина

Уточнить, каким  бывает песок: (сахарным, речным, карьерным, сухим, влажным)..

Рассмотреть,  из чего состоит песок.

Узнать, как «ведет» себя песок в разном состоянии (сыплется, движется, лепится).

Познакомить с глиной.

Исследовать руками ее свойства.

Сравнить глину с песком.

Спецформа для лабораторных работ.

Песок: сахарный, речной, карьерный.

Глина разного вида, сухая и готовая к работе.

На каждого ребенка: прозрачные стаканы, трубочки, клееночки, салфетки, подносы, вода, формочки, ложки или совочки, комочки глины

1 ч

Декабрь

Вода

Познакомить со свойствами воды: теплая, горячая, холодная, льется, течет, бежит струйкой ,

прозрачная, мутная, принимает нужный цвет, растворяет некоторые вещества, жидкая – твердая (лед)

Воспитывать бережное отношение к воде.

Форма; стаканы, баночки прозрачные, подносы, мерные стаканы, сахарный, речной песок, мел,

кубик, по формочке, ложке, трубочке

1 ч

Январь

Лед

Познакомить детей с качествами и  свойствами льда

Дать самостоятельно утвердиться в том, что лед холодный, скользкий, прозрачный, бьется, тает, плавает, превращается в воду и снова в лед.

На основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.

Форма; замороженные пластинки, шарики; подносы, стаканы, формочки, маленькие тазики, палочки, ложки, газетная бумага, стихотворение Кодряна «Гололед», картинки про гололед

1 ч

Февраль

Магнит

Дерево

Познакомить детей со свойствами магнита и его функциями.

Самостоятельно убедиться в том, что магнит твердый, гладкий, тяжелый, притягивает, отталкивает и поднимает, действует через преграды (бумагу).

Познакомить детей со свойствами и качествами дерева.

Дать самостоятельно утвердиться в том, что дерево твердое, шаршавое, гладкое, не бьется, не ломается, плавает, бывает хрупким, имеет разный цвет; дерево можно пилить строгать, рубить, выжигать, вырезать.

Воспитывать безопасное обращение с деревом.

Форма; маленькие магниты, подносы, маленькие тазики, вода в стаканах, бумага; мышка из бумаги с металлической пластинкой внутри ее.

Форма; подносы, тазики с водой, разные породы дерева, стружка, опилки; рубанок, пила, выжигатель; магниты, камушки, деревянные изделия

Март

Камень

Познакомить детей со свойствами и качествами камня.

Через эксперимент определить, что камни бывают разные твердые и мягкие, растворимые и нет,  тяжелые, гладкие и шаршавые,  цветные и прозрачные (драгоценные).; тяжелые камни вытясняют воду, они не плавают.

Форма; камни разного вида и размера, подносы, вода в тазиках, деревянные предметы для сравнения, большой стакан или кувшин с водой; произведение Толстого «Хотела галка пить…».

1 ч.

Апрель

Жизнь растений

Познакомить с жизнью растений через плод и семя.

Определить через эксперимент свойства  плода (лука или моркови) и семян сухих и пророщенных (цветов , овса или гороха).

Довести до понимания детей, что растения без влаги, света -  тепла жить не могут.

Форма; каждому стаканчики с водой, землей; луковица или морковь; семена ноготков или гороха, маленькие тарелочки  с марлевой салфеткой для проращивания; подносы, тряпочки для уборки столов.

Подвижная игра – физминутка «Расти, расти, лучок».

1 ч.

Май

Анализ работы

Показательные, итоговые эксперименты для родителей.

Создание фотоальбома: «Растем и развиваемся вместе».

Форма; каждому лабораторное оборудование по разным экспериментам.

1 ч.

  1. Организационный раздел.

Продолжительность и этапы реализации Программы

Программа ориентирована на работу с дошкольниками  3 -4 года и рассчитана на один года обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут. Общее количество часов в год - 9 ч.

Материально – техническое обеспечение программы

п/п

Оборудование

Кол-во

1.

Подносы, тарелки

10 шт.

2.

стаканы прозрачные,

10 шт.

3.

разной формы баночки прозрачные

по 10 шт.

4.

разной формы ложки

по 10 шт.

5.

Доска магнитная демонстрационная

1 шт.

6

фартуки

8 шт.

Материал разного вида: вода, соль, песок:  сахарный, речной, карьерный; вата; салфетки бумажные; бумага разного вида; ткань; магнит; деревянные, металлические предметы; целофановые пакеты; вертушки и др.

Список литературы

  1. Л. Н. Прохорова «Организация детского экспериментирования» - Владимир. 2000г.
  2. Т.И. Гризик «Познаю мир». Москва «Просвещение». 2000г.
  3. Е.А. Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста». Волгоград. 2009г.
  4. Л.Б. Сумм «Занимательная книга вопросов и ответов».

           Москва. «Росмэн» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Почемучка"

Программа кружка "Почемучка"....

Программа кружка "Почемучка"

Кружок "Почемучка" по поисково-познавательной деятельности дошкольников старшего возраста...

Рабочая программа факультатива "Почемучка" по познавательно-речевому развитию старших дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ)         ...

Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)

Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...

Рабочая программа кружка "Почемучка"

Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный...

Рабочая программа кружка "Почемучка" 3-4 года

Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный годПоясните...

Промежуточный диагностический материал к авторской программе "Академия почемучек"

Задания в сюжетно-игровой форме позволяют выявить уровень усвоения предложенной программы в рамках дополнительного образования. Критерии в авторской программе "Академия почемучек"....