программа самообразования на2013-2016 уч.года
рабочая программа (младшая группа) на тему

Миронова Галина Анатольевна

программа самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie.docx133.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №51»

Программа саморазвития воспитателя

  первой младшей группы в межаттестационный период

Воспитатель:

Миронова Г.А.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2 – 3 лет».

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

Сроки реализации программы:

3 года – (2013-2014; 2014-2015; 2015-2016 учебные года)

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развитии мелкой моторики кисти и пальцев рук  у детей 2- 3 лет.

 Задачи достижения поставленной цели:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития
  • Разработать методические и дидактические материалы (проекты, серия конспектов, комплект электронных образовательных ресурсов) по теме, дидактические игры и пособия для детей
  • Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе
  • Представить материалы в процессе методической работы (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация)

Ожидаемые результаты:

  • Отчёт по результатам анализа психолого-педагогической литературы по проблеме
  • Пакет методических, дидактических и демонстрационных материалов по теме
  • Аналитическая справка по результатам апробации методических, дидактических и демонстрационных материалов
  • Обобщён опыт работы

Этапы реализации программы:

1 ЭТАП 

Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) - 2013 -2014 учебный год:

2 ЭТАП 

 Внедрение в практику в 2014 – 2015 учебном году.

3 ЭТАП 

 Представление опыта работы по теме в 2015 – 2016 учебном году.

План работы по саморазвитию

  • 1 этап Аналитико-проектировочный

        (анализ ФГОС ДО, психолого-педагогической литературы, опыта других педагогов, электронных ресурсов, подготовка аналитической справки, определение тем проектов, конспектов, выступлений и пр.)

  • Изучение научной и учебно-методической литературы.
  • 2 этап Практический

        (разработка, реализация проектов, разработка и апробация конспектов непосредственно образовательной деятельности, организации прогулок, экскурсий и  методических мероприятия и пр.)

  • Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на 2014 – 2015 учебный год
  • Разработка картотеки игр для развития мелкой моторики рук.            
  • Составление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • 3 этап Обобщающий

        (систематизация материалов, подготовка аналитических справок и отчетов)

  • Открытый показ непосредственно – образовательной деятельности для педагогов ДОО "Ягодки для птичек " - лепка из пластилина.
  • Составление консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? ».
  • Публикация на личном сайте консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Публикация на личном сайте картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
  • Участие во Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех – ххi», направление «Современный урок (занятие)» "Ягодки для птичек " - лепка из пластилина.
  • Составление доклада – отчёт к педсовету о проделанной работе.

Условия реализации:

  • Включение в коллективную деятельность ДОО по реализации образовательной программы ДО и других документов проектировочного характера
  • Оптимальное распределение собственного рабочего и личного времени
  • Использование ИКТ-технологий для оптимизации работы по реализации программы саморазвития

Виды отчётности:

  • Выписки из приказов, протоколов, справки по ДОО
  • Методические материалы
  • Дидактические материалы
  • Демонстрационные материалы и ЭОР
  • Аналитические справки
  • Благодарственные письма
  • Портфолио
  • Информация на сайте
  • Документация по повышению квалификации и результатам аттестации

Стратегия работы :

 Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

• работа с конструктором ЛЕГО

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Список приложений:

  1. Список научной и учебно-методической литературы.

( Приложение № 1)

  1. Анализ методической литературы и электронных ресурсов

по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» ( Приложение № 2)

  1. Перспективный план работы по развитию мелкой моторики

          на 2014 – 2015 учебный год ( Приложение № 3)

  1. Конспект непосредственно – образовательной  

"Ягодки для птичек " - лепка из пластилина. ( Приложение № 4)

  1. Картотека игр для развития мелкой моторики рук.            

  ( Приложение № 5)

  1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». ( Приложение № 6)
  2. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? ». ( Приложение № 7)

Приложение № 1

Список методической литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников, Издательство:  «Детство», 1996 г.
  2. Данилова Е. «Пальчиковые игры», М.: Росмэн-пресс, 2007 г.
  3. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей", Издательство: Литера, 2008 г.
  4. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  5. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
  6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
  7. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  12. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
  13.  Кольцова М. М «Ребёнок учится говорить»
  14. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  15.  Электронные ресурсы
  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  1. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
  2. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/581288
  3. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  5. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml

Приложение № 2

Анализ методической литературы и электронных ресурсов

по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

В практике детского сада существует множество различных подходов к развитию мелкой моторики руки дошкольников. Анализ методической литературы позволил выявить следующие формы, методы и приемы, которые наиболее активно используются в учебно-воспитательном процессе.

Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»

В книгу включены игры для развития мелкой моторики рук. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирование и др. Каждый раздел открывают краткие рекомендации для взрослых. Описания игр представлены в стихотворной форме, сопровождаются рисунками. Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы.

Данилова Е. «Пальчиковые игры»

Книга предназначена для рассматривания, чтения и занятий с детьми 2-4 лет. В игровой форме представлены разнообразные занятия по развитию мелкой моторики, занимательные пальчиковые игры и упражнения. Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей"

В книге представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Советы и рекомендации опытного специалиста не только помогут правильно организовать занятия, но и сделают их увлекательными и необременительными для малыша.
Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» 

Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного восприятия, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей малыша. Предлагаемые в книге игры-занятия предназначены для работы с детьми первого, второго и третьего года жизни и направлены на развитие у них восприятия цвета, формы, размера предметов.
Книга адресована педагогам, воспитателям и родителям для занятий с детьми в детских дошкольных учреждениях и дома.

Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры»

 Книга содержит традиционные пальчиковые игры - стихи и потешки, которые ребенок будет рассказывать руками, и где пальчиковая форма или жест комментируют почти каждое слово. Каждая игра сопровождается схемами жестов с пояснениями. Для детей от 2 до 4 лет.

Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»

В книге рассматриваются проявления и причины нарушений сложнокоординированных движений рук. Предлагаются тесты для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения, статической и динамической координации, координации движений рук и ног. Даются рекомендации для организации занятий.
Основная часть пособия занята играми с учетом возрастных особенностей детей. Описания пальчиковых игр иллюстрируются рисунками. Предлагаются инсценировки для включения в занятия и физкультминутки. Даются рассказы для пересказа в сопровождении ручных движений. Представлены теневые игры.
Предложенные упражнения стимулируют также развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.
Пособие может использоваться на фронтальных, индивидуальных занятиях, а также дома. Рекомендуется для дефектологов, воспитателей, родителей.

Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей.»

 В книге представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Советы и рекомендации опытного специалиста не только помогут правильно организовать занятия, но и сделают их увлекательными и необременительными для малыша.

Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры.»

В книге известного петербургского логопеда О.И.Крупенчук представлены пальчиковые игры для детей 4-7 лет - комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Для родителей и детей, логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы.

Пименова Е. П. «Пальчиковые игры.»
Пальчиковые игры эффективно развивают речь и мелкую моторику у детей. Благодаря таким играм у ребенка развивается внимательность и способность сосредотачиваться. В книге представлены пальчиковые игры для самых маленьких: упражнения для массажа и самомассажа рук, игры со звуковым сопровождением без использования предметов и с использованием различных предметов (ткань, пуговицы и т. д.) и для детей постарше: пальчиковый театр и театр теней, лепка, мозаика, игры с бумагой, плетение. Отдельная глава посвящена пальчиковым играм для подготовки детей к письму - рисование пальчиками, игры, сопряженные с рисованием, штриховка и т. д.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.»

 «Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.
Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

Цвынтарый В.В. «Играем с пальчиками, развиваем речь»

Настоящее пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, логопедов и учителей подготовительных и начальных классов. Занятия, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие, воображение, наблюдательность); оно знакомит детей с геометрическими фигурами, со счетом. Эти все функции тесно связаны с развитием речи, способствуя ее развитию. 

Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками».

Пособие для игрового дошкольного обучения, осуществляемого родителями и воспитателями. Известно, что всем детям нравятся «пальчиковые игры». Но, кроме того, что они забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у ребёнка мелкую моторику и координацию движений, активизировать речевые навыки, память и мышление, пробудить творческое воображение и внимание. Системные и продуманные занятия с ребёнком по этой книге помогут ему в дальнейшем легче включиться в процесс школьного обучения и, в частности, быстрее овладеть навыками письма. Прежде чем разучить с малышом упражнения, данные в книге, вам необходимо самим хорошо освоить каждое из них. Необходимо, чтобы у ребёнка осталось впечатление лёгкости и эмоционального подъёма от увиденного. Только тогда он с удовольствием будет выполнять задание, и в дальнейшем он вспомнит его сразу, увидев соответствующую картинку. 

М. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»

В простой и доступной форме рассказывается об основных этапах формирования речи детей. Показана роль движений пальцев рук в развитии речевой функции, приемы ее активации. Описано построение развивающей программы «Пальчиковый игротренинг», практическая часть которой основана на телесноориентированных играх народной традиции.

Лена Данилова « Пальчиковые игры»

Книга предназначена для рассматривания, чтения и занятий с детьми 2-4 лет. В игровой форме представлены разнообразные занятия по развитию мелкой моторики, занимательные пальчиковые игры и упражнения.
Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

Приложение № 3

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики

на 2014 – 2015 учебный год

СЕНТЯБРЬ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1.Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

2."Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

4. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

5. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

6. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

7.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

8. Игры с мозаикой

Образовательная деятельность с детьми

1."Клубочки для котят" – рисование, методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

Взаимодействие с семьёй

Опрос (анкетирование) - «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка» Выяснить уровень понимания роли сенсорной культуры в жизни ребенка

ОКТЯБРЬ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1."Сложи картинку" из 4 частей

 2."Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

3."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

4."Найди вторую половинку" - разрезные картинки

5.Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

7."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

8.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

9."Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

10."Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

11."Крылышки для птички" упражнение с прищепками  ( силуэт птички, крылья из прищепок)

 12.Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

Образовательная деятельность с детьми

1."Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2. "Яблоки на тарелке"- рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

3.Штриховка овощей и фруктов – дождик намочил

4.Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

Взаимодействие с семьёй

Буклет «Задачи сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Познакомить родителей с задачами сенсорного воспитания их детей

НОЯБРЬ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

5."Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

6."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

7."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

8."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

9."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

10.Разложи пуговицы по цвету

11. Работа со шнуровками

12. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

13.пальчиковая игра "Ладошки"

Образовательная деятельность с детьми

1.Рисование горошков на платье

Взаимодействие с семьёй

Круглый стол «Значение развития сенсорной культуры в раннем детстве» - Обсудить с родителями значение развития сенсорной культуры в раннем детстве

ДЕКАБРЬ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

5."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

6."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

7."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

8.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

9."Волшебный мешочек" - определить на ощупь резиновых животных

10. Работа с тактильными дощечками

11."Новогодний подарок для белочки"

12.Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять их на ощупь

13."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

14."Лепим снежки большие и маленькие" - из салфеток скатывание шариков разного размера

Образовательная деятельность с детьми

1."Снежная баба" - лепка из пластилина

Взаимодействие с семьёй

Статья «Мозаика, как средство развития сенсорной культуры ребенка» - Проинформировать родителей о значимости мозаики, как средства развития сенсорной культуры ребенка

ЯНВАРЬ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

."Кто это" - крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить,  где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" - втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" - сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

5."Собери семью" - наложи трафарет на контур

6."Кто пришел" - рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

7."Чтобы мишке было теплее" - нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

8. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

9."Мама или малыш" - определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

10. Работа с тактильными дощечками

11."Угощение для птиц" - сортировка семян

12."Кто спрятался под листочком" - определить предмет под зеленой тканью

Образовательная деятельность с детьми

1."Ягодки для птичек " - лепка из пластилина

Взаимодействие с семьёй

Советы «Виды мозаик. Как подобрать мозаику?» - Познакомить родителей с видами мозаик

ФЕВРАЛЬ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

5."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

6."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

7. "Научим дочку шнуровать ботинки"

8. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

9. Самомассаж ладоней

10. "Построим дом из кубиков"

11. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

12. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

13. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

14."Собери машину" из геометрических фигур

15."Разрезные картинки из 4 частей"

Образовательная деятельность с детьми

1. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

Взаимодействие с семьёй

Папка-передвижка «Игры на развитие сенсорного восприятия детей» - Познакомить родителей с играми на развитие сенсорного восприятия детей

МАРТ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

3."Следы от капели" рисуем точки на манке

4."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

5.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

6.Собери пирамидку

7."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

8."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

9. Штриховка и обводка по контуру игрушек

10. Пальчиковый театр "Репка"

11. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

12.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

Образовательная деятельность с детьми

1."Аппликация "Цветы" - цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

Взаимодействие с семьёй

Семейное изготовление игр по сенсорике - Организовать родителей для участия в создании игр по сенсорике

АПРЕЛЬ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1."Недошитое платье" - пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

5."Собери картинку из 4 частей"

6."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

7. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

8."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

9. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

10."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

11. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

12. Пальчиковые игры, разученные раннее

Образовательная деятельность с детьми

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2. «Курочка в гостях»  рисование «тычком»

Взаимодействие с семьёй

Консультация «Такие полезные игры дома (игры на развитие сенсорных способностей ребенка) - Познакомить родителей с разновидностями игр на развитие сенсорных способностей ребенка

Памятка «Играем пальчиками» (о пальчиковой гимнастике) - Познакомить родителей с разновидностями пальчиковых игр

МАЙ

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1."Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

5. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

6."Строим дачный дом" из конструктора

7."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

8. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

9.Пальчиковый театр "Колобок"

10. Игры и упражнения, изученные ранее

11.Шнуровки, липучки

12. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

Образовательная деятельность с детьми

Взаимодействие с семьёй

Опыт семейного воспитания «Такие полезные игры дома (игры на развитие сенсорных способностей ребенка) - Обсудить с родителями использование игр на развитие сенсорных способностей ребенка в семейном воспитании



Приложение № 4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 51»

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию

в первой младшей группе

(лепка)

Тема:  «Ягодки для птичек»

                                                                                          Выполнил  воспитатель                                                                                                                  МБДОУ «Детский сад № 51»                                                                                        Миронова Галина Анатольевна

г. Заволжье                                                                                                                            2016 год

 Цель: способствовать формированию умения создавать объект из пластилина в соответствии с мотивационным замыслом.

 Задачи: 

  1. познакомить с русской народной песенкой «Чики, чики…»;
  2. способствовать развитию навыка различать и называть красный цвет,
  3.  закреплять представление  о форме предметов,
  4. обогащать сенсорный опыт детей путём обведения предметов по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой;
  5. закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями.   

 

 Оборудование и материалы: иллюстрация к русской народной песенке, игрушка птичка, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа ( ягоды, имеющие круглую форму, например ягоды рябины), пластилин красного цвета, дощечки, салфетки на каждого ребёнка.   

 Место проведения: группа.

Возраст: 2-3 лет.

 Предварительная работа: наблюдение за птицами из окна; рассматривание иллюстраций; рассматривание муляжей ягод; знакомство с русскими народными потешками и песенками; знакомство с красным цветом; знакомство с формой предметов. 

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание,  анализ готовых построек, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос, мотивация деятельности.

Содержание непосредственно - организованной деятельности детей.

1 часть. Организационно-мотивационная

Дети с воспитателем стоит у окна, смотрят у окна, смотрят на птичек.  

Воспитатель. Холодно на улице. Морозно. Мы с вами можем зайти и погреться. А вот птичкам приходится очень тяжело. Они в любую погоду живут на улице. Вот к нам сегодня в гости залетела одна птичка ( показывает детям игрушку) и рассказала мне, как зимой птички страдают не только от холода, но и от голода. Ведь зимой не найдёшь ни зерна, ни червяков. Позаботимся    сегодня о птицах, покормим их чем-нибудь вкусным.                                                 

2 часть.  Разрешение проблемной ситуации

Воспитатель. Но сначала давайте немного развеселим нашу гостью. Пусть она вместе с вами послушает весёлую потешку.                                                                                        

Воспитатель (читает потешку).

Чики-чики-чикалочка,                                                                                                              

 Едет Коля на палочке,                                                                                                  

 Сашенька – в тележке,                                                                                        

Щёлкает орешки.

Воспитатель показывает детям картинки, иллюстрирующие русскую народную песенку, просит их рассказать, что они видят на ней.

Физкультминутка.

Игра «Чики, чики…»

Игра проводится под русскую народную мелодию в обработке Е. Тиличеевой «Чики-чики-чикалочки…».                                                                                                              

Двое детей бегут по кругу («едут в тележке»), остальные дети машут им руками. Зачем выбираются двое других детей.                                                                          

Воспитатель. Что же любят птички? Они с удовольствием клюют зернышки.  Но мы сегодня приготовим для них вкусные ягоды, которые ещё можно найти на деревьях. Вот, например, до сих пор на деревьях висят гроздья ягод рябины, калины.

 ( Прикрепляет на фланелеграф изображения рябины, калины и др.)

 На что похожи ягоды?(Ответы детей.) 

Да, это маленькие шарики. А какого они цвета? (Ответы детей.) 

Ягодки красного цвета. Возьмите в коробочке пластилин нужного цвета. (Дети выполняют задание.)                                                                                          

Воспитатель. Комочек пластилина у нас большой, а ягодки маленькие. Поэтому от комка пластилина надо отщипнуть небольшой кусочек, а затем скатать из него шарик. Как скатывается шарик? (Дети выполняют кругообразные движения ладонями.)            

Воспитатель показывает приёмы скатывания из пластилина небольших шариков и показывает, как аккуратно их нужно разложить на дощечке.  

Воспитатель. Вот и готово у меня кушанье для нашей гостьи. Но сколько ещё птичек на улице осталось голодным! Помогите им.                                                                             

Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приёмы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Заключительная часть

                                                                                                             

Вылепленные изделия раскладываются перед птичкой.

Воспитатель. Вот теперь у птичек много еды, и они не замёрзнут от холода.  Заботьтесь о птичках всегда. Не жалейте для них зернышек, крошек. И тогда они весной и летом будут радовать нас своим прекрасным пением.

(Можно включить запись птичьих голосов)

Приложение № 5


Картотека пальчиковых игр для малышей - развитие мелкой моторики

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_1.jpeg

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_2.jpeg

ФЛАЖОК

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_3.jpeg

ЛОДКА

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_4.jpeg

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_5.jpeg

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_6.jpeg

СТОЛ

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_7.jpeg

ГРАБЛИ

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

https://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_568e0112ed75b/tiemasamoobrazovaniiarazvitiiemielkoimotorikiumladshikhdoshkolnikov_8.jpeg

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.


Приложение № 6

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

 

Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования дыхания. Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.

Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Развивать мелкуюмоторику легко могут и родители, в домашних условиях. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия. На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

 Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения

–Игры  с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых).

-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.

-Рисование карандашом (фломастером, кистью).

-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц.

-Одевание и раздевание игрушек.

-Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

-Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

-Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

-Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

-Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

-Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

- Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

- Доставание бусинок ложкой из стакана.

- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

-Продевание нитки в иголку.

-Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

-Стирание ластиком нарисованных предметов.

-Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

-Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

-Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

-Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

-Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

-Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

-Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

-Сжимание и разжимание эспандера.

-Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

-Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

 

Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто! Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

На основе проведения опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Таким образом, роль родителей в развитии мелкой моторики трудно переоценить.

Приложение № 7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»

 

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Родителей и педагогов должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявит, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Многие учёные считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Помните, что малышам от года до трёх упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец – большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

- Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

- Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрёшек.

- Игра с вкладышами.

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Шить, вязать на спицах.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Резать ножницами.

- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т. д.).  К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Также большую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. При анализе обследования развития мелкой моторики и графических умений дошкольника рассматриваются такие показатели, как ловкость, скорость, развитие моторики, способность чертить вертикальные и горизонтальные линии, ровность и чёткость штриха. Наличие факторов риска по данным показателям говорит о несформированности моторных функций.

Прогноз школьных трудностей на основе выделения данного фактора риска рассмотрим в таблице:

 

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры компенсации и коррекции

Несформирован-

ность моторных функций

Наиболее вероятен комплекс трудностей при обучении письму (если нет других факторов риска). Медленный темп деятельности при выполнении любых письменных заданий

Специальная система развивающих занятий, специальная система подготовки и обучения письму. Категорически противопоказано форсирование скорости обучения письму на начальных этапах

Забота о здоровье ребёнка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении поможет быстрее достичь желаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 года жизни основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по освоению детьми 4 года жизниосновной общеобразовательной программы дошкольного образованияв группе общеразвивающей направленности...

Подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002—2005 годы)» Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001—2005 годы)

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований — от мистическ...

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе «А» комбинированной направленности

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого  года жизни в подготовительной группе  ...

Программа самообразования по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности во второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Времена года. Для детей 3-4 лет»

Программапо использованию  нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиво второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Времена года. Для детей 3...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Программа самообразования «Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФОП по средству использования дидактических игр, выполненных в программе Power Point»

Программа самообразования«Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФОП по средству использования дидактических игр, выполненных в программе Power Point&r...